Вячеслав Донгак: Я выбираю не могущество, не победу в войнах, а красоту!
Имя Вячеслава Донгака, балетмейстера, художественного руководителя гордости Тувы – ансамбля «Саяны» в республике известно, пожалуй, всем поклонникам и ценителям искусства танца. По итогам 1994 года читатели «ЦА» удостоили его звания «Человек Года», в 1997 году – диплома читательских симпатий.
В последнее время многогранное творчество Вячеслава Донгака, основавшего, кроме всего прочего, еще и свой собственный Фонд культуры, проводящего конкурсы красоты, всевозможные детские творческие конкурсы, открывшего свое модельное агентство, особенно заинтересовало читателей. Свидетельство тому – опубликованные в «ЦА» письма и вопросы к Вячеславу Донгаку, которые задавались в ходе последнего соцопроса «Человек Года-98». Причем, оценки и вопросы самые разные: от восторженно-доброжелательных, до критично-ехидных.
Мы беседуем в Госфилармонии в его рабочем кабинете, почти половину которого занимает величественный черный рояль.
Балетмейстер только что пришел из репетиционного зала. Впечатление такое, словно он целый день грузил мешки с мукой или пробежал марафонскую дистанцию, а не разучивал с артистами изящные танцевальные «па». Впрочем, Вячеслав Октябрьевич профессионально быстро приходит в себя: стирает пот со лба, восстанавливает дыхание, и мы начинаем беседу.
– Вячеслав Октябрьевич, я вижу в вашем кабинете интересные афиши из Калмыкии. Поэтому первый вопрос – читательский. Читатель Куулар интересуется, что вы делали в прошлом году три месяца в Калмыкии?
– С Калмыкией я сотрудничаю с 1990 года. Я очень часто туда езжу, работаю с ними. Там как балетмейстера меня хорошо знают. На этот раз я ездил по приглашению муниципального молодежного театра эстрады для осуществления очень большого совместного японско-южно-корейского проекта – мюзикла Аркадия Манджиева «Девушка, прекрасная как птица»
Постановщик-режиссер из Южной Кореи Ким Ван Сок. Финансировался проект японской стороной: продюсер и исполнительница главной роли – Ая Марути. Президент Кирсан Илюмжинов тоже вкладывал в него деньги.
Постановка мюзикла была большим событием для культурной жизни Калмыкии, и они очень серьезно решали вопрос – кого взять балетмейстером для этого спектакля. Местное министерство культуры, творческая интеллигенция Калмыкии предложила корейской стороне на эту роль мою кандидатуру.
Спектакль необычный. Это японская тема – по очень популярной в Японии сказке «Журавлиные перья», ее, кстати, когда-то ставил наш театр «Кузел». В мире существует фильм, поставлена опера, балет на эту тему. А мюзикла не было (прим.: мюзикл – музыкальное представление, фильм, сочетающий в себе элементы эстрады, оперетты и балета).
Работать в течение двух месяцев (а это очень короткий срок) было нелегко. А ведь в мюзикле 90% – работа балетмейстера: пластика, танцевальные куски, все мизансцены.
Впервые работал и с иностранными партнерами – необычайно интересно. Задача перед нами была поставлена сложная – сделать спектакль шедевром, событием для всей Калмыкии.
– Действительно, сложная установка: создать шедевр и не менее того. Получилось?
– Я думаю, спектакль получился очень интересным, действительно стал событием для республики. Остались довольными и японская, и южно-корейская стороны. Японцы спрашивали: откуда я так хорошо знаю японскую хореографию? В дальнейшем с этим спектаклем они планируют выйти на Европу, Америку. Было, конечно, очень приятно получить такую оценку. Самое главное, что это – плюс нашей республике. Я ведь работал не просто как Вячеслав Донгак, а представлял Туву. В Калмыкии вообще очень ценят, считают очень сильными наших специалистов в области искусства. Особенно, режиссеров драмы, режиссеров-постановщиков.
Параллельно я работал в Калмыкии с Театром моды (костюма и пластики). Он находится под патронажем президента Калмыкии, который сам лично его финансирует. Как вы знаете, в августе прошлого года в столице Калмыкии Элисте, происходила Всемирная шахматная олимпиада, и возник вопрос: как Театру Моды открыть и завершить культурную программу. Обратились ко мне.
Но корейская и японская стороны поставила очень жесткие условия – я должен работать только над мюзиклом и без их согласия не общаться больше ни с какими творческими коллективами. Тут я сразу почувствовал, что работаю с профессионалами. Мы же не привыкли к таким жестким контрактам. Только после просьбы из администрации президента Калмыкии продюсер Ая Марути дала согласие, но с условием работать с Театром Моды только в свободное время. И получалось, что в девять часов вечера заканчивались репетиции мюзикла и начинались ночные репетиции с Театром Моды.
