Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек

Железный мальчик – так переводится его имя с тувинского языка – впервые вышел на арену шестилетним. В десять стал полноправным участником номера «Тувинские артисты – жонглеры и эквилибристы на проволоке», основателем и руководителем которого был легендарный народный артист СССР Владимир Базыр-оолович Оскал-оол.

Сегодня, в свои тридцать один год, артист цирка высшей категории Демир-оол Борисович Хертек – уже заслуженный пенсионер. А задача у юного пенсионера-эквилибриста Тувы остается прежней: никогда не слетать с катушек.


Издевательства над ребёнком


Демир-оол Борисович, как это вы умудрились в двадцать семь лет стать юным пенсионером по старости?

– В пенсионном фонде Кызыла, когда взглянули в мою трудовую книжку, тоже очень удивлялись: никогда такого не видели – в девять лет и одиннадцать месяцев мальчик на работу принят.

Самому смешно, что с 2011 года, когда мне и пенсию начислили – 4288 рублей 25 копеек – пенсионером по старости числюсь, но всё – самым законным цирковым образом. Артисты-эквилибристы, гимнасты, акробаты имеют право досрочно выйти на пенсию, если отработали в своем жанре не менее пятнадцати лет. А на арене они могут выступать до тех пор, пока здоровье позволяет, бывает, что и до шестидесяти лет.

У меня стаж эквилибриста с десяти лет накапливался, вот и запись в трудовой книжке: 14 декабря 1994 года переведен в номер «Тувинские артисты – жонглеры и эквилибристы на проволоке». А до этого семь месяцев учеником числился.

Поверить не могу: как быстро, всего за семь месяцев, научились столь сложному искусству?

– И правильно, за такой короткий срок всех тонкостей жанра не освоить. Папа – Борис Таан-оолович Хертек – начал заниматься со мной гораздо раньше. Он по специальнос­ти – акробат-эксцентрик, окончил в Москве Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Там его и заметил народный артист СССР Владимир Базыр-оолович Оскал-оол, который постоянно интересовался учебой земляков.

Когда папа отслужил в армии, а служба у него была особая – в ансамбле песни и пляски, Оскал-оол пригласил его в свой групповой номер, в нем, сначала под руководством самого Владимира Базыр-ооловича, а потом – его сына Юрия Владимировича, папа и проработал с 1980 до 2006 года. А сейчас он – заместитель начальника департамента по культуре, спорту и молодежной политике мэрии Кызыла.

Владимир Базыр-оолович и маму на работу принял – 1 сентября 1988 года она была оформлена в этот же номер ассистентом, и мы всей семьей поехали на гастроли в Ярославль. Сколько же мне тогда было? Сейчас посчитаю. Родился в Кызыле 10 июля 1984 года. Значит, точно – четыре.

Тяжко отцовские уроки давались?

– Очень – до слез. Особое внимание уделялось растяжке, это очень больно, но необходимо, ведь цирковой артист должен быть гибким. Одно из таких упражнений: лежу, пятилетний, на спине, одну ногу мне фиксируют, а другую поднимают вверх до той точки, пока это возможно без разрыва мышц. Ощущение такое, что сейчас ноги порвутся. Сдерживаю слезы, а они сами из глаз катятся.

Мама не могла на это спокойно смотреть, воспринимала тренировки как экзекуции, издевательства над ребенком, поэтому папа прогонял ее с репетиций. Постепенно она успокоилась, да и сама артисткой стала – дрессировщицей.


Мама в роли клоуна


Вот это – сюрприз для многих, знающих сегодня Елену Леонидовну Чадамба как корреспондента газеты «Тувинская правда». Неужели львов и тигров дрессировала?

– Нет, до диких зверей дело не дошло, подопечным мамы стал Альф – пудель абрикосового окраса.

Я с детства мечтал о собаке, надеялся, что кто-нибудь обязательно подарит ее после выступления. Во время гастролей в Калининграде, мне тогда семь было, простыл и пропустил представление. Как раз в этот день зрители принесли в цирк симпатичного щенка в корзиночке и подарили его взрослому артисту-эквилибристу.

Узнав об этом, весь вечер не мог успокоиться: «Это мне принесли щенка. Если бы сегодня работал, его бы подарили мне!» Мама попыталась отвлечь настольной игрой, но стоило фишке упасть на рисунок с изображением собачки, как вновь начинали капать слезы.

Альф появился в нашей семье, когда мне шестнадцать исполнилось. У него такая история: в Волгограде дрессировщице Марице Запашной зрители после ее номера с кавказскими овчарками подарили двух щенков. Одного она оставила себе, а второго отдала семье эквилибристов Дворецких, но они из-за аллергии на собачью шерсть не смогли воспитывать его, и пуделька взяли мои родители.

Так, уже в Тольятти, трехмесячный Альф стал членом нашей семьи. Пятнадцать лет он прожил у нас, умер в Кызыле осенью 2014 года.

