Юрий Ильяшевич. Герой асфальта
«Запел асфальт, ты слышал каждый звук,
Запел асфальт, как сердца стук.
Запел асфальт, ты был его герой,
Так пел асфальт, пел за спиной».
Так поет Валерий Кипелов – солист легендарной рок-группы «Ария» в известной песне «Герой асфальта». Композиция посвящена мотоциклисту, который не может жить без дороги, без скорости, как и Юрий Михайлович Ильяшевич – предводитель тувинских байкеров, президент мотоклуба «Кочевники Азии».
Пятый год подряд в честь Всемирного дня мотоциклиста клуб проводит в Туве мотофестивали, и не междусобойчики, а с приглашением гостей-единомышленников из регионов Сибири.
В 2015 году праздник – третий понедельник июня – выпал на 15 число. И байкеры Кызыла, Красноярска, Зеленогорска, Курагино, Абакана, Саяногорска с 12 по 14 июня собрались под селом Сарыг-Сеп на мотоциклетном форуме «Окраина-2015».
Из волков – в кочевники
– Юрий Михайлович, песня «Герой асфальта» группы «Ария» – про вас?
– Не совсем. Мой дом для меня тюрьмой не стал, как поется в песне, но композиция отличная, да и группа хорошая. У меня нет пристрастия только к року, считаю, что в каждом стиле музыки есть хорошие песни, но «Ария» очень близка к мотоциклетному движению, это подкупает.
И название – «Герой асфальта» – отлично отражает жизнь мотопутешественника, ведь это большой поступок, когда человек проезжает на своем железном коне десять тысяч километров, не имея крыши над головой, ночуя на обочине дорог в палатке, а то и просто под накидкой.
– Мотоклуб «Кочевники Азии» был создан шесть лет назад. Смею предположить, что основателем были вы.
– Не только я, но и моя супруга Олеся, друзья Михаил Гаджиев и Илья Дьяков. Тогда же позвонили Олегу Пищикову, который служил на тот момент в армии, он тоже согласился вступить в клуб. Первым делом мы решили собрать единомышленников, чтобы быть более сплоченными, но в то же время понимали, что просто так гонять на байках – не дело, поэтому решили, что будем также проводить и различные мероприятия в Туве, связанные с мотоциклами и байкерским движением.
– «Кочевники Азии» – название, на мой взгляд, удачное.
– А то! Первое наше название «Степные волки» просуществовало только год, а потом, совершенно случайно, пришло в голову новое. Как-то был в одном из банков Кызыла и увидел календарь с надписью: «Великие кочевники Азии». Подумал: «А почему бы и нет? Классное же название». Мотоциклист, как наездник на коне, только на железном, катается везде, словно кочует: где ночь застала, там и ночует.
– Клуб оформлен как общественная организация?
– Официально как общественная организация мы не зарегистрированы. Да, по сути, наш клуб – некоммерческая общественная организация, но если официально регистрироваться, то придется собирать кучу документов, а вся эта бумажная тягомотина нам не нравится.
Деньги для занятия мотодвижением в Туве, естественно, из своего кармана. Перед каждым мероприятием встречаемся, скидываемся и наводим движуху. Если отправляемся в мотопробег по регионам России, то также за свой счет.
Наездники без головы нам не нужны
– Сложно попасть к вам в клуб?
– А это как посмотреть. Требований немного – нужно иметь мотоцикл и тягу к нашей байкерской жизни. Но эту тягу нужно еще доказать. Поэтому вступление в клуб имеет три ступени: сначала кандидат, потом член без права голоса, и только потом, после всех проверок, он получает право голоса. Такие люди уже могут отстаивать свою точку зрения и принимать важные решения. Например, если я как президент клуба вдруг начну порочить и себя, и имя всего движения ненадлежащим поведением, то члены клуба с правом голоса могут меня переизбрать путем голосования.
В кандидатах приходится ходить кому год, а кому и два. Новичку дается время подумать: нужно ли ему это, не является ли его желание вступить в клуб сиюминутным капризом, готов ли он отдать нашему движению достаточное количество своего свободного времени?
А мы в свою очередь тоже наблюдаем за новым человеком, чтобы понять: адекватен ли он, каков его характер, не подведет ли клуб, гоняя без головы на своем мотоцикле? Такие, без головы, нам не нужны, никому не хочется отвечать за неадекватного человека.
