Вячеслав Кенденбиль: Я единственный фаготист в Туве

Сегодня наша встреча с уникальным в своем роде человеком, с сыном тувинского классика, композитора Ростислава Кенденбиля, ветераном Государственного симфонического оркестра Республики Тыва, единственным в республике музыкантом фаготистом – Вячеславом Кенденбилем.

– Вячеслав Ростиславович, знаете, какое интересное совпадение получилось? Оказывается, я родился в тот же день, что и вы – 30 января, тоже Водолей, тоже Вячеслав. Только мне восемнадцать, а вам испол­нилось пятьдесят лет. Вы, наверное, тоже будете отмечать эту круглую дату творческим вечером, как недавно Сергей Нико­лаевич Олзей-оол?

– Это зависит от того, дадут ли мне звание «Заслуженный артист республики Тыва». Мой коллектив уже подал ходатай­ство в Мини­стерство культуры. Там собе­рется коллегия, а окончательно будет решать правительственная наградная комиссия. Если дадут, будем официально отмечать, а так отме­тили в узком семейном кругу.

Помимо того, что играете в симфо­ническом оркестре, вы явля­етесь членом джаз-группы «Симфо-Тыва-Биг-Бэнд».

– Да, проявив собственную инициативу, на базе симфонического оркестра мы создали эту группу. Сначала она была небольшая, потом шесть, семь человек и постепенно, в течение двух-трех лет расширилась до десяти.

– Когда вы ступили на музыкаль­ное поприще и стали делать свою карьеру?

– Когда начал учиться в музыкальном училище, в 1962 году. Через год с однокашкой Сергеем Олзей-оолом организовали эстрад­ный ансамбль. Тогда у нас дружный кол­лектив подобрался. Меня приглашали на раз­личные мероприятия в ДК «Энергетик», участвовал в агитбригаде, ездил по районам. С Кожер-оолом Оюном, это где-то в 60-х годах, танцевал в городской самодеятельности.

– Вы еще и танцевали?

– Да (смеется). Но это просто самодеятель­ный ансамбль был. Помню, был случай, когда я еще в спектакле играл. Поехали на гастроли в Чадан. Заболел Монгальби, и мне пришлось выступать вместо него. Также работал на танцплощадке, начиная с духового оркестра и кончая эстрадным. До армии в театре играл. Тогда в театре был штатный оркестр. Пришел с армии, тут начали организовывать «Саяны», пригласили меня в оркестр. Два месяца ходил просто так, получал зарплату. Посте­пенно организо­вались, делали про­граммы, ездили по Туве, Красноярскому краю, Хакасии, Уралу. А с 1973 года перешел работать в симфонический оркестр. Пока молодой, холостой, можно ездить по гастролям. А потом – жена, семья. Ей тяжело прихо­дилось, я все время на гастролях, и она одна растила дочку. И вот с 1973 года работаю в симфоническом оркестре.

Да нелегко приходилось вашей же­не, когда вы гастролировали. Ва­ша жена, как я понял, тоже человек искусства?

– Да, Галина закончила Кызыльское училище искусств и Кемеровский институт культуры, преподает в музыкальной школе класс домбры. Дочь Ольга тоже закончила Кызыльское училище искусств. Сейчас замужем, живет в Нов­осибирске.

– Чем вы любите заниматься в свободное время?

– Когда молодой был, увлекался фото­графией, а сейчас у меня хобби – рыбалка. Спускаться с Тоджи до Кызыла и рыба­чить.

– Давайте вспомним о ваших родителях, ведь они много сделали для развития искусства Тувы.

– Мама, Екатерина Седип-ооловна – ак­триса театра, сейчас на пенсии. Но по мере воз­можностей работает, помогает театру ста­вить спектакли и концерты. А отец был очень талантливый человек. Много написал для симфонического оркестра, много написал песен, наверное, больше шестисот, никто тол­ком и не считал. Сейчас у мамы пере­пи­са­ны и готовы к печати песни отца, которых еще никто не пел. Целый сборник, примерно двад­цать песен. Он их написал в последние го­ды сво­ей жизни. А его старые песни у всех на слу­ху, такие, как «Авам уну», начиная от прос­тых песен и кончая круп­ны­ми фор­ма­ми для хоров. Он написал первую и един­ствен­ную тувинскую оперу «Чечен и Белек­маа». Опе­ра была сдана комиссии на сцене старого драм­театра в 1973 году. Но, чтобы по-насто­я­щему ее поставить, нужны деньги, талант­ли­вый оперный режиссер, балет, хор, драма­ти­ческие актеры, сценическое офор­мление – все упирается в средства, которых сейчас нет у искусства. Сейчас театр «Ку­зел», например, оформляет сцену тумбочками, но они все-таки работают, молодцы, мне они нравятся. Раньше, в 60–70-е годы было по-другому: в теат­ре оркестр был, много музыкальных спек­таклей ставили. Оркест­ром сопровож­дали спек­такли «Тетка Чарлей», «Хайыраан бот», оперетты Чыргал-оола, музыкальные спек­такли моего отца. Живая музыка была, а сейчас ставят только фонограмму.

