Танцы без передышки

В свои семнадцать лет он сумел самостоятельно освоить сложную технику исполнения редких для Тувы танцевальных стилей – поппинга, локинга, бонбрейкинга, требующих супергибкости, пластичности и упорных тренировок.

Просмотр сотен видеоклипов, каждодневные репетиции, поиски нужной школы и единомышленников, взлеты и падения, эйфория и разочарование – через все это ему пришлось пройти, чтобы овладеть своим телом, как никто другой в республике.

Аяс Допай, студент второго курса отделения хореографии Кызылского колледжа искусств, не представляет своей жизни без сцены, без тесного контакта исполнитель-зритель, приводящего его в восторг. Где бы ни выступал, своими танцами он вызывает возгласы удивления и овации у зрителей всех возрастов. Аяс искренне верит: здоровый и красивый мир танца, в котором он живет, может, хотя бы ненамного, изменить мир к лучшему.

Упасть и подняться

– Аяс, чтобы так мастерски овладеть своим телом, наверное, надо начать танцевать с самого раннего детства?

– Нет, я к танцам не с самого раннего детства пришел. Сначала, когда пошел в первый класс, мама отдала меня в секцию дзюдо. Она мечтала, что я стану военным, и решила заранее воспитывать во мне мужественность. Через некоторое время забеспокоилась, что во мне появляются признаки жестокости – в школе я обидел девочку, и решила меня смягчить: привела в художественную школу, где рисовал и занимался резьбой по камню, но это меня не очень заинтересовало.

Тогда, мама, когда уже учился в третьем классе, записала меня в ансамбль танца «Эдегей», где три года изучал народные танцы.

Хорошо помню свой первый выход на большую сцену – выступление в музыкально-драматическом театре в 2003 году. Очень волновался, да и чешки постоянно скользили по сцене. Как ни старался, все-таки поскользнулся и упал, но поднялся и продолжил танцевать.

За то, что встал и продолжил танец, а не убежал, испугавшись и засмущавшись, за кулисы, как иногда делали девочки, наш балетмейстер Вячеслав Октябрьевич Донгак похвалил меня, потому что настоящий танцор так и должен делать: даже если упал, все равно улыбаться, вставать и продолжать свою роль на сцене.

Его похвала очень приободрила меня, начал заниматься усерднее. Но все равно в группе не выделялся из общей массы, продолжал танцевать в массовке – в задних рядах. Зато вместе с ансамблем «Эдегей» побывал в Москве, Польше, Белоруссии.

– После этого первого падения на сцене часто приходилось падать и подниматься?

– На сцене я больше не падал, зато достаточно падений было на репетициях. Различные стойки ногами кверху и сальто без них не обходятся. Но падения – не повод для уныния. Тренируясь, повторяя движения снова и снова, можно добиться многого. Главное – иметь желание и не останавливаться.

Самое опасное – это пасть духом. У меня такое случилось в девять лет – в 2004 году. Нам объявили, что ансамбль «Эдегей» поедет выступать во Францию. Я так радовался! Но во Францию не попал: на границе с Белоруссией у меня и еще у одного мальчика из ансамбля произошла какая-то морока с документами.

Все уехали, а мы остались, просидели там всю ночь, таможенники нас допрашивали, фотографировали, как преступников. Потом мы вернулись в Москву, оттуда – в Кызыл. Я был очень сильно разочарован, какой-то надлом произошел, какое-то время продолжал танцевать, но уже без охоты. Постепенно совсем забросил танцы, даже на школьных дискотеках весь вечер сидел и просто смотрел, как отплясывают другие.

В тот период вместе со школьными друзьями увлекся футболом, просто заболел им. Мы смотрели и обсуждали матчи известных мировых клубов, моим кумиром был французский футболист Тьерри Анри. Все свободное от школы время проводил на стадионе, гоняя мяч. О танцах даже не думал, так без них прожил года три.

Пробуждение страсти

– А как снова пробудилась страсть к танцам?