Артистическая натура была у нашего пуделя. Перед своим номером он, как человек, начинал волноваться: поскуливал, дрожал. Но как только выбегал на сцену, всё проходило. Отличная была пара – мама с красным накладным носом в клоунском костюме, и Альф, похищающий сосиски, а затем показывающий всевозможные трюки.

С этим номером они дебютировали в Голландии, затем в Туве выступали. А подготовить его маме помогла Заслуженная артистка России, дрессировщица Валентина Симонова, у нее был особый номер, в котором коровы, медведи, обезьяны и собачка вместе выступали.


С проволоки на катушки и обратно


Первое выступление на манеже?

– В шесть лет, в Риге. В групповом тувинском номере должен был вовремя принять от Владимира Базыр-ооловича Оскал-оола реквизит – деревянное ведерко и убежать с ним за кулисы, а потом вернуться и сесть на шпагат.

Потом стал тарелочками, кольцами жонглировать, а в десять лет – первая проходка перед зрителями по проволоке. Когда освоил работу на проволоке, катушками занялся.

Катушки – это полые металлические цилиндры, которые устанавливаются друг на друга, и артисты балансируют на них на ногах и руках. Они нам по случаю достались: у коверного клоуна Михаила Шестернина была реприза с катушками. Но потом он перестал ее использовать и предложил свои катушки нам. Родители купили, и отец начал со мной заниматься.

Он очень мудро рассудил: тебе нужен самостоятельный мобильный номер, готовый для поездки в любой момент и в любой город: сложил реквизит в чемодан и поехал на гастроли. А «проволока» – это тросы, винты, крепления – много тяжелого реквизита, который сложно возить с собой. Не групповой, а свой персональный номер – эта отцовская идея зажгла.

А когда в городе Иваново мы попали в одну программу с жонглером на катушках Михаилом Сазоновым, он так вдохновил меня своим мастерством, что стал еще увлеченнее этот реквизит осваивать. Сазонов и до сих пор – мой кумир, творящий чудеса.

И когда же состоялся сольный дебют?

– В тринадцать лет: 15 июля 1997 года в селе Утевка Самарской области. Так волновался, что дергалась левая нога. Ставлю ее на доску, а она трясется.

Номер сочетался с танцевальными движениями, чтобы не сбиться, так громко считал вслух – раз, два, три, четыре, что это слышали и зрители в зале, и коллеги за кулисами. В августе, когда уже в большом цирке в Уфе выступал, уже лучше себя контролировал. Потом с этим этот номером «Эквилибр на катушках» – в Курган, Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Барнаул, Красноярск.


Первый выпускник нового века


От перечисления городов вашего циркового детства и отрочества голова идет кругом. Как же при такой рабочей нагрузке вы школу смогли окончить?

– Нормально, только с одной тройкой в аттестате – по алгебре. Но школы действительно пришлось менять, как перчатки. Куда цирк, туда и наша семья. В первый класс пошел в Калининграде, окончил его в Кызыле, в пятом и восьмом классах тоже учился на родине, девятый – Донецк на Украине. В Саратове и Нижнем Новгороде по десять дней проучился, полгода – в Иваново. В Румынии и Венгрии ходил в школу при российских посольствах.

На уроках физкультуры – никаких проблем: педагоги часто просили показать, на что способно человеческое тело: различные цирковые трюки и упражнения, чтобы поднять у ребят желание заниматься спортом.

С остальным – непросто. В каждой школе – своя программа, свои учебники. Постоянно подстраивался: где-то материал уже прошли, приходилось догонять, а где-то, наоборот, его и не начинали изучать. То ежедневная репетиция не позволит достаточно долго посидеть над уроками, то из-за утреннего представления прогульщиком становлюсь.

График жесткий: утром – школа, потом – репетиции, по два часа на каждый номер, четыре дня в неделю – выступления.

А выпускного вечера у меня не было: из-за предстоящих гастролей в Голландии пришлось оканчивать одиннадцатый класс в Новосибирске экстерном и сдавать экзамены в марте. Шел 2001 год, и директор школы сказала маме: «Ваш сын – первый выпускник нового века».


Окончание – в №5 от 12 февраля 2015 года


Интервью Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком «Не слетать с катушек» войдёт тридцатым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».

Фото:

1. Главное – не слетать с катушек: Демир-оол Хертек всегда держит равновесие. Республика Татарстан, Набережные Челны, 2013 год.

2. В гостях у гастролирующего главы семьи. Двухлетний Демир-оол Хертек с папой Борисом Хертеком и мамой Еленой Чадамба. На Елене – модные дефицитные белые брючки, привезенные заботливым мужем с югославских гастролей. Харьков, лето 1986 года.

3. Мама в роли клоуна. Дрессировщица Елена Чадамба с артистичным пуделем Альфом. Голландия, международный парк «Шесть флагов» (Six Flags), лето 2003 года.

4. Цирковые: Демир-оол Хертек, его мама Елена Чадамба и отец Борис Хертек. Республика Тыва, Кызыл, родительский дом. 29 января 2016 года. Фото Константина Куцевалова.

Надежда АНТУФЬЕВА, antufeva@centerasia.ru
  • 15 949