Татьяна Санчаа: Успех – айсберг с красивой макушкой

Татьяна Оюновна Санчаа по итогам соцопроса читателей «Центра Азии» стала обладательницей титула «Человек года» в области образования.

Она учитель физики, дирек­тор высшей категории, отличник просвещения РФ, заслуженный работник образования РТ, директор элитарного учебного заведения Тувы – Государственного лицея.

Государственный лицей Республики Тыва (ГЛРТ) открыт 1 сентября 1991 г. Сегодня в нем обучаются около 120 подростков 14-17 лет, имеющих спо­собности к научной, твор­ческой деятельности по гумани­тарному, эконо­ми­ческому и техническому профилям. Около пятидесяти процентов преподавателей – кандидаты наук.

 

...В школе видишь директора лишь в трех случаях – либо при выговоре, либо при награждении похвальной грамотой, либо при получении аттестата зрелости. При виде директора вся школьная детвора бежит врассыпную в суеверном ужасе. По крайней мере, так было в мои годы ученичества в средней школе. Не дай Бог разгневать директора школы! Честно сказать, поступив в лицей, я также с опаской посматривала на директора и по мере возможности старалась не попадаться ей на глаза.

Как-то летом мы всем лицеем поехали отдыхать на Азас. Уж там-то от нее никак не улизнуть. Но, оказалось, что в этом большой нужды и не было. Для меня было
в новинку сидеть вместе с директором (вы только подумайте – с самим директором!) у костра и распевать песни под гитару. Именно тогда я поняла, что директор
лицея – не только Директор, но и просто Татьяна Оюновна...

— Ваши родители – очень извест­ные люди в республике. Я знаю, что ваш отец, Оюн Толеповчч Ал­дын-оол, воевал в годы Великой Отечест­вен­ной войны. Ваша мама, Арыя Арап­тановна Алдын-оол – народный учи­тель СССР. В какой семейной атмо­сфере вы выросли?

— Папа – легендарная личность. Он пошел добровольцем на фронт и выполнял обязанности комсорга в тувинском эскад­роне. В 1944 году он вернулся с фронта
и начал работать первым секретарем обкома комсомола. Затем папа работал первым сек­ре­тарем Кызыл-Мажалыкского райкома КПСС. А после того, как его перевели в Кызыл, он начал работать МВД.

Папа был близким другом Салчака Калбак-Хорековича Тока. Он очень много работал, мы его практически не видели дома. Мама в это время работала в школе. Мы – я, старший брат Алексей, младший Андрей – росли вполне самостоятельными детьми, поскольку и у мамы работа отнимала много времени. Родители никогда не беспо­коились о нашей учебе – мы учились хорошо.

Папа был веселым, добрым человеком. Такого случая, чтобы он на нас кричал, по­вы­шал голос, не было никогда. А мама у нас очень строгая, она и сейчас к нам
так­же строго относится.

— Каким ребенком вы были в детстве?

– Честно сказать, не очень бойкая и не очень тихая. Энергичным был у нас младший – Андрей. Алексей был спокойным мальчиком, занимался музыкой, судомодельным спортом. К музыке мы все относились хоро­шо, но музыкальную школу я закончила одна.

Все мы получили высшее образование, правда, уже после смерти папы. Поднимала нас дальше мама. Я до сих пор удивляюсь, как у нее хватало денег на наше образование, поскольку Алексей и я учились в ВУЗе одновременно, в школе учился только Андрей. Я не могу сказать, что мы бедство­вали. Сейчас я и мой муж, Михаил Григо­рьевич, который тоже преподает в лицее, воспиты­ваем дочь и как бы работаем только на нее. Хотелось бы, конечно, чтобы она не имела каких-то материальных проблем.

Учась в Новосибирске, я очень часто ездила домой. Так скучала по своим, что ездила на каждые праздники. Сейчас я этого позволить дочери не могу (Айдиса тоже учится в Новосибирске). Поэтому я до сих пор преклоняюсь перед мамой за ее стой­кость и заботу о нас.

Я заметила, что у всех нас: у меня, у Алексея и у Андрея, – отношение к своим детям такое же, как когда-то у родителей к нам. Для нас дети, семья – это все.

