Фокус-покус

Внимание, внимание! Занимайте места в зрительном зале и приготовьтесь удивляться.

На сцене – ученик китайского спецагента, бывший политик и заключенный, музыкант, мастер спорта и оригинального жанра: тувинский иллюзионист Шамиль Курт-оглы.

Встречайте! Свет гаснет, представление начинается. Абракадабра!

СЕКРЕТНЫЙ КИТАЕЦ

– Шамиль Нурьевич, фокусничать вы еще в детстве начали?

– Нет, позже: когда уже школу окончил, в сельскохозяйственном техникуме города Янгиера под Ташкентом. При этом техникуме была столовая, в которой работал очень хороший повар – китаец Лун. Такой маленький, пухленький, очень добродушный, улыбался все время.

Однажды возникла потасовка. Кто с кем дрался и почему – уже не помню, но нас было двое, а их – человек семь. Мы деремся, а Лун смотрит и наблюдает.

Потом он позвал меня в комнатку при столовой, где жил. Начал объяснять, что я делал не так, как надо было драться правильно. Слушаю его вполуха. Еще бы, я к тому времени был уже мастером спорта по боксу, а этот дядька меня драться учит. Да что он о борьбе знает!

Говорю: «Что вы меня учите? Я – мастер спорта по боксу». А он улыбается так хитренько: «Знаю, я уже посмотрел. Но вот попробуй – ударь меня».

И дальше, как в кино: я пробую его ударить, а он – раз, и уворачивается. Комнатка маленькая, тесная, но поймать я его никак не мог. Каждый раз все заканчивалось тем, что его пятка оказывалась у моего лба. А когда он еще и по стене начал бегать, я понял, что это какой-то сверхъестественный человек.

Так Лун начал меня тренировать. Я его уже во всем слушался. И понял, что от него можно ожидать чего угодно. Когда выяснилось, что он и фокусы умеет показывать, совсем не удивился. Он и дал мне все базовые знания.

– Что вы еще знаете про вашего китайского учителя?

– Практически ничего. Помню, он еще говорил, чтобы я никому о нем не рассказывал, как минимум, двадцать лет. Зачем, почему – это он не уточнял. Просто нельзя, и все. А потом он уехал. Только записку оставил, по которой меня приняли в закрытый спортклуб. И это был просто повар. Кто он такой на самом деле – я так и не узнал.

– Где и когда состоялось ваше первое выступление фокусника?

– Первое публичное выступление – в 1976 году в Доме пионеров города Благовещенска. Мне тогда было 20 лет. Я там служил неподалеку, и замполит части, узнав, что умею показывать фокусы, решил это использовать. Это ведь как раз было время строительства Байкало-Амурской магистрали, и время от времени для строителей организовывали концерты.

Вот и в тот раз был очередной бал-концерт. Там много разных номеров было: танцы, песни. Номер с фокусами показывали вдвоем: я и Вася Кузнецов из нашей части.

Мы с ним перекидывались разными предметами, но не просто так. Я кидаю, но в воздухе предметов не видно, зато потом они появляются в руках Васи. Он кидает мне, и они снова таинственным образом появляются в моих руках. Такое невидимое жонглирование.

БИЛЕТ НА КУБУ

– Получалось ли у вас заработать фокусами?

– Уже в Ташкенте я давал представления. На них залы всегда были полные. Не только сидячие, но и стоячие, и висячие места были заняты, и даже в кинобудке люди сидели и смотрели. За двухчасовое выступление получал около восьмидесяти – ста рублей. Это самое больше, что мне удавалось заработать фокусами.

Но деньги – это ведь не главное. Главное, что меня признали. По линии министерства культуры Узбекской ССР я в 1980 году даже должен был поехать на Кубу.

Там проходил слет непрофессионалов оригинального жанра. И вот туда-то я и должен был отправиться, потому что на зональных соревнованиях в Ташкенте занял первое место.

Претендентов-фокусников на поездку было много, они держались на сцене гораздо лучше, чем я. И у всех были прекрасные сценические костюмы. А я вышел в джинсах и в батнике, но зато поразил всех профессиональными трюками.