– Да, при таком жестком графике работы, прогульщиком вас назвать трудно... А откуда вас так хорошо знает президент Калмыкии?
– Калмыкия – республика маленькая, как и наша республика. Не секрет, что и наш президент всех наших деятелей культуры хорошо знает. Если кто-то приезжает, то и они все на виду.
Моими постановками, которые я прежде делал в государственном ансамбле Калмыкии «Тюльпан», открываются все праздники, они включаются во все зарубежные поездки. А восстановленная мистерия «Цам» стала как бы визитной карточкой Калмыкии.
– Интересно. Постановка тувинского балетмейстера стала визитной карточкой Калмыкии. Вы так глубоко смогли почувствовать душу калмыцкого народа?
– Я тувинец, не калмык, но старался внести в хореографию азиатский почерк, который они при развитой хореографии, может быть, несколько растеряли, долго живя в европейской части России. Наверное, в этом секрет успеха. Я думаю дальнейшее сотрудничество с Калмыкией продолжится. Президент Калмыкии – молодой человек, и у него всегда бывают крупные планы и проекты. У них намечается большой проект – праздник «Майтрея» («Будда будущего»), посвященный наступающему XXI веку. Они хотят пригласить на него все буддийские государства. Это как бы проект века, в который вкладываются большие деньги. Меня пригласили участвовать в этом проекте в качестве постановщика.
– Действительно, грандиозные проекты у калмыцкого президента. Но что стоит за всей этой грандиозностью? Сейчас в СМИ России деятельность Кирсана Илюмжинова оценивают неоднозначно. А каково ваше мнение? Не показуха ли все это?
– Прежде всего бросается в глаза то, что его любит народ. Видно, что он для своей республики что-то делает. Проведение, например, Всемирной шахматной олимпиалы. Постройка целого олимпийского города. Это ведь очень много для такой республики! Мы ходили по этому городу – он настолько красив! Аналогов, наверное, в России нет. Президент активно привлекает в свою республику специалистов со стороны.
Что интересно, тувинские художники-камнерезы пользуются там большим успехом. В самых значительных местах стоят их скульптуры: прекрасной работы орел у въезда в «Сити-чесс» (Олимпийский город), дракон у центральной гостиницы Элисты, «Хозяин степей» возле МВД, 12 фигур буддийского календаря возле концертного зала – это все работы тувинских мастеров.
– Интересно. Так всех наших лучших деятелей искусств президент Калмыкии скоро к себе перетянет. Как я поняла, работники культуры в Калмыкии не бедствуют!
– Да. Что странно, они вовремя зарплату получают.
– Действительно, очень странно. (смеемся).
Как нам объяснили и как я понял, потому что политика и финансы не моя сфера, президент Калмыкии федеральные налоги в Москву не посылает, а выдает засчет них зарплату. При нас там были какие-то проблемы: Национальный банк то закрывали, то открывали...
Конечно, он очень богатый человек – это видно. При нас открывались прекрасной работы огромный буддийский храм, сделанный на средства президента и народа, изумительной красоты Золотые ворота в центре столицы. За три года, которые я в Элисте не был, город стало просто трудно узнать – так он преобразился.
Как молодой реформатор президент Калмыкии много для своего народа делает. Естественно, у него возможностей больше. Он считается миллиардером, он открывает национальные школы, дворцы за свой счет. Дай Бог, каждой нации иметь таких богатых президентов.
– Меня, как журналиста, очень взволновало положение со свободой слова в Калмыкии: запрет на газету «Советская Калмыкия», печатающейся сейчас в Ставропольском крае, убийство в Элисте его редактора Ларисы Юдиной. Оно ведь произошло при вас, и не могло не взволновать!
– Да, этот вопрос мы тоже затрагивали. Газету «Советская Калмыкия» я покупал, читал.
– Но она же там свободно в киосках не продается, только через распространителей.
–Да, через распространителей. Но я не видел, чтобы они как-то преследовались. «Советская Калмыкия» популярна, расходится хорошо. Я спрашивал: мнения обо всем этом разные. И я не стал вникать в этот сложный вопрос.
– Каково ваше личное мнение о президенте Калмыкии? Вы встречались с ним?
– Премьера мюзикла состоялась 29-30 сентября. После премьеры Кирсан Илюмжинов пригласил на прием постановочную группу. Были культурные атташе Японии, Кореи, дипломатический корпус двух стран. Посчастливилось сидеть за одним столом с Президентом.
– Я смотрю на фото и вижу: не просто за одним столом, а рядом, по левую руку президента Калмыкии, сидит не иностранный дипломат, а Вячеслав Донгак.