– Это в 2009 году случилось, когда учился в восьмом классе. В нашей одиннадцатой школе объявили конкурс современных танцев «Стартинейджер». Девчонки из нашего класса загорелись и решили участвовать, но им в команду нужны были мальчики. Тогда они вспомнили, что я когда-то занимался хореографией, и попросили станцевать с ними. А перед этим посоветовали посмотреть фильм «Дворовые танцы» с Крисом Брауном в главной роли. Одноклассницы сказали, что мы должны станцевать, как герои фильма, взяв оттуда несколько движений.

«Дворовые танцы» настолько впечатлили меня, что во время просмотра вскочил и начал танцевать вместе с героями. Я был просто в восторге от этого фильма и от Криса Брауна, американского актера, певца и отличного танцора, который в шестнадцать лет стал знаменит на весь мир.

Во время выступления на школьном конкурсе я был просто в эйфории, отдача от зала – колоссальная. Мы завоевали третье место, а завуч вручила мне приз зрительских симпатий. Я был окрылен этим маленьким успехом. После конкурса, как обычно – дискотека. Там уже не сидел – отрывался по полной. Во мне словно что-то перевернулось. С того дня пристрастился к танцам.

– Интересно выразился, Аяс: пристрастился к танцам. Чаще это слово приходится слышать в другом – негативном – контексте: пристрастился к сигаретам, алкоголю, наркотикам.

– Я таких пристрастий не понимаю, мне это совершенно неинтересно. Ни разу в жизни не курил, даже не затягивался. Друзья предлагали за компанию попробовать, но я даже запаха табака не выношу.

Алкоголь, признаюсь честно, пару раз пробовал. В первый раз – на Новый год, когда мне было пятнадцать лет. И не понял, в чем его прелесть, на вкус и запах он – отвратительный. Меня сразу зашатало, и это было очень неприятно, ведь я уже привык контролировать свое тело.

После второго раза понял, что вышел из формы: назавтра никак не получалось повторить ранее тщательно отрепетированные движения. Сделал для себя вывод: алкоголь и танцы – несовместимы. От алкоголя моментально слабеют мышцы, страдает вестибулярный аппарат. В один момент все наработанное месяцами – псу под хвост. Поэтому больше не пью. А наркотики даже в глаза не видел.

Веточка большого дерева

– Среди твоих родных есть еще увлеченные танцами люди?

– Среди моих родных много врачей, учителей. А профессиональный танцор один – мой старший двоюродный брат Мерген Монгуш. Он танцевал в известном балете Аллы Духовой «Тодес» в Москве, потом – в Тувинском государственном ансамбле песни и танца «Саяны». Сейчас работает художественным руководителем в Республиканском центре народного творчества и досуга, преподает в танцевальном кружке «Пируэт».

Наши племяшки – двухлетняя Айлуна и пятилетний Дензин – подражают брату и мне, и уже очень недурно танцуют.

Все мои родственники – большая дружная семья со своими традициями. Одна из них – детские праздники, которые проходят очень весело и шумно.

Есть еще одна замечательная традиция – поездки в Чаа-Хольский район, где посреди тайги, в удивительно красивом местечке, наш дед – Даваа Допай – построил висячий мост через реку Хемчик. В этих местах полюбили отдыхать Владимир Путин и Сергей Шойгу.

Это наше родовое место, и мы – все родственники – ежегодно ездим освящать его, устраиваем там различные соревнования, показываем свои таланты. Прошлым летом, например, мы с братом Мергеном на этом семейном празднике танцевали, а другие братья соревновались в вольной борьбе.

Для меня каждый такой праздник – очень яркое событие, объединяющее и сближающее всех нас. На этих встречах рода осознаю себя веточкой большого дерева.

Жаль, что моей родной мамы, Людмилы Чимит-Доржуевны Допай, нет на этих праздниках. Ее не стало в мае 1998 года, когда мне было четыре года. Поняв, что ее болезнь – рак – неизлечима, она доверила меня, двухлетнего, своей двоюродной сестре Любови Кара-ооловне Сат, которая вырастила меня, став мамой. Только в первом классе обратил внимание на то, что у меня другая фамилия и понял, что мама не родила меня.

Все воспоминания, связанные с родной мамой, обрывочны и напоминают кадры из старого немого кино. Помню, как она болела, помню ее похороны. Но самое отчетливое воспоминание – ее глаза: я лежу в коляске, а она наклонилась ко мне. Глаза у нее, как у моего родного брата Айдына, который старше меня на пятнадцать лет.