Так что билет на Кубу был у меня в кармане, но поехать не получилось. Отец не разрешил. Сказал: «Зачем ты будешь из себя клоуна делать, лучше учись, как следует».

Так что эту мою страсть в семье не разделяли.

– Какие еще увлечения, кроме фокусов, у вас были?

– Музыка. И вот это как раз было семейное. Мы все очень любили музыку. Я с шестнадцати лет в Ташкенте по кабакам играл. И родители не запрещали. В музыкальную школу никогда не ходил, все начиналось просто на улице: гитара, аккорды. А потом раз – и целый ансамбль получился. Назвали его в духе того времени – «Радуга».

Даже отца туда втянул. Он у нас, как сейчас говорят, был финансовым директором. Помню, я ездил в Питер, тогда музыкальную столицу, за аппаратурой. Одни клавишные я покупал у группы «Динамик», там тогда Владимир Кузьмин пел.

Ну, а дальше – все как у всех: занимался спортом, играл в ансамбле, отучился, женился, сел в тюрьму. Потом в Туву приехал.

– Стойте-стойте. И тюрьма была? Неужели за ярую приверженность фокусам, спорту и музыке?

– Нет. Там все с работой было связанно. Сложная, конечно, история. Я работал тогда в Ташкенте механиком в конструкторском бюро. Мы просто станки делали, обычные исполнители. Но когда завертелась вся эта история – якобы, у нас станки на сторону продают, все себе в карман – мы тоже под горячую руку попали.

В результате – восемь лет по статье «Хищение государственного имущества в особо крупных размерах». Отсидел пять, а потом в 1988 году – в Туву, на поселение. Работал в Кызыле.

ОБМАН ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЧУДО

– Много разных городов было в вашей жизни. А родились вы где?

– В Томской области. Во время сталинских репрессий моих родителей из Грузии туда выслали. Но они тогда еще даже знакомы не были, хотя в Грузии жили совсем близко друг от друга. Мама – Назико Эмидовна – в городе Ачамчира, а отец – Нури Мусаевич – в двадцати километрах от этого города, в поселке Члоу.

В Томской области – в поселке Славцов Яр – они поженились, там же, в 1956 году, родился я. Потом наступила хрущевская оттепель, и папа решил поехать на разведку, найти лучшее место. Так мы оказались сначала в Казахстане, где родился мой брат Руслан, а потом переехали в Узбекистан. Там мы, наконец, и остались.

В Ташкенте до сих пор живут моя мама, брат и сестра Нателла. А я прочно обосновался в Туве. Нашел здесь жену Иру, друзей, работу.

– Фокусника?

– Нет, сначала политика. Фокусы в Туве я стал гораздо позже показывать. А до этого я был главой городского отделения ЛДПР

– А как вы попали в ЛДПР, это тоже был какой-то фокус?

– Скорее не я туда попал, а моя жена Ира Бабкина. Сначала она там работала, в основном, с бумагами, а потом и меня привлекла. Так, со временем, я стал членом координационного совета, руководителем городского отделения и помощником депутата Государственной Думы от ЛДПР. Но пробыл я там не слишком долго. Все-таки это – не мое.

– Чем отличается политик от фокусника?

– К фокуснику люди заведомо хорошо относятся. Они уже ждут, что сейчас он их удивит и поразит. Они хотят обмана. Потому что здесь обман превращается в чудо, а взрослые превращаются в детей. Они благодарны фокуснику за это.

Политика – это совсем другой тип обмана. Тут благодарности не дождешься. Даже если делаешь что-то хорошее, всегда найдутся те, кто скажет, что это плохо. Ты всегда находишься под прессингом, под напряжением. Поэтому я оттуда и ушел.

Сейчас у меня шиномонтажная мастерская в Кызыле на улице Калинина. Занимаюсь ей уже два года. Начинал с пустого места. Сначала хотел пекарню открыть: печь лаваш, как в Ташкенте. Тут же это не лаваш, а лепешки. А настоящий – ташкентский – совсем другое!

Но с этим не получилось. Вместо того, чтобы продавать, мы его сами съедали. И, конечно, главное – нужна была своя земля. А с этим не вышло. Чтобы ее получить, пришлось бы просить и прогибаться. А этого я не умею. Не умею и никогда делать не стану.

