Демир-оол Хертек. Не слетать с катушек
(Окончание. Начало в №4 от 5 февраля 2016 года)
Без разминки – травма
– Демир-оол Борисович, а ведь получается, что вы в нынешнем году – юбиляр: если вести отсчет от первого выхода на арену шестилетним мальчиком, уже двадцать пять лет на ней трудитесь. За это время, кроме аплодисментов, цирк, полагаю, еще и травмами награждал?
– Обходилось без серьезных травм. Но были и полеты, конечно, например, с пяти катушек, когда весь зал замирал, а после успешного повтора взрывался аплодисментами. Случается такое.
Однажды в Тюмени, я тогда в классе восьмом учился, пришлось работать с температурой 39 градусов. Не успели предупредить инспектора манежа, чтобы перестроил программу. При такой температуре на аппарате не чувствуешь ни рук, ни ног, ни головы, легко ошибиться и упасть. Спасибо репетициям, всё сделал на автомате.
В двенадцать лет, когда еще не работал с катушками, а только на проволоке, сломал руку, но не в цирке: в Кызыле катался на скейтборде, неудачно упал, в результате – перелом кисти левой руки. В городском травмпункте врач неудачно наложил гипс, и через месяц, когда его сняли уже в Екатеринбурге, выяснилось, что кость не срослась.
Снова загипсовали, пришлось работать на проволоке с гипсом на руке. Чтобы было не очень заметно, чулок телесного цвета поверх него надевал. Хорошо, что левая рука пострадала, а не правая, в которой держал веер, он эквилибристу для баланса необходим.
Из свежих травм – полученная в Волгоградской области. У меня есть номер, в котором жонглирую металлическими геометрическими фигурами – сначала тростью, потом рамкой и кубом. Начал его, подбросив трость вверх, а она попал в сноп света, поэтому не увидел ее падения и не смог поймать. Трость упала и рассекла нос. Но номер всё равно пришлось закончить – таково цирковое правило.
В прошлом году, когда был в Пензе с передвижным цирком-шапито, сломал палец на правой ноге. Работал на проволоке, прошелся по ней, чувствую, что натяжки не хватает, и показываю униформисту, чтобы подтянул. А он перестарался: поползли ломы крепления, стойки аппарата накренились и рухнули. Я упал прямо на асфальт.
– Асфальт на арене цирка?
– Так это же передвижной цирк, его шатер прямо на асфальте установили, сверху манеж был застелен только цирковым ковром.
– Почему без страховки, без лонжи, выступали, нарушая технику безопасности?
– Лонжа – длинная веревка, которая крепится к поясу, обязательно положена только при работе на высоте более четырех метров. А я на двух с небольшим метрах работал, поэтому страховка не требовалась. Перелом пустячный был, мне специальную повязку наложили, с ней уже через неделю снова на проволоке работал.
Как в первый раз
– Как следует размяться. Везде в цирках висит предупреждение: «Без разминки – травма». Всё, как учили: разминаюсь до первого пота, когда он появится, это значит, что организм готов к работе. Артист должен выходить в манеж не расслабленным, а собранным. И обязательно – с улыбкой.
– И без волнения?
– Если нет волнения, ты уже не артист. Всегда выхожу на манеж, как в первый раз, мандраж и волнение – снова и снова. Начинаешь номер – и всё проходит.
– Бывает, что нет настроения?
– Конечно. Особенно, когда за окном пасмурная погода, и весь день идет дождь. В такие моменты сижу, пью горячий чай и думаю: как же себя настроить? Если не получается прийти в себя, то иду разминаться, зная, что после этого настрой всё равно придет, я же профессионал.
Если артист халтурит, работает тяп-ляп – это сразу видно. А когда с настроением, положительная энергетика идет, зритель это сразу чувствует. И откликается, поддерживает. Даже если что-то и не выходит.
Помню, у меня трюк не получился. Упал, встал, подошел к барьеру, а бабушка из первого ряда сочувственно так говорит: «Милый, спасибо, не надо больше! Уходи, отдыхай, береги себя». Ответил ей: «Еще один раз и – всё». И пошел на трюк. На этот раз получилось.
А самый благодарный зритель – на родине, в Кызыле. И взрослые здесь, как дети, эмоциональны. Некоторые даже глаза руками закрывают, не могут смотреть: переживают за меня, боятся, что упаду, когда на пять катушек выхожу.
– Сколько таких цилиндров-катушек можно установить и при этом удержать баланс?
– Максимум, который видел, – девять.
– А вы на скольких можете удержаться?
– На семи. Номер с катушками, который с отцом в детстве осваивать начинал, считаю своим основным. Постоянно его совершенствую, обновляю реквизит, музыкальное оформление, чтобы и со временем в ногу идти, и зрителям было интересно. Второй номер – на туго натянутой проволоке, называется «Легенда о шамане» – с тувинским национальным колоритом. И третий – жонглирование светящимися геометрическими фигурами.
Обречённые на династию
– Самые яркие зарубежные гастроли?
– Франция, 2008 год, когда с номером «Эквилибр на катушках» принял участие в Днях российского искусства в Каннах.
И еще Бельгия – 1993 год. Мне девять лет было, отец взял меня с собой с разрешения импресарио. Это был такой толчок для моего будущего профессионального роста, такие примеры для подражания!
Российские артисты работали тогда на двух площадках. На одной – знаменитые осетинские джигиты Кантемировы, жонглер-эксцентрик Евгений Игнатьев. На соседней – тувинские эквилибристы, замечательный украинский акробатический дуэт, хай-дайверы мирового уровня, которые исполняли акробатические прыжки в воду с высоты 27 метров в бассейн диаметром пять метров. Для меня это была фантастика.