— А на чем, на ваш взгляд, стро­ится фундамент полноценной семьи?

— На отношении к семье каждого члена семьи. Это могут дать только родители. Школа, общественность на это мало влияют. Это закладывается в семье. Я думаю, все наши беды исходят из проблем собственной семьи. На это мало кто обращает внимание. Я слышала, что на Тайване государственная политика построена на принципах семьи. Раньше, если в семье тувинцев умирал кто-то из близких родственников, то их детей воспитывали родные. Сейчас на улице мож­но наблюдать немалое количество беспри­зорных детей. Такого у нас прежде никогда не было. Это был позор, грех всего рода, если чей-то ребенок оказался на улице. Сейчас дети-бродяжки особо никого не волнуют, разве что только государственные органы. В принципе, не государство о них должно забо­титься, а именно семья, родственники.

Сейчас многие школы обучают школь­ников обычаям, традициям тувинского наро­да. Но я, честно сказать, не вижу результата. Нет такого толчка в обществе к хорошему старому. Может быть, это длительный про­цесс, потерять ведь можно быстро, а при­обрести обратно – это происходит долго. Школа, я подозреваю, этого не сможет сде­лать, если это не заложено в сознании са­мого человека его семьей

Все хорошее я имею только благодаря моей семье.

— Сегодня лицей – одно из прес­тижных учебных заведений нашей республики. Многие знают о нем и за ее пределами. Были ли трудности при его создании?

После окончания факультета физики Новосибирского университета я начала рабо­тать в нашем пединституте. Мне сразу дове­рили чтение лекций на пятом курсе, почти у моих ровесников У нас сложились дружес­кие отношения, может быть, из-за возраста, хотя я была достаточно строгой преподава­тельницей. Несколько лет я была курато­ром студенческих групп, а тогда проводились опросы среди студентов. У меня был один из самых высоких рейтингов.

У преподавателей кафедры математики возникла идея организовать летнюю школу, где они могли бы позаниматься со школь­никами. Предложили и нашей кафедре пора­ботать. У меня плохое здоровье, летом я обычно восстанавливаю свои силы, поэтому я отказалась. Из этой идеи ничего не вышло, многие преподаватели не захотели работать летом. В сентябре я предложила устроить такую школу в течение года, а не только
летом. Я оформила документы, пошла в Ми­ни­стерство образования, пригласила иници­аторов летней школы. Так был открыт один лицейский класс при пединституте.

Никаких препятствий не было, мини­стерство с удовольствием пошло на это. Тогда это было первое инновационное учебное заведение, построенное по новому типу, где работали все преподаватели института. Было очень интересно разрабатывать всю конструкцию школы вместе с едино­мыш­ленниками – Михаилом Петровичем Кра­силь­никовым, Роландой Николаевной Кон­гар. Очень помогли мне братья, мама и все члены семьи Араптанов. Поначалу все было гладко. Я просила помещение в пединституте – дали. Когда появилась необходимость в дополнительном поме­щении – не отказала моя родная школа №7.

Потом началась борьба за собственное помещение. Мы выбрали здание бывшего детского сада № 1. Оно почти два года стояло бесхозным, буквально были одни стены. На его «завоевание» было затрачено два месяца. Здесь должна была распо­ложиться респуб­ли­канская школа искусств (РШИ). Нам удалось убедить руководство РШИ, что это здание не решит их проблем, что целесообразно будет, если мы поме­няемся зданием, которое нам было обещано прави­тельством – вторым корпусом педин­стигута. Правда, сказали, что произойдет это после того, как пединститут переедет в новое здание. Капитальный ремонт здания осущест­влял кооператив «Школьник», где работали греки. За 6 месяцев основные работы были сделаны, здание получило два новых крыла. Это было в 1994 году. А летом начались трудности.

Открывающемуся турецкому лицею пона­добилось здание. Меня вызвали в Мини­стерство образования и сказали, что вопрос о передаче здания будет решаться у прези­дента. Я не смогла справиться со сво­ими эмоциями и отказалась идти на заседание. Но президент поступил мудро: он сказал, что проблема одного заведения не может быть решена за счет другого.