– В бизнесе используете какие-то фокусы?

– Разве что только шину клиентам починить: раз – и готово. Ловкость рук и никакого мошенничества. Руки есть, работать с детства приучили.

Так что настоящие фокусы – только для сцены. А в бизнесе – только работа. К тому же, я очень долго даже не вспоминал, что фокусы умею показывать. Однажды просто, как отрезало – и все. Никто даже и не знал, что я это умею. Да и сам об этом забыл.

МАСТЕРСТВО ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

– Почему вдруг опять про фокусы вспомнили?

– В 2009 году в Кызыле проводился конкурс «Две звезды». Организовывал все Олег Сарыглар. Меня туда пригласили как руководителя городского отделения ЛДПР. Пел на тувинском языке вместе с классической певицей Эльвирой Докулак. Получили приз зрительских симпатий.

После этого выступления задумался. Мне всегда хотелось найти такой род деятельности, где не нужно было бы ни с кем толкаться. Нужна была какая-то своя, отдельная, ниша. И вот тогда вспомнил, что я вообще-то фокусник.

Начал наводить справки. Оказалось, что фокусников в Туве как раз-то и нет. А значит, нужно было это исправить.

– Где вы берете реквизит для трюков?

– О, это ужас просто! Купить ничего нельзя. Даже самые простейшие мелочи приходится искать и искать. Шляпу фокусника долго искал, но нигде не смог купить. Пришлось делать самому – из картона.

Если какие-то мелочи еще и можно найти в готовом виде, то сложный реквизит – невозможно. Все приходится делать самому.

Ведь я не просто фокусник, а иллюзионист. В чем разница между фокусниками и иллюзионистами? Фокусники – это ловкость рук, раз – и в руке роза. А иллюзионисты работают с большими предметами. Это спецэффекты. Это сложный реквизит. Подготовки гораздо больше. Зато и удивления вызывает больше.

Такой сложный реквизит делаю у себя в шиномонтажной мастерской, специально выделил для этого помещение. Тут мне, конечно, очень помогают мои ребята, работники шиномонтажки. А особенно – сводный брат Георгий. Он не так давно тоже приехал в Туву из Ташкента и теперь очень помогает мне и с реквизитом, и с выступлениями.

– Получается, вы – мастер перевоплощений. Раз – и вы поете, два – и вы политик, три – и вы уже специалист шиномонтажа.

– Я еще и танцевать теперь умею. После песен со звездами меня позвали на танцы со звездами. Сначала пытался отказаться: ну, не умею же танцевать! Но не вышло, уговорили. Поставили в пару с профессиональной танцовщицей – артисткой ансамбля «Саяны» Екатериной Кара-Донгак. У нас было всего четыре репетиции. И за это время нужно было подготовить два танца: джайф и корриду.

Для меня это было очень сложное испытание. Но это ведь и есть самое интересное в жизни: добиваться того, что не получается. Когда постоянно занимаешься тем, что прекрасно получается, перестаешь это ценить. И вот тогда нужно срочно искать что-то новое.

Этим мне, кстати, фокусы как раз и нравятся. Их невероятное множество. Научился показывать один – учись делать другой. И так – до бесконечности.

ВСЁ ПОНЯТНО, НО ГДЕ МОЛОКО?

– Самый первый свой фокус помните?

– Да, конечно. Это был самый простой, с двумя платочками. Связываешь два платочка вместе, потом скатываешь их в комок, подбрасываешь, и они разлетаются в разные стороны. Сейчас-то у меня программа куда серьезнее. Хотя, как ни странно, часто больше удивления вызывают самые простые фокусы.

Например, есть у меня фокус с молоком. Наливаю молоко в бумажный кулек. Потом кто-то из зрителей в страхе этот кулек разворачивает, а молока-то там уже и нет. Вот этот фокус всех всегда удивляет. Даже если видят его не в первый раз. Жена моя до сих пор в недоумении.

– Неужели, вы даже жене секрет не раскрыли?