– Мама одобряет твою одержимость танцами?

– Сейчас – да, потому что поняла: это – серьезно. Мама меня во всем поддерживает и морально, и финансово, если отправляюсь с выступлением в другой город, всегда набирает мне нужную сумму денег.

А когда в школе учился, она иногда ворчала: кроме танцев ни о чем больше не думаешь! В девятом классе перед экзаменами даже не отпускала на репетиции и выступления. Мне приходилось вставать утром очень рано, чтобы незаметно ускользнуть из дома.

Маму понимаю: она хотела, чтобы я после окончания школы поступил в серьезный вуз. А у меня совершенно не было интереса к школьной программе. На уроках сидел в наушниках, слушал музыку и думал о том, какое движение можно придумать под тот или иной ритм.

Неожиданный студент

– А как же ты поступил на хореографическое отделение Кызылского колледжа искусств?

– С этим такая история. Осенью, когда учился в девятом классе, увидел объявление о наборе в школу современной хореографии. Позвонил и записался. Педагог – Эртине Алексеевич Конгар – выделил меня из остальных ребят, назначил индивидуальные репетиции. Заниматься было очень увлекательно. Мы ездили в Красноярск на конкурс, посвященный Айседоре Дункан, где у меня был сольный выход. Эртине Алексеевич предложил после девятого класса поступать в Кызылский колледж искусств, где он преподает.

Всерьез не задумывался над его предложением и собирался оканчивать одиннадцать классов, как хотела мама. Уже месяц проучился в десятом классе, когда Эртине Алексеевич в конце сентября пригласил меня на репетицию в колледж и показал педагогу Ирине Олеговне Ондар. Проверив данные – растяжку, шпагат, гибкость, умение слышать музыку – она сказала, чтобы завтра приходил на занятия.

Прибежал домой вне себя от радости: я с завтрашнего дня – студент, буду учиться на хореографическом отделении! Мама сначала была против, она все еще лелеяла мечту увидеть меня профессиональным военным – офицером.

Двоюродный брат Мерген тоже пытался отговорить, перечисляя все тяготы жизни танцоров, которые знает по своему опыту: огромные нагрузки, низкая заработная плата, короткая профессиональная жизнь, отсутствие гарантии успеха. То, что он говорил – правильно, это – реальность. Но я уже не представлял и сейчас не представляю своей жизни без тренировок, репетиций перед очередным концертом или конкурсом, без волнения перед выступлением и, самое главное – без той отдачи от зрительного зала, которую чувствую, выходя на сцену.

Поняв, что уговоры не действуют, Мерген поддержал меня, мама тоже смирилась и купила все, что нужно для занятий: белую майку, балетки, велосипедку.

Вот так неожиданно стал студентом Кызылского колледжа искусств. Первый семестр отучился на платной основе, поскольку попал в колледж, когда набор уже был закрыт. После зимней сессии меня перевели на бюджетную основу.

– Насколько изменилась твоя жизнь после того, как стал студентом колледжа?

– Стало меньше свободного времени. Понимаю, что за уши, как в школе, никто тянуть не будет и при плохих результатах могут запросто отчислить. Появилось больше ответственности за учебу.

У студентов хореографического отделения очень насыщенная программа обучения: с восьми утра до самого вечера. Колледж дал основы классического и народного танца. Меня научили держать осанку, голову.

После учебы посещаю занятия народного ансамбля «Азас» при колледже под руководством Андрея Айрандивиевича Хомушку и недавно созданный ансамбль бального танца «Визави» под руководством Кима Кимовича Куулара.

Помимо этого, занимаюсь вместе с группой «Бузут» в кружке брейк-данса при Центре народного творчества, которым руководит Эрес Аптыы, под руководством брата Мергена Монгуша – в его группе «Пируэт».

Единственный выходной – воскресенье – уходит на домашние дела. Но без танца целый день мне прожить сложно, поэтому дома тоже танцую: надеваю наушники и двигаюсь по квартире под песни Криса Брауна, мама к этому уже привыкла, только запрещает танцевать за столом во время еды.