Четыре месяца в природном парке в Бельгии стали настоящим подарком судьбы, трамплином в физическом развитии, потому что Заслуженный тренер СССР по акробатике Владимир Матусенко разрешил тренироваться вместе с Русланом Жуком, верхним в акробатической паре.
С Русланом, он на четыре года меня старше, поднимались в семь утра, дважды в день – комплекс специальных упражнений на силу, выносливость, плюс плавание в бассейне, репетиции на туго натянутой проволоке, эквилибр на катушках. Сильно прибавил в умении, и Владимир Иванович даже уговаривал отправить меня учиться в спортивный интернат олимпийского резерва в Киеве, но папа отказался: не захотел отпускать от себя.
– Цирковые дети обречены на повторение родительской профессии?
– В большинстве случаев – да, потому что цирк с детства становится их миром. Например, один из моих цирковых друзей – Мирлан Мусаев. Его мама, Чечек Сандан, родом из Тувы, училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства одновременно с моим папой. Отец Мирлана – акробат Самыйбек Мусаев – работал в знаменитом цирковом коллективе «Молодая Киргизия». Мирлан тоже стал акробатом, и сейчас продолжает выступать.
Дом на колёсах
– Своего сына тоже готовите в акробаты-эквилибристы?
– Лёне еще рановато на манеж выходить – 7 марта ему только три года исполнится. Но он уже примеряет костюмы и повторяет все мои движения: маленькую палочку подбрасывает и старается поймать, на моих плечах стоит, и на катушке мы вместе балансируем.
– Постоянно гастролируя, сына в Кызыле к бабушке с дедушкой определили?
– Нет, я без него, без семьи не могу. Хочу, чтобы и сын, и жена Лиза всегда со мной были. По примеру моих родителей – не расставаться. Поэтому и уволился из Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского: там были сложности с оплатой проезда и проживания семьи во время гастролей, это понятно – все сейчас экономят, стараются уменьшить затраты.
Так что сейчас – свободный артист, сам себе хозяин, ни от кого не завишу. Заключаю договор с частной цирковой компанией и – вперед, в своем собственном доме на колесах.
– Дом на колесах – это?
– Прицеп к легковому автомобилю – специальный жилой трейлер. Длина – семь с половиной метров. В нем всё для комфортной жизни оборудовано: газ, вода, электричество. Две комнаты, кухонька, душ с туалетом. Мебель очень удобная, компактная, окна с занавесочками.
Сейчас многие цирковые так путешествуют. У меня есть знакомый, который под жилье оборудовал фуру от «КамАЗа», и там у него тоже всё удобно устроено.
Главное, что твоя семья с тобой. Не надо за них переживать, они – рядом.
– Не тесновато втроем в таком домике?
– Нормально. Когда у нас жил Данила, Лизин сын от первого брака, мы и вчетвером прекрасно размещались. Мама в гости приехала – и пятерых наш домик принял, он по своим техническим характеристикам – пятиместный.
Вот сейчас погостим в Кызыле и снова втроем в свой дом на колесах вернемся.
Наш общий пароль
– Недостатки, с которыми вам приходится бороться?
– Сомнения, неуверенность. Всё время приходится перебарывать себя. Допустим, вижу какой-то трюк, хочу сделать и сомневаюсь: смогу ли? Но потихоньку начинаю репетировать, проходит какое-то время, гляжу, а трюк-то получился!
Так что борьба с этими недостатками простая: делать и добиваться, чтобы получилось.
– Дурные привычки?
– Алкоголь, сигареты – для меня это неприемлемо, так для себя решил. Хотя есть артисты цирка, которые что-то из этого себе позволяют, некоторые даже перед выходом слегка подогревают себя.
Могу себе позволить только чисто символически немного шампанского на новый год или в день рождения.
– Чего больше всего не любят артисты цирка?
– Когда их называют циркачами. Это как вместо учительница сказать училка, вместо бухгалтера – бухгалтерша, а вместо журналист – журналюга. Грубо и пренебрежительно.
– Как же вас называть?
– Артисты цирка. А можно просто, как мы сами себя называем, – цирковые. Цирковые – это наш общий пароль.
Интервью Надежды Антуфьевой с Демир-оолом Хертеком «Не слетать с катушек» войдёт тридцатым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги продолжает готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. На проволоке с веером балансирует на одной ноге пятнадцатилетний Демир-оол Хертек. На мостике за спиной юного эквилибриста готовится ступить на проволоку его отец Борис Хертек. Пенза, государственный цирк, 1999 год.
2. Демир-оол Хертек в сольном номере «Легенда о шамане» – эквилибр на туго натянутой проволоке, Волгоград, 14 июня 2015 года.
3. Супруги Демир-оол Хертек и Елизавета Ортман с трехлетним сыном Леонидом Хертеком и десятилетним Данилой Куцеваловым, сыном Елизаветы от первого брака. Фото Константина Куцевалова. Кызыл, 29 января 2016 года.
4. В доме на колесах – уют и комфорт. Демир-оол Хертек с сыном Леонидом. 28 января 2015 года.
5. Цирковой караван Демир-оола Хертека кочует по стране. 20 июля 2015 года.
6. И обязательно – с улыбкой. Демир-оол Хертек – баланс на катушке. Город Волгоград, 10 октября 2015 года.
Надежда АНТУФЬЕВА, antufeva@centerasia.ru