Через несколько дней мы всем лицеем выехали на Шивилиг. Отдыхали, ходили в походы. В это же время Бай-Тайгинский рай­он посетил президент. Он зашел к нам на огонек и заверил, что на наше здание никто покушаться не будет.

Наши ребята из первого и второго выпус­­ков сами клеили обои, красили и офор­м­ляли классные комнаты. И очень гордились этим. Сегодня, к сожалению, новички могут на парте написать, чего раньше никогда не было.

Очень приятно, когда бывшие лицеисты заходят к нам в гости. Мы складываем все открытки и письма, которые присылают нам наши выпускники. Какую радость достав­ляет нам любое их сообщение о себе, открытка. Мы бурно обсуждаем: «Вот он пришел, нашел время нас навестить». Это – счастье для педагога, когда выпускники помнят о своей школе, преподавателях.

— В создании лицея риск все-таки был?

– Если хорошо работать, то 100%-ный успех гарантирован. Средствами массовой информации наши успехи воспринимаются как само собой разумеющееся: «это лицей – не мудрено, что у них столько достижений». А успеху предшествует колоссальный труд, огромное усилие и упорство. Успех этот подобен айсбергу с красивой макушкой.

Риск, конечно, был, так как практически все преподаватели лицея не работали рань­ше в школе. У нас нет стереотипного отноше­ния к ученику, потому что отношение к сту­дентам совсем другое, оно принципиально от­ли­чается от отношения учителя к школь­нику. В лицее между учениками и препода­ва­те­лями – отношения взрослых со взрослыми.

Хотя, надо сказать, к лицеистам у нас довольно строгое отношение. К примеру, мы
отрицательно относимся к курящим уче­никам. За это лицеист может быть исключен
из лицея. Мы хотим работать с теми детьми, для которых ближайшая цель – обра­зо­вание. Если у молодого человека, действительно, есть способности, то их нужно раз-
вивать и использовать для своего блага, а вредные привычки (курение и т. п. ) могут все усилия свести на нет. Зачем тогда рабо­тать вхолостую? Я не могу сказать, что среди тех, кто чего-то добивается в жизни, нет курящих, выпивающих, но, как правило, выпивающие потом становятся пьющими. А потом все сокрушаются: «Ну золотой чело­век! У него такой талант! Но он, к сожалению, пьет». Все идет насмарку. Вот этот один «недостаток» сводит к нулю все его заслуги.

— У лицеистов очень большая нагрузка. Я помню, как было трудно на первых порах привыкнуть к тому, что урок длится 1 час 20 минут, что нет осенних и весенних каникул, что задают слишком много заданий на дом. Как вы смотрите на проблему нагрузок?

— Я, честно сказать, такой проблемы не вижу. Человек должен загружать себя макси­мально. Наша школа – альтернативная, по­это­му если тебе кажется, что нагрузка очень большая, пожалуйста, ты волен уйти и иметь меньшую нагрузку в школе.

100%-ное поступление лицеистов в вузы – это ведь результат так называемых нагру­зок. Большинство наших выпускников учит­ся на «4» и «5». Некоторые приво­зят свиде­тельства об этом, но для нас достаточно и слова.

Достижения на конференциях тоже явля­ются большим успехом. В этом году мы прак­тически не участвовали в республи­канской олимпиаде, хотя несколько лет мы были лидерами. Мы переориентировались на конференции. Для нас они имеют большое значение. Победа на конференции – это не случайное явление, а успех ученика. И тот факт, что по результатам докладов лицеистов на конференциях в Москве, в Новосибирске,
они зачисляются в вузы без экзаменов, свидетельствует, что это тоже большой успех.

Наш лицей является координационным центром программы «Шаг в будущее», и мы уже второй раз проводим республиканскую научную конференцию школьников. Было больше научных работ школьников, чем в прошлом году. Это очень радует.

Жюри конкурса «Шаг в будущее» на­пра­вило в Москву 10 докладов, из них 7 до­­кладов наших учеников ГЛРТ и три – из школы №15 – городского лицея. Там они
про­ходят предварительную экспертизу. Из де­сяти ребят получили приглашения для учас­тия только шесть. Все шесть докладчиков ока­зались из ГЛРТ. Благодаря своему упор­но­му труду, они выполнили очень инте­рес­ные и сложные работы, в основном по фи­зи­ке, информатике, математике. Двое из них на­граждены дипломами третьей степени, двое зачислены в Московский госу­дар­ствен­ный технический университет имени Бау­мана.

