Ульяна Опей-оол: Тибет – моя любовь, моя боль
Уже третий год у нас действует «Общество друзей Тибета», руководит которым Ульяна Павловна Опей-оол. Ее квартиру, так же как и ее кабинет, можно назвать «маленьким Тибетом» в Туве. Здесь все: начиная от рисунков и фотографий, кончая портретами, картинами и статуэтками – напоминает об этой оккупированной Китаем стране. И здесь, у нас, за тридевять земель от Тибета работает группа людей, основной целью которых является освобождение этой страны от гнета. Ульяна Павловна с виду хрупкая, элегантная женщина, излучая добрую энергию, является самым преданным своему делу человеком. Также она является членом правления общества «Мемориал», одним из создателей этого общества, заседателем народного суда г. Кызыла, народным заседателем Верховного суда России и общественным представителем международной Организации Непредставленных народов в ООН. Не правда ли весь перечень ее обязанностей впечатляет?
– Ульяна Павловна, с чего началась история создания общества? Откуда такой интерес к этой древней стране?
– Интерес появился еще давно, в детстве, из рассказов родителей, затем усилился, когда я начала работать научным сотрудником в ТНИИЯЛИ. Но, безусловно, моментом перерождения этого интереса стал приезд Его Святейшества Далай-Ламы в 1995 году.
Научной деятельностью занимаюсь с 1979 года, тогда в ТНИИЯЛИ царил необыкновенный дух всепознания. Работали представители старшего поколения, воспитанники настоящей академической науки – с одной стороны, с другой – очень увлеченные и высокообразованные зачинатели возрождения тувинских традиций, сторонники идей национального возрождения. Мы были повально увлечены всем, что касалось Востока. Было как-то особенно интересно. Институт бурлил. Жизнь – кипела. Я считаю, что малой толикой результата нашего увлечения явилось возвращение к тувинцам светлых праздников Шагаа и Наадыма, возрождение религии и национального самосознания, обретение тувинцами государственности.
Был у нас огромный интерес к поэзии Востока, изобразительному искусству, философии, религии, истории. Наверное, отсюда и возникла любовь и увлечение всем, что касается Тибета, тибетцев. Толчком к усилению этого интереса послужил, уникальный в истории Тувы, приезд Его Святейшества. От него мы узнали о Тибете, о страданиях его народа и решили что-то делать, и тогда зародилась крепкая мысль внести маленькую лепту для того, чтобы хоть чуть-чуть помочь нашим собратьям по вере – тибетцам, в их страданиях. Тувинцев и тибетцев связывает общая религия, тогда к нам начал приезжать со своими лекциями геше Джампа Тинлей, уже существовало общество друзей Турции во главе с Хенче-Кара Монгушем, и на основе этого общества мы создали нашу организацию.
– Кто стоял у истоков вашего общества и сколько человек у вас зарегистрировано членами общества?
– Инициативной группой выступили ученые ТНИИЯЛИ, это около десяти человек. Кроме них туда вошли известные люди нашей республики, такие как Александр Даржай, Хеймер-оол Ондар, ученые Зоя Самдан, Валентина Сузукей, Антонина Донгак, известные политики-ученые Каадыр-оол Бичелдей, Кара-Кыс Аракчаа и немало людей, которые глубоко влюблены в Тибет и искренне поддерживают и тибетцев, и работу общества в этом направлении. Отдельно от вышеперечисленных людей хочу выделить Кыргыс Аракчаа, знатока тибетской истории и языка, за помощь в создании общества. На стадии становления общества она нас очень поддержала, будучи в то время депутатом Государственной Думы. Многое сделал и всегда оказывал помощь в становлении общества известный тибетолог и буддолог Каадыр-оол Бичелдей. Он, кстати, является Почетным президентом нашего общества. Но самым главным инициатором и перSвым человеком, высказавшим идею создания общества, был геше Джампа Тинлей.
Сегодня в составе общества по всей республике насчитывается около 500 человек. Это врачи, учителя, простые труженики, ламы и даже школьники. Я им безмерно благодарна за их человечность и сострадательность, за понимание ими чужой проблемы и за стремление протянуть руку помощи оказавшемуся в беде.
– Каковы основные цели вашей организации?
– Во-первых, это помощь в возрождении культуры и религии Тибета. Для углубленного двустороннего сотрудничества между народами Тибета и Тувы в духовном, культурном, научном планах наше общество выступает как связующее звено. Во-вторых, решение политического вопроса тибетского народа. Мы, тувинцы, по своему образу жизни очень близки к тибетцам. Поэтому наше общество, созданное как центр тибетской культуры в Туве, явилось положительным шагом в деле поддержки тибетцев в их борьбе за независимость. На сегодняшний день второй вопрос, по понятным причинам, вышел на первый план.