– И сколько же сегодня в Туве полноправных мотокочевников, которые не подведут?
– С правом голоса уже девять: Эдуард Чемерский, Илья Дьяков, Олег Табаев, Дмитрий Мельников, Евгений Мерзляков, Олег Пищиков, Вячеслав Таскараков, я и моя супруга Олеся.
Вячеслава Таскаракова как раз на мотофестивале «Окраина-2015» в этот ранг посвятили. Вячеслав обожает мотокроссы. Живет он в селе Сарыг-Сеп, и недалеко от него взял в аренду землю – семь гектаров. С помощью техники строят там мототрассу, которую, уверен, обязательно закончат. Уже осенью нынешнего года, чтобы обкатать её, планируют провести соревнования с участием гонщиков из других сибирских городов.
Вячеслав уже полтора года с нами, он доказал, что с полным правом может носить цвета клуба.
– Что это значит – цвета клуба?
– Это такие специальные клубные нашивки на кожаные и джинсовые куртки с логотипом в том цвете, который выбрал для себя мотоклуб. Это – опознавательные знаки для байкеров: из какого города и клуба мотоциклист. Их обычно на спину пришивают.
Цвет «Кочевников Азии» – красный, а логотип – с буддийским символом дхармачакра – колесом закона, из которого в разные стороны направляются два мотоцикла.
Такую нашивку клуба получает только его полноправный член, прошедший стадии кандидата и члена без права голоса. Сегодня у нас два кандидата, а четверо готовятся стать ими.
– Эта красивая нашивка – просто символическое украшение?
– Нет, не просто. Это особый отличительный знак для байкеров всей страны. Когда по межрегиональным маршрутам катаешься, то замечаешь, что к тебе как к члену клуба со стороны местных байкеров совсем другое отношение, нежели к обычному мотоциклисту. Люди уже знают, что этот человек – не один год на мотоцикле, он – член движения, и за него всегда могут поручиться его одноклубники.
И это своеобразная гарантия. Если, например, кончатся деньги или поломка случится, члены других мотоклубов обязательно выручат – и денег дадут, и мотак отремонтируют.
– Что отремонтируют, мотак?
– Да, мотак. Так мы называем мотоциклы.
Почему байкеры – в коже
– Обязательное кожаное одеяние – это байкерская мода?
– Не мода, часть экипировки. А экипировка для мотоциклиста, как машинный каркас для водителя: чем хуже автомобиль, тем у него меньше защиты. Так и у байкера: чем дешевле его экипировка, тем менее он защищен на дороге. Поэтому экономить нельзя, себе дороже выйдет.
Например, «черепаха» – та, что защищает позвоночник и спину, может стоить от трех с половиной до двенадцати тысяч рублей, а мотоботы, что надевают на ноги, от восьми до сорока тысяч. Гермошлемы доходят в цене до пятидесяти тысяч.
Спасают и перчатки. При падении человек инстинктивно выставляет руки вперед, и если он будет в дешевых матерчатых перчатках, то об асфальт раздерет не только их, но и ладони. Хорошая же кожная защита на руках и теле дает дополнительное скольжение по асфальту, что может спасти от серьезных повреждений, поэтому байкеры выбирают грубую кожу, чтобы она была, как кольчуга. У меня, например, есть американская кожаная куртка стоимостью двадцать восемь тысяч рублей.
Ну, и конечно, это красиво. Вот почему все байкеры – в коже. Но даже это не спасает от травм при авариях, в которых мотоциклист страдает стопроцентно: от переломов пальцев рук до черепно-мозговых травм и повреждения шейных позвонков. Еще очень частая травма со смертельным исходом – это так называемый байкерами сидельный разрыв, когда человека просто разрывает пополам. Зрелище страшное.
Поэтому «Кочевники Азии» приветствуют только аккуратную езду, без дорожных эксцессов, а для этого нужно быть постоянно сконцентрированным.
– И удается так ездить – совсем без нарушений правил?
– Ох, тяжелый вопрос, если на него откровенно отвечать. Как бы водитель ни старался, он всё равно совершит какие-либо мелкие вольности за рулем, потому что всего на свете не предусмотришь.
