Вячеслав Кенденбиль: Я единственный фаготист в Туве
Сегодня наша встреча с уникальным в своем роде человеком, с сыном тувинского классика, композитора Ростислава Кенденбиля, ветераном Государственного симфонического оркестра Республики Тыва, единственным в республике музыкантом фаготистом – Вячеславом Кенденбилем.
– Вячеслав Ростиславович, знаете, какое интересное совпадение получилось? Оказывается, я родился в тот же день, что и вы – 30 января, тоже Водолей, тоже Вячеслав. Только мне восемнадцать, а вам исполнилось пятьдесят лет. Вы, наверное, тоже будете отмечать эту круглую дату творческим вечером, как недавно Сергей Николаевич Олзей-оол?
– Это зависит от того, дадут ли мне звание «Заслуженный артист республики Тыва». Мой коллектив уже подал ходатайство в Министерство культуры. Там соберется коллегия, а окончательно будет решать правительственная наградная комиссия. Если дадут, будем официально отмечать, а так отметили в узком семейном кругу.
– Помимо того, что играете в симфоническом оркестре, вы являетесь членом джаз-группы «Симфо-Тыва-Биг-Бэнд».
– Да, проявив собственную инициативу, на базе симфонического оркестра мы создали эту группу. Сначала она была небольшая, потом шесть, семь человек и постепенно, в течение двух-трех лет расширилась до десяти.
– Когда вы ступили на музыкальное поприще и стали делать свою карьеру?
– Когда начал учиться в музыкальном училище, в 1962 году. Через год с однокашкой Сергеем Олзей-оолом организовали эстрадный ансамбль. Тогда у нас дружный коллектив подобрался. Меня приглашали на различные мероприятия в ДК «Энергетик», участвовал в агитбригаде, ездил по районам. С Кожер-оолом Оюном, это где-то в 60-х годах, танцевал в городской самодеятельности.
– Вы еще и танцевали?
– Да (смеется). Но это просто самодеятельный ансамбль был. Помню, был случай, когда я еще в спектакле играл. Поехали на гастроли в Чадан. Заболел Монгальби, и мне пришлось выступать вместо него. Также работал на танцплощадке, начиная с духового оркестра и кончая эстрадным. До армии в театре играл. Тогда в театре был штатный оркестр. Пришел с армии, тут начали организовывать «Саяны», пригласили меня в оркестр. Два месяца ходил просто так, получал зарплату. Постепенно организовались, делали программы, ездили по Туве, Красноярскому краю, Хакасии, Уралу. А с 1973 года перешел работать в симфонический оркестр. Пока молодой, холостой, можно ездить по гастролям. А потом – жена, семья. Ей тяжело приходилось, я все время на гастролях, и она одна растила дочку. И вот с 1973 года работаю в симфоническом оркестре.
– Да нелегко приходилось вашей жене, когда вы гастролировали. Ваша жена, как я понял, тоже человек искусства?
– Да, Галина закончила Кызыльское училище искусств и Кемеровский институт культуры, преподает в музыкальной школе класс домбры. Дочь Ольга тоже закончила Кызыльское училище искусств. Сейчас замужем, живет в Новосибирске.
– Чем вы любите заниматься в свободное время?
– Когда молодой был, увлекался фотографией, а сейчас у меня хобби – рыбалка. Спускаться с Тоджи до Кызыла и рыбачить.
– Давайте вспомним о ваших родителях, ведь они много сделали для развития искусства Тувы.
– Мама, Екатерина Седип-ооловна – актриса театра, сейчас на пенсии. Но по мере возможностей работает, помогает театру ставить спектакли и концерты. А отец был очень талантливый человек. Много написал для симфонического оркестра, много написал песен, наверное, больше шестисот, никто толком и не считал. Сейчас у мамы переписаны и готовы к печати песни отца, которых еще никто не пел. Целый сборник, примерно двадцать песен. Он их написал в последние годы своей жизни. А его старые песни у всех на слуху, такие, как «Авам уну», начиная от простых песен и кончая крупными формами для хоров. Он написал первую и единственную тувинскую оперу «Чечен и Белекмаа». Опера была сдана комиссии на сцене старого драмтеатра в 1973 году. Но, чтобы по-настоящему ее поставить, нужны деньги, талантливый оперный режиссер, балет, хор, драматические актеры, сценическое оформление – все упирается в средства, которых сейчас нет у искусства. Сейчас театр «Кузел», например, оформляет сцену тумбочками, но они все-таки работают, молодцы, мне они нравятся. Раньше, в 60–70-е годы было по-другому: в театре оркестр был, много музыкальных спектаклей ставили. Оркестром сопровождали спектакли «Тетка Чарлей», «Хайыраан бот», оперетты Чыргал-оола, музыкальные спектакли моего отца. Живая музыка была, а сейчас ставят только фонограмму.