– Решение тибетского вопроса – это значит освобождение Тибета от оккупации Китая. Вы верите, что это возможно?
– Это очень сложный вопрос. Мы подходим к нему очень осторожно и осмысленно. Нельзя сидеть сложа руки, нужно действовать и делать это только мирными средствами. Наш учитель Далай-Лама XIV предлагает китайским властям конфедерацию и призывает их сесть за стол переговоров, но ответной реакции – ноль. Китайские власти сейчас ведут очень страшную политику в отношении тибетцев. Они поставили цель: стереть с лица Земли тибетскую нацию. Средства разные и ужасные, и все они направлены на достижение этой цели. Но не все вечно, тем более политики. Верю, что скоро Китаем будут управлять умные люди, готовые сотрудничать ради достижения компромисса.
Я всегда верю в добрый положительный исход дела, и это вселяет в меня огромную энергию и силу для дальнейшей борьбы. Мы буддисты, поэтому всякое дело должны делать с положительной мотивацией – тогда будет успех. В истории народов мира были случаи, когда нации обретали свободу. Вспомните Грецию, Индию. Так что я верю в освобождение Тибета.
– А какими методами и средствами вы осуществляете свою работу?
– Работа всех тибетцев, в том числе и их друзей, по всему миру напоминает очень хорошо отлаженный механизм. Особенно идет бурная активизация их деятельности в этом направлении за последнее десятилетие. Все группы и общества друзей Тибета во многих странах, договорившись, регулярно проводят акции, митинги, пикеты, обращения, голодовки. Обращаются ко всем международным организациям, кто имеет отношение к защите прав человека, к парламентам и правительствам разных государств, к властям Китая и так далее.
Кроме национальных групп поддержки Тибета самих стран, во многих из них существуют тибетские диаспоры. Особенно их много в странах, которые диктуют условия мировой политики. Это, прежде всего, США, Англия, Япония, Франция и Германия. С помощью сильных стран мира они пытаются заставить одуматься Китай, а такие друзья, как мы, есть в каждой стране. В июне 1996 года в Бонне прошла вторая всемирная конференция обществ друзей Тибета, в котором участвовали представители более ста государств. Даже этот пример показывает, какую масштабную и отлаженную политику ведет Правительство Тибета в изгнании.
– Ульяна Павловна, согласитесь, ведь ваша работа – это постоянные междугородние переговоры, факсы, информации по электронной почте, выезды на разные конференции, организация массовых выступлений различных форм. За счет каких средств финансируется вся эта работа?
– У нас в обществе все работают на общественных началах. Большинство членов имеют основную работу.
Недавно на меня вышли представители московского правового движения «За гражданское общество» и посоветовали попросить грант у международных благотворительных организаций на правозащитную деятельность. Это движение тоже в какой-то мере поддерживает аналогичные нам организации. Нас и правозащитную организацию «Чеди-Хаан» пригласили в июне этого года на конференцию в Санкт-Петербург. Но Вячеслав Салчак не смог туда выехать, и мне пришлось туда съездить одной. Поездка была очень удачной, познакомилась с руководителями этого движения и со многими интересными людьми.
В 1995 году мы отмечали 60-летие Далай-Ламы и провели «Неделю Тибета». Эти ответственные и важные празднования нам помогло провести правительство РТ. Также нам очень помогают спонсоры. Особо хочу выделить директора магазина «Буланныг» Наталью Кончаевну Донгак за многостороннюю поддержку и помощь. «Фонд ветеранов Афганистана» под руководством братьев Кара-оол, вспоминаю Виктора Моломдая как человека, с душой поддерживающего развитие буддизма. Всех тех, кто имеет доброе отзывчивое сердце, невозможно перечислить. Но все же хочу от чистого сердца поблагодарить всех наших друзей и спонсоров.
Недавно, в апреле, когда мы проводили трехдневную голодовку по освобождению из тюрьмы XI Панчен-ламы, с помещением нас выручила директор типографии Раиса Ооржак. Если бы не она, могло сорваться такое ответственное мероприятие. Мы об этом сообщили в Тибетский центр, а дальше – в Индию Его Святейшеству. После на ее имя пришло письмо благодарности от правительства Тибета. Я считаю, что такие люди ценнее всего.
– Расскажите об этой голодовке. Насколько мне известно, вы провели довольно массовую акцию?
– Да, народу было много. Конечно, если бы со всей республики съехались желающие, то нас бы набралось еще больше.