– Раскрыл, конечно! Несколько раз, на пальцах показывал: это сюда, это так, это вот здесь зажимаем и раз – молока нет! И всякий раз Ира в конце говорила: «Все поняла. Но куда ты все-таки молоко-то дел?»

Жене я, кстати, никогда не говорил раньше, что фокусы показывать умею. Она вместе со всеми узнала, когда я первый раз выступал в сборном концерте в Доме народного творчества.

Фокусам нет предела. Достаточно иметь голову нормальную и ловкие руки. Так что выступления пошли: сначала одно, потом второе, третье.

– Новый фокус сейчас готовите?

– Конечно, как раз недавно отрепетировали. Задумка такая: выходит девушка-ассистентка. Встает на стул. Убираем стул, ставим две палочки – она стоит. Убираем палочки – она стоит. Переворачиваем ее горизонтально – и она спит в воздухе.

Более того, потом можно еще и обручем вокруг провести, чтобы уж точно доказать, что нет никаких лесок, никаких креплений.

– Секрет таких фокусов, кажется, волнует всех. Как человек летает, если лесок нет?

– Нет никаких лесок! Дело совсем в другом. Но, пожалуй, лучше оставить это тайной. Скажу только, что многое зависит от ассистентки. В этом фокусе мне помогает Яна Пискунова.

Когда репетировали этот фокус с левитацией, Яна сначала очень волновалась и боялась. Еще бы: стоит чуть-чуть не так положить голову, резко рукой пошевелить, и тут же упадешь. Но пока, к счастью, обходится без травм. Фокус отрепетирован и готов для демонстрации публике.

СЕКРЕТ КОПЕРФИЛЬДА

– Представления для детей устраивали?

– Нет. Никогда. У меня своих детей двое – сын Игорь и дочка Ира. Но они росли как раз в тот период, когда фокусы никому не показывал.

Перед детьми фокусы труднее всего показывать. У них сознание совершенно другое. В голове еще нет всех этих взрослых установок. Поэтому все фокусы они рассматривают не с точки зрения «это невозможно», а думают: «Как же это сделано? В чем секрет?» И гораздо чаще, чем взрослые, догадываются, потому что сознание пластичней.

– Собираетесь делать свое персональное выступление?

– Конечно. Хочу отправиться с выступлениями по Туве. Нашел микроавтобус, почти месяц его чинил, даже не брился, так ушел в работу.

И вот наконец-то закончил, он готов. Можно ехать в любой момент и удивлять всех фокусами. В планах – объездить все районы, а уж потом отправиться дальше, по Сибири. Пусть тувинских фокусников знают всюду.

– Какой фокус удивляет зрителей больше всего?

– Наверное, фокус с термосом. Когда выступал в Центре русской культуры, одна из зрительниц в зале была настолько им шокирована, что сказала: «Больше я на это место не сяду!»

А фокус очень простой. Налил воду в небольшой термос. Поставил на стол, закрыл платком. Раз! И термос исчезает. Все уже в восторге, а это только начало!

Дальше говорю, что термос где-то в зале, прошу публику поискать. И через несколько минут мои помощники находят его под креслом одной из зрительниц. Вот у нее-то как раз в этом момент и был шок. Она аж подскочила и закричала: «Он экстрасенс! Я здесь больше сидеть не буду!» Люблю, кода люди так искренне поражаются.

– Кто из фокусников и иллюзионистов – образец для вас?

– Амаяк Акопян. Это из фокусников.

А иллюзионист – это, конечно, Дэвид Коперфильд. Я очень тщательно просматривал записи его выступлений, чтобы найти там что-то и для себя. Конечно, все его трюки разгадать не получается, но, зная базовые ходы, процентов сорок потом расшифровать можно, если смотреть внимательно.

А если ничего этого не знать, то, конечно, для нормального человека – все это совершенно непонятно. Как это: стояла машина, а потом – раз, и не с того ни с сего исчезла. Непостижимо!

– А вы знаете, в чем тут секрет?

– Конечно, знаю. Но не скажу.

– Секрет какого фокуса вы можете раскрыть прямо сейчас?

– Могу рассказать, как проткнуть волшебный шарик так, чтобы он не лопнул.