Жалко, что в других городах России кон­фе­ренции подобного рода не проводятся. Если бы это проводили и сибирские вузы, было бы просто замечательно. Правда, в Ново­си­бирске тоже проводятся конференции, вру­ча­ют ди­пломы победителям, но, к сожалению, там нет таких льгот, как у московских кон­фе­рен­ций, – зачисление без экзаменов в вуз. Ведь вступительные экзамены – это очень боль­шой стресс.

Радует, что престиж лицея растет с каждым годом, у нас большой конкурс. В прошлом году на одно место было 8 человек. Судя по тому, какие «сцены» нам устраивают непоступившие и их родители, лицей, действительно, популярен. Приятно осоз­навать, что многие родители стараются дать своему ребенку хорошее образование.

— Лицеисты, которые получают образование за границей – тоже большой успех.

—Действительно, судя по отчетам Комитета по науке и высшему образованию, 80% учащихся за границей – наши выпускники. Мы помогали им оформлять документы при выезде, некоторых до места учебы даже довозили. Правда, это уже не наша задача. Но мы помогаем выпускникам, потому что любим их, нам не безразлична их дальнейшая судьба.

Оформление учебы за границей – слож­ный процесс. Поскольку цены на образование за рубежом для рядовых родителей басно­словные, конечно, должно быть серьезное обоснование учебы за рубежом. Лицей, преж­де чем обращаться в прави­тель­ство о финан­сировании получения образования за рубе­жом конкретного выпускника, готовит обос­но­вание.

До настоящего времени правительство шло нам на встречу и откликалось на наши просьбы.

Я считаю, что предостаточно наших ребят учится в Турции: 12 человек. Меня волнует их дальнейшая судьба. К сожалению, какое именно образование ребята получат, диктует министерство образования Турции. Могу только порадоваться за Урану Дандар, кото­рая изучает технологию обработки кожи и шерсти. Такая специализация нужна респуб­лике. Саяна Кашпык-оол учится на факуль­тете международных отношений – это важно для дальнейшего сотрудничества Тувы и Турции. А вот, скажем, ребята изу­чают экономику. Я думаю, Турция – не та страна, у которой можно перенимать уклад, принципы ее экономики. В этой области, по-моему, лучше ориентироваться на Японию, США, Германию.

Стоит ли получать медицинское образо­вание за рубежом? Наверное, не стоит. В России готовят достаточно квалифици­ро­ван­ных медработников. Можно изучить прин­­ципы нетрадиционной медицины в Китае.

Республике нашей нужны профессио­наль­ные переводчики со знанием культуры того или иного народа, которые будут выступать своего рода «связными» между
странами. Поэтому трое из наших ребят учатся в Монголии, специализируются на монгольском языке. Сейчас в Туве развора­чивают свои бизнес две китайские компании, поэтому троих мы отправили учиться в Китайский университет.

Образование в США в престижных университетах стоит ни много ни мало 20 тысяч долларов в год. Это тяжело финан­сировать даже нашему правительству. Но иметь квалифицированные кадры, изучив­ших рыночную экономику в развитых странах (Японии, США, Германии) было бы просто здорово.

— Я слышала, что лицей подключился к Интернету?

— Вход в Интернет – наша самая боль­шая удача. За четыре года 17 ребят из лицея стали победителями российских конкурсов, стажировались и стажируются в США. Это не считая тех ребят, которые побывали там в течение короткого срока. В итоге выходит, что в Америке побывало около 30 человек. И в этом году ученица 10-го гуманитарного класса ГЛРТ Катя Моломдай стала победи­тельницей конкурса. Видимо, в различных программах заме­тили наших ребят. Поэтому к нам приез­жа­ли представители амери­кан­ской Про­грам­мы «Интернет для школ», ко­то­рая финан­сируется фондом Сороса. Было выбрано 20 школ в России, Белоруссии, на Украине. Представители этой программы побывали в выбранных школах, чтобы убе­диться воочию, на самом ли деле интересна эта школа, действительно ли она отли­чается от других. В числе этих 20-ти школ оказался и наш лицей. Они сразу выде­лили нам грант в 6 тысяч долларов на покупку обору­дования для Интер­нета. Наш преподаватель, Михаил Петрович Красиль­ников, ездил в Америку на ста­жировку. На этом годич­ный Проект подключения школ к Интернету был завер­­шен.