На улице, когда с друзьями гуляю, правда это редко сейчас бывает, времени на прогулки совсем не остается, тоже включаю плеер и начинаю танцевать. Это уже потребность – танцевальные движения, они поднимают настроение, не дают скучать или грустить.

Лунная походка и ломание рук

– Танцоры, чьим творчеством восхищаешься?

– Мой кумир – Майкл Джексон. Он – самый великий танцор из всех. Узнав о его смерти в новостях, долго не мог в это поверить. Для меня это большая потеря. Жаль, что при жизни его поливали грязью, распространяя всякие слухи.

Знаменитую лунную походку Майкла Джексона разучивал по клипу. Кадр за кадром нажимал на паузу, чтобы уловить его движения. Так постепенно освоил. Сейчас пытаюсь вносить какие-то свои вариации в выученное.

– В лунной походке дошел до идеала?

– Не могу сказать, что дошел до идеала. В лунной походке немаловажную роль играют обувь и паркет. Если паркет идеально гладкий, позволяющий плавно скользить, то здесь ничего сверхсложного нет.

– Самое сложное танцевальное движение?

– Вращение. Это важнейшее движение классического и народного танца. Профессиональные танцоры, прежде чем овладеть мастерством отличного вращения, проходят немалый путь обучения и практики. Нужно поворачивать плечи с максимально возможной скоростью, удерживая баланс. Ноги должны быть мягкими и пружинистыми. Во время вращения мне с трудом удается сконцентрировать взгляд на одной точке, чтобы голова не закружилась. Здесь падения и растяжки неизбежны.

– Про какие танцевальные стили можешь сказать: это точно мое?

– Я даже на подтанцовке получаю удовольствие, выкладываюсь по полной программе, не важно, какой стиль, какое направление.

Но особенно люблю современные танцы. Локинг – один из самых позитивных стилей, характеризующийся шуточной и даже комичной манерой исполнений. Там различные фишки с киданием рук, петли руками, огромное количество самых разнообразных прыжков. Также танцую поппинг – стиль, основанный на резком сокращении и расслаблении мышц.

Открыл для себя недавно появившийся бонбрейкинг – ломание рук, кинг-тат – стиль прямых углов или тетрис, пришедший к нам из Египта и напоминающий танец фараонов. Танцую вакинг. Это стиль, зародившийся в лос-анджелесских клубах в семидесятых годах, подражающий подиумной ходьбе и позированию моделей.

– Какие успехи в любимых направлениях?

– В декабре 2011 года вместе с группой «Бузут» ездил на чемпионат Сибири «Гетобластер» в Красноярск и получил второе место в категории «Начинающие взрослые» в номинации «Поппинг», что для меня было особенно важно, так как тогда только-только начал увлекаться поппингом.

9 января 2012 года участвовал в ежегодной хип-хоп тусовке «Лучший баттл года – 2012» в Кызыле, где были ребята из Хакассии и Красноярского края. Победил в направлениях поппинг, крампинг и хип-хоп.

А в феврале ездил вместе с «Бузутами» на очередной чемпионат Сибири по брейк-дансу. Он отличался от декабрьского тем, что участников было гораздо больше, поэтому был очень жесткий отбор. Из пятидесяти кандидатов на поппинг я прошел отбор и оказался в числе шестнадцати участников. Но дальше уже не прошел.

Сказалась усталость – прямо с автобуса мы пошли на площадку, вдобавок, соперники оказались очень сильными и опытными. Увидев, что я расстроен, наш руководитель Эрес Аптыы сказал, что, прежде всего, надо научиться проигрывать. Это был для меня хороший урок.

Требования стилей

– Какими танцевальными стилями хотел бы еще овладеть?

– Хотелось бы овладеть всеми стилями, но это невозможно, потому что у каждого – свои требования. Например, в брейк-дансе есть движение хэдспин – вращение на голове, для выполнения которого нужно тренировать мышцы шеи. Начал тренироваться и заметил, что пропадает гибкость шеи, что необходимо для поппинга. Пришлось отказаться от хэдспина.

Хочу научиться хорошо исполнять испанские и латиноамериканские танцы.