Нужно наклеить скотч в нескольких местах и потом, на публике, именно в этих местах протыкать шарик. Тогда шарик не лопнет. Его удержит скотч.

Только нужно помнить, что для этого фокуса вам понадобятся очень качественные шарики, качественный скотч и гладкая, ровная игла. А еще – тщательная тренировка. Важно все делать очень быстро: раз – проколол, два – проколол, три – и тут же, показав зрителям, что шарик целый, специально лопнуть его той же иглой. Потому что от таких проколов он в любом случае скоро сдуется. Но публике об этом знать не нужно.

ДУМСКИЙ КОСТЮМ

– Ваш самый любимый фокус?

– Манипуляция с шариками. Он очень простой, но эффектный: шарики то появляются, то исчезают.

– Карточные фокусы показывали?

– Очень редко. Карты и все азартные игры не люблю. В казино, на игровых автоматах ни разу в жизни не играл. Игры и в жизни хватает.

– Бывало ли так, что фокусы выручали вас в трудных ситуациях?

– Бывало. Лет десять назад поехал в Красноярск на машине, не взял с собой доверенность на нее. И почти при въезде меня остановили. Я действительно нарушил правило, да еще и доверенности нет. И вот гаишник просит доверенность. А у меня нет. Тогда я постарался своей волей воздействовать на его волю. Протянул ему пустой лист бумаги, сказал: «Вот доверенность». И мальчик-гаишник ее взял, прочитал и отпустил меня. Хотя это был пустой лист.

Говорят, что магия и фокусы – это один обман. Но это не совсем так. Люди ведь тоже хотят обмануться. Поэтому иногда на некоторых людей возможно воздействовать, заставлять их видеть то, чего нет, особенно, если они хотят или, наоборот, очень не хотят это увидеть.

Конечно, так получается не со всеми. Тут нужно четко разбираться в людях. Это очень сложные материи. Но нельзя говорить, что их нет только потому, что они невероятны.

– Есть ли у вас сценический костюм?

– Конечно. Выступаю в цилиндре, который склеил сам, и в думском костюме. Думский он потому, что именно в нем я ездил от ЛДПР на заседания в Думу, когда еще занимался политикой.

– Обычно фокусники используют заклинание, а у вас какое любимое?

– Заклинаний не использую. Только жесты. А заклинания стесняюсь произносить. Понимаю ведь, что обманываю людей, что не в заклинании секрет. Поэтому я этого не делаю.

Если бы я перед детьми выступал, тогда – да, наверно, столько бы всего заклинаниями наколдовал!

А взрослые в заклинания не верят. Хотя фокусы любят не меньше детей.


Интервью Нади Антуфьевой с Шамилем Курт-оглы войдет седьмым номером в пятый томкниги «Люди Центра Азии», который продолжает формировать редакция газеты «Центр Азии».

Фото: 2. Ташкентский Рембо. Шамиль с мамой Назико Эмидовной. Ташкент, 1977 год.

3. Отец – Нури Мусаевич Курт-оглы – в воспитании был строг и фокусы сына не приветствовал. 1958 год.

4. Шамиль Курт-оглы. В армии – не только фокусы, но и бокс. Поселок Февральское Амурской области. 1976 год.

5. Шамиль на поселении: уже не заключенный, но еще и не свободный человек. Тува, 1989 год.

6. Эльвира Докулак и Шамиль Курт-оглы – две звезды: профессиональная

и начинающая, завоевавшие приз зрительских симпатий певческого конкурса «Две звезды». Кызыл, 2009 год.

7. Трюк с платочками: крепко затянутый узел развязывается по желанию фокусника.

Кызыл, 27 апреля 2011 года.

8. Шамиль Курт-оглы: «Карты и все азартные игры не люблю. В казино, на игровых автоматах ни разу в жизни не играл. Игры и в жизни хватает». Кызыл, 27 апреля 2011 года.

9. Свои фокусы Шамиль Курт-оглы может показывать прямо на улице. Исчезающие шарики: вот они тут, а потом их нет. Кызыл, 27 апреля 2011 года.

беседовала Надя АНТУФЬЕВА Фото автора, Владимира Савиных и из личного архива Шамиля Курт-оглы.
  • 26 587