В 1966 создали симфонический оркестр, было сделано большое дело для культуры Тувы, для ее музыкального развития. Компо­зиторы Чыргал-оол, Кенденбиль, Тока, Ху­реш-оол, Нухов много написали симфо­нических произведений. Слушаешь местное радио, а там вся музыка из наших записей 60-70-х годов.

– Я заметил в ваших с отцом име­нах определенную закономер­ность: Ростислав, Вячеслав. Это, навер­ное, семейная любовь к истории древне­русского государства?

– Нет, все намного проще. Это пошло с сороковых годов. Когда отец начинал работать в театре, приезжали специалисты из Союза: Ростислав Миронович, Алексей Аксенов… Многие брали имена своих педа­гогов, своих башкы. У моего отца имя от Мироновича. А фамилия у него Куулар, а Кенденбиль – это его имя, которое он поме­нял на фамилию, когда начали вводить пас­портную систему, после присоединения Тувы к СССР.

– Кого из известных музыкантов вы больше всего цените и уважаете, за что и почему?

– Я с юности увлекался эстрадой и из наших, советских, хочу выделить эстрадных музыкантов и исполнителей джаза. Например, Эдуард Хиль. У нас в Туве было много талантливых певцов. И знаете, что я заметил? Талантливые ребята не могут пробиться. Есть данные, способности, голос, а выбиться могут лишь немногие.

– И все-таки молодые музы­канты приходят.

– Да, сейчас у нас много молодежи, особенно в духовой группе, а с сотрудниками плоховато. Дело идет к тому, чтобы нанять специального педагога, который бы за столько-то лет подготовил определенную группу музыкантов по такому-то направ­лению.

– Пишете ли вы музыкальные произведения, как ваш отец?

– Нет, видимо, мне не дано. Даже не пробовал. Этим занимается тот, кому это дано от природы.

– Вы единственный в Туве игра­е­те на фаготе. Почему вы выбрали имен­но этот инструмент?

– Да, к сожалению, я единственный фаго­тист в Туве. Когда учился в музы­кальном училище, к нам приехал педагог Александр Павлович Носков, он и уговорил меня играть на фаготе. А вначале я хотел выбрать кларнет.

– Каким бы вы хотели видеть музыкальное будущее Тувы?

– Хотелось бы, чтобы наш оркестр существовал, был на плаву, чтобы были хорошие музыканты, полный состав, чтобы было, что играть. Ведь для оркестра мало кто пишет. Из местных только Владимир Тока. Альберта Танова уже не стало.

– Его сын Вячеслав Танов тоже пишет музыку?

– Да, он пишет и инструментальные про­из­ве­дения, но, в основном, детские песенки для школьников. Хочу, чтобы муздрамтеатр оп­рав­дал свое название, чтобы имел свой ор­кестр, который бы сопровождал спек­такли. Мы, в свое время так и делали, человек десять брали первые голоса и играли.

– Говорят, в районах за билеты пла­тят сейчас «натурой», идет бар­тер­ный обмен. Артисты возвра­ща­ются с гастролей, а автобус набит про­дуктами.

– Да, картошкой, капустой. Так делают «Сая­ны» и артисты филармонии. Мы-то, в ос­новном, ездим и выступаем бесплатно. Нам, глав­ное, чтобы зритель нас понимал и ценил. Я за свою жизнь и танцевал, и в спектаклях иг­рал, но смыслу своей жизни – музыке оставался верен всегда.

Прошло время…

Через некоторое время после нашего интервью Вячеславу Ростиславовичу при­своили-таки звание «Заслуженный артист Республики Тыва». А симфо­ни­ческий ор­кестр перешел в состав филармонии. При­ехал основатель оркестра Леонид Иванович Карев, который оживил жизнь колле­ктива и как дирижер, и как аран­жировщик. Состав оркестра пополнился молодежью. Играть стали и солидно, и насыщенно. Если есть молодежь в искусстве, значит, у него есть будущее. А это радует и вселяет надежду.


Фото:

2. 16-летний Вячеслав Кенденбиль в Крем­левском театре. Москва, 16 октября 1964 г. 20-летие Тувинской АССР.

3. Ростислав и Вячеслав – отец и сын. 1951 г. На обратной стороне этого снимка есть трогательная надпись: «На долгую вечную память сыну Славику от папы. Вспоминай отца». И подпись – Р. Кенденбиль.

4. С женой Галиной Федоровной и внуком Ванечкой. 1997 г.

5. Государственный симфонический оркестр Гостелерадио Республики Тыва. 1991 г.

6. С отцом и мамой. 1987 г.

Беседовал Вячеслав Мынын-оол
  • 4 483