На закрытии про­граммы в Москве была отме­чена наша работа, как одна из са­мых интересных. А после тор­жественной части, только Михаила Петровича и Оле­га Шара­хоо пригласили для продолжения проекта. Нам предложили новый проект, обеспе­ченный грантом, над которым мы уже начали работать. Един­ственное, что нас подводит – это связь, она периодически отключается. Мы становимся словно немыми.

— Какие у вас планы ?

— В этом году мы набрали первый на­чаль­ный экспериментальный класс, поэто­му наш самый большой план – доучить их до 11-го класса. Большие планы у «ТВ-цея».

— «ТВ-цей» – это ваша телеком­пания?

— Да. Фильм, который показывал «ТВ-цей», приходили уже покупать. Мы вышли на республиканские газеты. Все это, конечно же, мы будем дальше развивать.

— У вас не возникала мысль «уда­риться» в политику? Судя по про­де­ланной работе, можно сказать, что у вас пре­красные организа­тор­ские способ­ности.

— Я не гуманитарий. В политике надо быть специалистом. Хорошим политиком может стать юрист, который знает основы устройства государства. Экономист может
сыграть немалую роль в политике, потому что государственная политика тесно взаимо­связана с экономикой.

Некоторых «ударившихся» в политику я хорошо знаю. Порой просто поражаешься, какие люди сидят в руководящих органах. Что ж, таков уж уровень нашего общества, когда голосуют за некомпетентных людей.

— Звание «Человек года-97» стало для вас неожиданностью?

— Честно говоря, да. После получения этого звания, мне задали вопрос работники телевидения: «Некоторые говорят, что это не отражает общественного мнения, слишком мало людей участвует в выдвижении канди­датур на «Человека года». Я ответила: «На мой взгляд, это не проблема газеты, которая организовала такой конкурс. Если кому-то кажется, что этот человек не достоин такого звания, пусть напишет об этом. Пусть выдв­инет свою кандидатуру. Иными словами, это зависит от активности масс. И газета не обя­зана про­водить по этому поводу референдум».

А само мероприятие, где вручали дип­ломы, мне очень понравилось – симпатичное, красивое шоу. Я уж забыла, когда меня куда-то приглашали. Мне лично было очень приятно. Я увидела на этом праздни­ке действительно достойных людей и, надо сказать, очень скромных, которые стали победителями конкурса «Человек года».

 

ПРОШЛО ВРЕМЯ...

Дочь Татьяны Санчаа Айдиса поступила в Новосибирский госуниверситет по спе­ци­альности гео­фи­зика.

Татьяне Санчаа присвоено звание «Заслу­женный работник образования Республики Тыва». Гослицей получил статус «Фе­де­раль­ной экспериментальной площадки», который был по­лучен на конкурсе в Москве за проект «Обучение одаренных детей в рамках Специ­ализированного учебно-научного центра субъекта Федерации». Лицей получил грант Мини­стерства обра­зо­вания РФ (125 тысяч рублей).

В апреле 2000 года лицей стал лауреатом конкурса-выставки «Школа-2000» в Москве за успехи в деле обучения и воспитания интеллектуально одаренных детей.

В 2000 году лицей в рейтинге школ Рос­сии, определявшимся журналом «Карьера» совместно с Министерством образо­вания РФ, занял 27 место в списке 100 лучших школ.

 

Фото:

2. Ученики 9-го технического класса Эрес Кагай-оол и Иван Путинцев с директором в кабинете оптики.

3. Сергей Тыкыл-оол, один из лучших учеников ГЛРТ, в вычислительном центре.

4. Лицей и лицеисты.

Беседовала Айсу КАНКОВА
  • 5 731