– А классический балет? Ты ведь уже пробовал себя в нем – в первом детском национальном балете «Шыяан ам» в постановке директора Детской хореографической школы Кызыла Раисы Стал-оол, премьера которого состоялась 17 декабря 2011 года.

– Да, был и такой опыт. За полтора месяца до премьеры ко мне подошла куратор нашего курса Татьяна Геннадьевна Ондар и сказала, что Раиса Седиповна Стал-оол хочет, чтобы я исполнил роль злого духа Шулбуса в ее постановке«Шыяан ам».

Я, конечно же, с радостью согласился, а когда начались репетиции, понял, что рано радовался. Столкнулся с такими неведомыми до сих пор трудностями абсолютно нового для меня направления – балета! Нужно было все время втягивать каждый палец на ногах во время прыжков, а их было очень много, держать осанку, голову. От постоянного напряжения корпуса было ощущение, словно все время хожу в жестком корсете, даже после репетиции не мог расслабить спину.

Выкладывался по полной, старался, а строгая Раиса Седиповна требовала все больше и больше. Однажды не выдержал, вспылил и ушел, сказав, что отказываюсь участвовать.

Но потом понял, что должен вернуться. Ведь мне предложили исполнить видную роль, а не поучаствовать в массовке. Вдобавок, в балете совсем крошечные дети из хореографической школы танцуют, какой же пример подам – совсем большой взрослый дядя в их понимании, если брошу все, как будто трудностей испугался.

Раиса Седиповна – очень сильный и требовательный педагог, мастер своего дела. Ее балетная школа – ценный опыт, который очень пригодился мне на занятиях в колледже и, уверен, пригодится в будущем.

Первый автограф

– О чем танцуют твои герои?

– О разном. Есть грустные танцы, во время исполнения которых хочется плакать, есть радостные, где позитив бьет через край. Танцы в стиле крампинг, наоборот, заполнены агрессией.

Для меня главное во время исполнения – донести зрителям то, о чем танцую. Например, в танце «Робот» полностью должен войти в образ робота, на время даже забыть, что я человек.

Выйдя на сцену и увидев зрителей, чувствую некий мощный толчок от зала. Забываю, кто я, где я, весь ухожу в танец. После выступления бывает трудно вернуться в реальность. Ухожу за кулисы, словно в какой-то другой мир, и какое-то время прихожу в себя, только потом начинаю вспоминать, что было до выступления.

– Какой концерт оказался самым тяжелым?

– Самый тяжелый концерт – в декабре 2010 года, когда был на подтанцовках группы «Анай-Хаак». Концерт назывался «17 лет в 17 регионе» и проводился четыре раза в день: в 13, 15, 18 и 20 часов. С самого утра до глубокой ночи мы находились в Доме народного творчества и танцевали, не ели, не пили, передышки почти не было.

– В апреле 2011 года у тебя был сольный концерт «Робот». Как тебе, шестнадцатилетнему, удалось его устроить?

– Этот концерт организовал Эртине Алексеевич Конгар. Танцевал я с группой «Эклипс», которую он создал. Оба концерта – днем и вечером – были аншлаговыми.

– Что дал тебе этот первый сольный концерт?

– Мне многие знакомые задавали похожий вопрос, только они имели в виду деньги: много ли заработал. Нет, денег я на этом концерте не заработал. Заработал другое – имя, что для молодого артиста очень важно. И благодарен Эртине Алексеевичу за то, что он вывел меня на широкую сцену, дав возможность проявить себя.

После этого концерта меня начали узнавать на улицах. Однажды девочка лет десяти даже автограф попросила. Расписался на листочке, было приятно, но очень непривычно, я же не звезда, чтобы автографы раздавать.

– Первый автограф – десятилетней девочке. А девушки стали оказывать повышенное внимание?

– Не знаю, можно ли назвать это повышенным вниманием, но после того, как начал выступать на концертах, заметил, что девушки стали приветливее. Некоторые пишут письма, предлагают встретиться.

Неужели я интересен им только из-за того, что танцую? Хотелось бы, чтобы меня любили не только из-за этого, ведь любовь как пазлы: собираешь составляющие, изучая все стороны человека, ставшего милым и близким, и получается картина – любовь. Для меня важно, чтобы моя подруга понимала меня и поддерживала.