Но честно скажу: у членов нашего клуба не было нарушений, связанных с травмами их самих или пешеходов. А вот за превышение скорости сотрудники ГИБДД кое-кого штрафовали, это было, не скрою.
– А сам президент клуба – идеален, без единого штрафа?
– На мотоцикле – ни одного штрафа за всю жизнь. А вот за рулем автомобиля, врать не буду, несколько раз штраф платил – за непристегнутый ремень безопасности. Сам виноват.
Твердо уверен: на дороге ответственность несут все участники дорожного движения – сидишь ли ты в дорогом автомобиле, или катишься по дороге на дешевом мотоцикле, мопеде.
Но, как говорится, во всяком стаде бывает паршивая овца. Есть и среди мотоциклистов отморозки, которые вытворяют на дороге всё, что им вздумается. Они-то, в первую очередь, и создают аварийные ситуации. Это беспредельщики, которым по хорошему счету надо запретить садиться на мотоцикл.
Был у нас один знакомый парнишка из Турана, который всем на каждом повороте кричал, что он из «Кочевников Азии». И мне, прежде чем он что-то противозаконное натворит на дороге и, тем самым наведет тень на наш клуб, пришлось ему позвонить и популярно объяснить, кто он, и кто такие настоящие «Кочевники Азии», и что ничего общего между нами нет. Он сразу всё понял.
Мопед и скутер – не детская игрушка
– Байкеры сетуют, что автомобилисты часто не замечают на дороге мотоциклиста, или игнорируют его появление.
– Бывают ситуации, когда водитель физически не может заметить мотоцикл, потому что он занимает мало места на дороге. На трассе скорость движения байка выше скорости автомобиля, и получается, что быстродвижущийся малый объект очень трудно вовремя заметить, особенно ночью.
Но бывает и так, что водитель автомобиля, считающий себя хозяином движения, просто не хочет замечать мотоциклиста, думая, что он, маленький и шустрый, увернется.
Вот у меня недавно был случай. Водитель тяжелого джипа, не подав сигнала о смене полосы, вдруг начал прижимать меня к отбойнику. А он не должен был этого делать, ему следовало либо остаться на своей полосе, либо уступить мне право проезда.
Конечно, я взрослый и опытный, аварии избежал. А если бы за рулем сидел неопытный пацаненок, у которого нет, да и не может быть, нужной реакции? Запросто мог под машиной оказаться.
– Сейчас таких пацанов и пацанок на модных скутерах, мопедах на дорогах всё больше становится.
– И это – отдельная тревога. Не могу понять тех отцов и матерей, которые покупают ребенку такую дорогую игрушку и отпускают на дорогу неподготовленным, без знания правил дорожного движения, да еще и без нужной экипировки. Они что, не понимают, чем это может закончиться? Не осознают того, что сами будут виновны, если случится непоправимое?
Каждый родитель, рискнувший купить своему чаду это транспортное средство, должен твердо усвоить: прежде, чем сесть за руль, чадо должно пройти обучение и получить водительское удостоверение: категория М – мопеды, скутеры и квадроциклы. Эту категорию с шестнадцати лет можно получить.
Окончание – в №25 от 10 июля 2015 года.
Интервью Константина Куцевалова с Юрием Ильяшевичем «Герой асфальта» войдёт четырнадцатым номером в шестой том книги «Люди Центра Азии», который сразу же после выхода в свет в июле 2014 года пятого тома книги начала готовить редакция газеты «Центр Азии».
Фото:
1. Главный кочевник Азии Юрий Ильяшевич на верном железном коне «Honda-XL-1000 Varadero». Республика Тыва, Пий-Хемский район, дорога Кызыл – Кара-Хаак. 28 июня 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
2. Вячеслав Таскараков, ставший во время мотофестиваля «Окраина-2015» девятым полноправным членом клуба «Кочевники Азии» с правом голоса. Кызыл, 24 мая 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
3. Эмблема мотоклуба «Кочевники Азии» на спине – особый байкерский знак отличия. Республика Тыва, Каа-Хемский район, мотофестиваль «Окраина-2015». 13 июня 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
4. Олег Пищиков, один из первых участников байк-движения в Туве, на мотофестивале «Окраина-2015». 13 июня 2015 года. Фото Константина Куцевалова.
Константин КУЦЕВАЛОВ Kos-85@list.ru