В самой голодовке участвовало сто человек, и все до единого выдержали до конца. Собрали более трех тысяч подписей мантру «Ом мани падме хум» прочитали в общем двадцать миллионов раз. Основной целью этой акции, которая проведена в масштабах всей России было требование об освобождении маленького Панчен-ламы, заточенного неизвестно куда китайскими властями. Пока мы бьемся головой об глухую стену, но все равно будем продолжать до победного конца. Всего в России под требованием освобождения Панчен-ламы поставили свои подписи около пятидесяти тысяч человек. В те дни Тибетский Конгресс Молодежи организовал «смертельную голодовку». Голодовка продолжалась 49 дней. 27 апреля 60-летний борец за права Тибета Тубтен Нгодруб совершил акт самосожжения и скончался. В России тибетцев, кроме обществ друзей Тибета, поддержали такие организации, как Московский центр исследования проблемы прав человека, депутаты Госдумы Юрий Рыбаков, Валерий Борщев и сопредседатель партии «Демократическая Россия» Галина Старовойтова.
– Работа в обществе, скажем так, – работа в свободное время. И как-то в ходе разговора вы упомянули о том, что большинство членов общества имеют основную работу. Какая у вас основная работа, за счет которой добываются средства для жизни?
– Да, я живой человек, у меня есть семья, дети, которых нужно кормить, одевать. Работала помощником члена Совета Федерации, председателя Верховного Хурала Каадыр-оола Алексеевича Бичелдея. До этого работала помощником депутата Государственной Думы Кара-кыс Аракчаа. Для меня было честью работать с этими двумя известными учеными и политиками. С их помощью я внесла свою лепту в развитие нашей Тувы.
– И в чем заключались обязанности помощника?
– Строго установленных обязанностей нет. Очень широкий радиус работы.
– Начиная с младшего обслуживающего персонала и кончая пресс-секретарем?
– Можно и так сказать. Даже принести им кофе или чай – это для меня честь, они этого заслуживают. Это очень яркие личности и справедливые политики. В чем заключаются функции помощника? Моей наипервейшей обязанностью помощника, тем более такого политика, как Бичелдей, является умение поспевать за ходом его мыслей, понимать шефа с полуслова, готовность исполнять любые наитруднейшие задания, владеть грамотной деловой речью и письмом на русском, тувинском и английском языках. Работая помощником, приобрела определенные навыки. Бичелдей создавал очень насыщенный, быстрый темп работы. Из этих лет я еще извлекла то, что для помощника крайне необходимо быть эрудированным и начитанным, быть в курсе всех событий. Начиная от событий в Туве и кончая всеми международными отношениями. И самое главное – в любой момент дня и ночи быть наготове, чтобы выполнить задание шефа.
– Прямо, как пионерское «Будь готов! Всегда готов». И насколько я понял, чтобы выполнять этот принцип, вы держите форму и занимаетесь спортом? (В договоренный день нашей встречи Ульяна Павловна чуть-чуть опоздала и сказала, что занималась спортом: бегала, а после успела искупаться).
– Да, стараюсь каждый день пробежать свои кровные пять километров. Хорошая физическая нагрузка лучше всего помогает работе мозга и делает человека добрым, улыбчивым. Если хотите, то это еще одно качество, нужное помощнику (смеется). Помощник должен быть готовым и умственно, и морально, и физически. Вообще, я считаю, что мне повезло с теми, с кем я работала. В какой-то степени это результат моей положительной кармы. Даже контакты с людьми происходят по закону кармы. Мне везет на хороших людей. Так произошло и с Кара-кыс Донгаковной, и с Каадыр-оолом Алексеевичем. До этого у меня не было никакого интереса к политике, просто была рядовым ученым сотрудником. Мне пришлось самостоятельно изучить политологию, то есть пройти курсы ликбеза. С молодости увлекаюсь психологией. Для помощника очень важно разбираться в человеческих тонкостях, ведь я – посредник, мостик между шефом и народом. Работа с людьми – важная составляющая работы помощника. Иногда, бывает, выступаешь в роли имиджмейкера. Советуешь, как одеваться, что говорить. Недаром я проработала 16 лет лингвистом. Не хвастаясь, могу сделать вывод, что во мне от природы заложены все качества для работы помощником.
– Понятия «политика» и «имиджмейкер» в одной связке невольно напомнили мне Татьяну Дьяченко, имиджмейкера Бориса Ельцина. Сейчас стало модным или актуальным, называйте, как хотите, идти женщине в большую политику. Не хотите ли и вы туда ринуться или останетесь верной себе и будете дальше работать помощником?