В 1966 создали симфонический оркестр, было сделано большое дело для культуры Тувы, для ее музыкального развития. Композиторы Чыргал-оол, Кенденбиль, Тока, Хуреш-оол, Нухов много написали симфонических произведений. Слушаешь местное радио, а там вся музыка из наших записей 60-70-х годов.
– Я заметил в ваших с отцом именах определенную закономерность: Ростислав, Вячеслав. Это, наверное, семейная любовь к истории древнерусского государства?
– Нет, все намного проще. Это пошло с сороковых годов. Когда отец начинал работать в театре, приезжали специалисты из Союза: Ростислав Миронович, Алексей Аксенов… Многие брали имена своих педагогов, своих башкы. У моего отца имя от Мироновича. А фамилия у него Куулар, а Кенденбиль – это его имя, которое он поменял на фамилию, когда начали вводить паспортную систему, после присоединения Тувы к СССР.
– Кого из известных музыкантов вы больше всего цените и уважаете, за что и почему?
– Я с юности увлекался эстрадой и из наших, советских, хочу выделить эстрадных музыкантов и исполнителей джаза. Например, Эдуард Хиль. У нас в Туве было много талантливых певцов. И знаете, что я заметил? Талантливые ребята не могут пробиться. Есть данные, способности, голос, а выбиться могут лишь немногие.
– И все-таки молодые музыканты приходят.
– Да, сейчас у нас много молодежи, особенно в духовой группе, а с сотрудниками плоховато. Дело идет к тому, чтобы нанять специального педагога, который бы за столько-то лет подготовил определенную группу музыкантов по такому-то направлению.
– Пишете ли вы музыкальные произведения, как ваш отец?
– Нет, видимо, мне не дано. Даже не пробовал. Этим занимается тот, кому это дано от природы.
– Вы единственный в Туве играете на фаготе. Почему вы выбрали именно этот инструмент?
– Да, к сожалению, я единственный фаготист в Туве. Когда учился в музыкальном училище, к нам приехал педагог Александр Павлович Носков, он и уговорил меня играть на фаготе. А вначале я хотел выбрать кларнет.
– Каким бы вы хотели видеть музыкальное будущее Тувы?
– Хотелось бы, чтобы наш оркестр существовал, был на плаву, чтобы были хорошие музыканты, полный состав, чтобы было, что играть. Ведь для оркестра мало кто пишет. Из местных только Владимир Тока. Альберта Танова уже не стало.
– Его сын Вячеслав Танов тоже пишет музыку?
– Да, он пишет и инструментальные произведения, но, в основном, детские песенки для школьников. Хочу, чтобы муздрамтеатр оправдал свое название, чтобы имел свой оркестр, который бы сопровождал спектакли. Мы, в свое время так и делали, человек десять брали первые голоса и играли.
– Говорят, в районах за билеты платят сейчас «натурой», идет бартерный обмен. Артисты возвращаются с гастролей, а автобус набит продуктами.
– Да, картошкой, капустой. Так делают «Саяны» и артисты филармонии. Мы-то, в основном, ездим и выступаем бесплатно. Нам, главное, чтобы зритель нас понимал и ценил. Я за свою жизнь и танцевал, и в спектаклях играл, но смыслу своей жизни – музыке оставался верен всегда.
Прошло время…
Через некоторое время после нашего интервью Вячеславу Ростиславовичу присвоили-таки звание «Заслуженный артист Республики Тыва». А симфонический оркестр перешел в состав филармонии. Приехал основатель оркестра Леонид Иванович Карев, который оживил жизнь коллектива и как дирижер, и как аранжировщик. Состав оркестра пополнился молодежью. Играть стали и солидно, и насыщенно. Если есть молодежь в искусстве, значит, у него есть будущее. А это радует и вселяет надежду.
Фото:
2. 16-летний Вячеслав Кенденбиль в Кремлевском театре. Москва, 16 октября 1964 г. 20-летие Тувинской АССР.
3. Ростислав и Вячеслав – отец и сын. 1951 г. На обратной стороне этого снимка есть трогательная надпись: «На долгую вечную память сыну Славику от папы. Вспоминай отца». И подпись – Р. Кенденбиль.
4. С женой Галиной Федоровной и внуком Ванечкой. 1997 г.
5. Государственный симфонический оркестр Гостелерадио Республики Тыва. 1991 г.
6. С отцом и мамой. 1987 г.
Беседовал Вячеслав Мынын-оол