Всепоглощающей любви, как в романах и в кино, у меня пока не было. Состояние влюбленности мешает танцевать, отвлекает, поэтому стараюсь держать в себя в руках и не терять голову. Да и времени на встречи с девушками совсем нет.

Стремиться к вершинам

– Появилось ли у тебя чувство звездности?

– Нет, что вы! Звезды – это те исполнители, которые уже много лет отработали на сцене и имеют непоколебимый успех у зрителей.

Мама всегда меня предупреждает: «Говорю тебе как врач: звездомания – это болезнь, от которой нет лекарств». И она права, любование собой может помешать профессиональному росту. А мне еще расти и расти. Поэтому мой девиз: «Не довольствоваться достигнутым, стремиться к вершинам».

– И насколько высоки вершины, которых собираешься достичь?

– Стать известным танцором не только в Туве, но и за ее пределами и даже во всем мире. Рядом с этой мечтой мои сегодняшние достижения – ничто.

– Почему бы и нет, если уж покорять, то самую высокую вершину. И ты уже знаешь, что нужно для этого?

– Уже знаю. Нужно очень много трудиться, работать над собой: перебороть лень, забыть о развлечениях, постоянно учиться, без конца репетировать и выступать, доставляя зрителям удовольствие.

Раз уж решил быть артистом, то надо стать одним из лучших. Майкл Джексон, безусловно, идол, и Крис Браун очень хорош, но понимаю, что, просто подражая любимым кумирам, Америку не открою. Поэтому ищу свое, новое. Подумываю записать с рок-группой электронную музыку с этническим уклоном и поставить под нее современный танец со сложными трюками. Связать этнос с современными направлениями танца – интересный эксперимент.

– Когда следующий сольный концерт?

– Планируется в мае. Рабочее название программы – «Прорыв», это концерт с танцами под живую музыку наших очень продвинутых музыкантов, успешно заявивших о себе за пределами Тувы. Это духовой оркестр Правительства Республики Тыва, ВИА «Аян», фольклорные ансамбли «Алаш», «Хогжумчу», молодая рок-группа «Хартыга». Да и среди начинающих много талантливых музыкантов и вокалистов. Мне помогут мои однокурсники и друзья – ансамбль «Азас», брейк-данс группа «Бузут», группа современного танца «Алиса». Эти ребята всегда за что-то новое, в них есть авантюрный дух, они легки на подъем. Так почему бы нам не объединиться и не порадовать публику качественным исполнительским искусством?

Будут представлены все танцевальные стили. У зрителей будут программки с краткой историей зарождения того или иного стиля. Будет много живой музыки, будут красивые костюмы, будут талантливые исполнители – вечер должен удаться.

Участвуя в этом концерте, приближусь к еще одной своей мечте – танцевать всё.

Сделать мир лучше

– Испытываешь страх перед выходом на большую сцену?

– Не страх, а волнение. Волнуюсь, если номер не готов на все сто процентов. Сто процентов – это когда танцую и не думаю о том, какое должен сделать следующее движение.

В 2011 году участвовал в республиканском конкурсе народных талантов «Самородок», финальный концерт должен был состояться перед самым Новым годом, но из-за землетрясения его отменили и перенесли на январь 2012 года. Я этому обрадовался, потому что недостаточно подготовился к финалу. Но даже спустя месяц на финале очень волновался,

потому что считал: танец был готов только на девяносто процентов.

Когда объявили, что вошел в тройку суперфиналистов вместе с трио баянистов из республиканской школы искусств и детским хореографическим ансамблем «Дембилдей» из села Кызыл-Мажалык, очень обрадовался, потому что главным призом «Самородка» был автомобиль и поездка в Москву для участия в телевизионном шоу «Минута славы». Для меня автомобиль даже не был целью, главное – «Минута славы». Очень хотел выступить на столичной сцене, считая это большим шагом к заветной мечте.

Победителя из трех суперфиналистов должны были выбрать зрители с помощью смс-голосования. Родные и друзья меня поддерживали, даже плакаты развесили по городу. Но главный приз в результате достался «Дембилдею». Это нормально: надо уметь проигрывать. Но от идеи принять участие в «Минуте славы» не отказываюсь.