– У меня таких грандиозных планов никогда не было. К сожалению, я не честолюбива. Может, это мой недостаток. Я считаю, что честолюбие, особенно стремление к власти, очень часто толкает человека идти на сделку со своей совестью, поступиться принципами, человеческими ценностями. Мне нравится быть помощником, это мне по душе, а это самое главное в работе. Я люблю свою работу, я люблю общаться с разными людьми. Хочу работать так, чтобы от моей деятельности просто кому-то было хорошо, кто-то ушел от меня довольным.
– Вроде бы, в общественной части вашей жизни мы разобрались. Белым пятном осталась ваша личная жизнь, ваша семья.
– Начну традиционно. Родилась в семье чабана-охотника, от союза красивых душой двух любящих друг друга тувинца и тувинки, в прекрасном местечке близ села Ээрбек. Там же училась до восьмого класса, а дальше – в легендарной в те времена тувинской кузнице кадров – в школе № 2. Потом окончила филологический факультет КГПИ, с помощью профессора Шулуу Чыргал-ооловича устроилась работать в ТНИИЯЛИ. К сожалению, его уже нет среди нас, но я буду всю жизнь его благодарить и помнить. Следующей ступенькой в моем образовании стала аспирантура института Языкознания АН СССР. Работала под руководством известного тюрколога Николая Александровича Баскакова. Плохо было то, что «кандидатскую» так и не закончила, все еще лежит дома. В последнее время что-то тянет на научную деятельность, может быть, сейчас удастся закончить и защитить. Но основной целью своей жизни считаю помощь Далай-Ламе XIV и тибетскому народу. До последних своих дней буду бороться за освобождение Тибета. Тибет – это моя любовь, моя боль. Если я не успею, то я уверена, мою работу продолжат мои дочки. Обе они учатся в Санкт-Петербурге: старшая – Ролмаа, учится на журналиста, а младшая – Шораана, на историка. Мой муж по профессии инженер, но по обстоятельствам нынешнего времени занимается предпринимательской деятельностью. И чуть не забыла про еще одного члена нашей семьи – это пудель Чара.
– У вас на столе целая куча книг. Любите читать?
– Да, люблю читать. В основном, все эти книги по работе. По одному из принципов буддизма, постоянно стремлюсь к самосовершенствованию. Но скажу честно, я больше всего люблю делиться книгами и дарить их (В доказательство своих слов Ульяна Павловна подарила мне два тома турецко-английского словаря, за что я ей очень благодарен).
– Осенью к нам приезжает Его Святейшество Далай-Лама XIV. С какими мыслями и чувствами вы ждете эту встречу?
– Не нахожу слов, чтобы выразить это чувство. Неописуемое чувство подъема, возвышенности, предчувствие чего-то особенного. С нетерпением ждем эту встречу и основательно готовимся к ней со сторонниками и последователями буддисткой религии. Уже наслышаны о том, что Его Святейшество тоже желает встречи с членами нашего общества. Он всегда высоко ценит усилия простых людей, кто искренне, от всей души поддерживает тибетцев в столь трудное для них время.
– Ульяна Павловна, скажите честно, вы счастливы?
– Да, я счастлива. Что такое счастье? Счастье – это когда ты живешь в гармонии с собой и с окружающим миром. Я счастлива во многих отношениях. Прежде всего тем, что исповедую буддизм, что нашла своего коренного учителя, кем является геше Джампа Тинлей, счастлива тем, что имею любимых дочерей, что имею любимую работу, да и вообще, я счастлива тем, что живу в это время.
Прошло время…
В апреле 1999 года Ульяна Павловна получила диплом о втором высшем образовании по специальности государственно-религиозные отношения, закончив Российскую Академию Госслужбы при Президенте РФ в Москве.
Старшая дочь в 1999 году окончила факультет журналистики Санкт-Петербургского университета, стала работать редактором-социологом в Гостелерадиокомпании «Тыва». Младшая дочь продолжает учиться в Санкт-Петербурге. Изучает французский язык в Полярной Академии.
С 19 декабря 1999 года Ульяна Опей-оол работает в Москве на постоянной основе помощником депутата Государственной Думы Кадыр-оол Бичелдея. В тесном кабинете № 1308 на 13-м этаже Думы благодаря Ульяне Павловне по-особенному тепло и уютно. Здесь словно маленький уголок Тувы, здесь тебя встретят не по-чиновничьи, а с душой…
Фото:
2. С представителем Его Святейшества Далай-ламы XIV в России мистером Нгаванг Гелек (сидит) и первым секретарем представительства мистером Таши, г.Москва.
3. Университетская набережная в Санкт-Петербурге. Ульяна Опей-оол со старшей дочерью Ролмой, выпускницей факультета журналистики.
4. «Алло, Тува! Москва на проводе» Ульяна Опей-оол в кабинете Госдумы.
Беседовал Вячеслав МЫНЫН-ООЛ