– Аяс, какие качества ты больше всего ценишь в людях, а что не любишь?

– Ценю порядочность, доброту, простоту и верю, что такие люди меня и окружают в данный момент. Не люблю высокомерия и расчетливости, когда люди думают лишь о том, как бы использовать тебя и заработать побольше денег. С этим мне, к сожалению, уже приходилось сталкиваться.

Я, может быть, молодой и наивный, но все же думаю, что не в деньгах главная цель жизни.

– А в чем, по-твоему, это главное?

– Сделать мир лучше.

– И как же ты в свои семнадцать можешь реально сделать мир лучше?

– Конечно, весь мир мне не изменить, но что-то и в ком-то, думаю, после наших выступлений в людях меняется, хотя бы в некоторых. Ведь танец – это так красиво, он раскрывает возможности человека.

Могу показать зрителям разнообразные танцевальные стили, рассказать об их особенностях. И если после выступления некоторые заинтересуются, начнут танцевать, даже не для сцены, а просто для себя, если поведут своих детей в танцевальные кружки, чтобы они приучались вести здоровый и красивый образ жизни, то это уже, хоть и небольшое в масштабе мира, но уже позитивное изменение.

Фото Виктории Хомушку, Владимира Савиных и из личного архива Аяса Допая.

 

Фото:

2. Родная мама – Людмила Чимит-Доржуевна Допай (справа) с сестрой-близнецом Лидией. Студентки первого курса Кызылского медицинского училища. Кызыл, 1976 год.

3. Мама, вырастившая и воспитавшая – Любовь Кара-ооловна Сат. Студенческие годы, шестой курс Алтайского медицинского института. Барнаул, 1990 год.

4. Аяс Допай на репетиции. Январь 2012 года.

5. Увлеченные. Аяс Допай (в центре) с группой «Эклипс», Декабрь 2010 года.

6. Злой дух Шулбус – Аяс Допай. Премьера первого детского национального балета «Шыяан ам». Кызыл, Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва, 17 декабря 2011 года.

7. Балетные: маленькие и взрослый. Аяс Допай и учащиеся Детской хореографической школы Кызыла на репетиции балета «Шыяан ам». Декабрь 2011 года.

8. Главное – не останавливаться. Аяс Допай (в центре) зажигает вместе с группой «Эклипс»,

художественный руководитель – Эртине Конгар. Кызыл, малый театр «Тет-а-тет», бал газеты «Центр Азии», 9 апреля 2011 года. Фото Владимира Савиных.

9. Аяс Допай: уличный танец. На подтанцовке – весенний Енисей. Кызыл, 31 марта 2012 года.

Интервью Виктории Хомушку с Аясом Допаем «Танцы

без передышки» войдет двадцать вторым номером в пятый том книги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать

редакция газеты «Центр Азии».

Планируемое количество материалов о людях Тувы – сто. Пятый том выйдет в свет в начале 2016 года.


На самом деле книга «Люди Центра Азии» – бесценна, потому что в ней – самое дорогое: люди и судьбы. Но в связи с постоянными вопросами о ней информируем о наличии томов.

I том – 50 судеб. Вышел в свет в 1998 году, тираж 1000 экземпляров.

В продаже уже нет, библиографическая редкость.

II том – 92 судьбы. 2001 год, тираж 3000 экземпляров.

В продаже – 300 руб.

III том – 110 судеб и 36 воспоминаний ветеранов и детей военных лет «Мы – дети войны и Победы». 2006 год, тираж 2000 экз.

В продаже – 500 руб.

IV том – 115 судеб. 2011 год, тираж 2000 экз. ISBN – международный книжный номер – 978-5-9900403-2-8.

В продаже – 600 руб.

V том – новые судьбы для него с 28 января 2011 года уже собираются и публикуются в газете «Центр Азии».

Планируемый выход в свет – начало 2016 года.

Издатель – ООО редакция газеты «Центр Азии».

Приобрести второй, третий и четвертый тома книги «Люди Центра Азии» можно в редакции газеты «Центр Азии»:

Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 100, Дом печати, четвертый этаж, офис 20.

Тел.8(394-22) 2-10-08

antufeva@centerasia.ru

Беседовала Виктория ХОМУШКУ
  • 29 647