– Дело в том, что он говорил: к буддийским нациям, живущим в России – тувинцам, бурятам – у него особое, трепетное отношение, как к братьям. Сожалел, что мало знает о Туве. Мне пришлось рассказать. Президент сказал, что заочно меня уже знает, что постановка ему очень понравилась, извинился, что встретился только после завершения работы. Добавил, что у них, конечно, есть свои специалисты, но нужна свежая струя. Конечно, было очень приятно.
Он сам оказался очень приятным молодым человеком. Беседовать было комфортно, я не чувствовал какой-то скованности: вот, мол, с самим президентом говорю. Во-первых, он и моложе меня – ему 34 года, а, во-вторых, он сам создает себе имидж простого открытого человека, не ограничивается общими фразами, а беседует как-то тепло.
– Вячеслав Октябрьевич, выйдя на международный уровень, блистая в Калмыкии, вы не забросили свой родной ансамбль «Саяны»?
– Этот вопрос не в первый раз мне задается. Нет, не забросил. Прежде всего я болею за свой коллектив. Но из-за отсутствия финансов я не могу сейчас делать большие проекты. В течение трех лет мы добиваемся того, чтобы нас профинансировали, кто-нибудь помог сделать новую программу.
Первого апреля было тридцатилетие ансамбля «Саяны», но даже юбилейную программу мы не можем сделать – нет денег. 500 тысяч рублей нужно сегодня, чтобы подготовить большую программу, полностью одеть коллектив ансамбля – пятьдесят шесть человек.
Все дело в этом. У меня очень большие задумки, я чувствую, что стал как постановщик сильней. Жалко, что время идет, а я не могу реализовать свои возможности. Для творческого человека три года ждать, когда будут деньги, – это большой срок.
– Так значит, юбилея ансамбля «Саяны» – не будет?
– Праздничный концерт был 31 марта при полном зале муздрамтеатра. А сейчас готовится новая юбилейная программа, она будет называться «Алдын оргээ» («Золотая юрта»). Надеюсь, она полностью будет готова к лету – в зависимости от финансирования. Эту большую программу я вынашиваю уже три года. На 80 процентов она будет состоять из тувинских танцев. Будет привлечен постановщик из Бурятии. В марте приезжал известный в Южной Корее балетмейстер Чон Чан Ель. Он поставил два корейских танца. Работа с ним была, конечно, большим событием для коллектива.
– Пригласить балетмейстера из-за рубежа – это ведь очень недешево. А вы только что говорили о проблеме средств. Значит, в бюджете все же нашлись деньги для ансамбля «Саяны»?
– Мы пригласили балетмейстера за счет денег, заработанных самим ансамблем. Мы подготовили эстрадную программу – специально, чтоб заработать средства, ездили с ней по районам и на заработанные деньги пригласили Чон Чан Еля.
– И коллектив, сидящий без зарплаты, согласился с тем, чтоб пустить деньги не на пропитание, а на постановку новых танцев?
– Конечно. Ведь для артистов это очень интересно – поработать с новым балетмейстером. Это та самая свежая струя, так нужная для поднятия творческого настроя, духа артистов, которые несмотря на то, что не получают зарплаты, все равно работают. Это фанатики своего дела.
– Для чего и на какие средства вы два года назад создали модельное агентство Вячеслава Донгака?
– Сегодня в мировом модельном шоу-бизнесе активно идет поиск новых лиц: оригинальных, индивидуальных. Через оргкомитет конкурса «Мисс Россия» я отправляю фото, видеоданные девочек в итальянские и австрийские модельные агентства. Вдруг кому-нибудь повезет? Девушки из модельного агентства также участвуют в конкурсах «Мисс Кызыл», «Дангына». Но я не преследую цели, чтоб они обязательно стали моделями дальше. Я просто хочу, чтоб они стали красивыми, научились ходить. Чтоб они стали леди. Я на улице за километр вижу – это идут мои девочки. Они уже и ходят по-другому. Мы много беседуем, советуемся. Я им советую всегда приходить на занятия подтянутыми, с вечерним макияжем, одеваться со вкусом.
В тесном контакте мы работаем с Ириной Ондар, хозяйкой театра «Балет и Мода». У нас несколько разные школы и подходы, но задача одна – раскрыть красоту.
– Научить с юных лет девушек чувствовать уверенность в себе? Летящая грациозная походка, очаровательная улыбка всегда, одежда со вкусом – и никакие жизненные беды тебе не страшны? Ты всегда – женщина и будешь прекрасна всегда? Да, это очень поддерживает в жизненных невзгодах. Нас в свое время учили другому – надо учиться, учиться и учиться. А волосы, не собранные в пучок на затылке – уже позор. Увы, далеко не всем моим подругам такое воспитание принесло счастье…
– Сейчас многие родители настроены уже по-иному. Я много беседую с родителями. Приходят, тревожатся: «У меня дочка очень замкнутая, скованная, никуда не ходит». Начинают заниматься и через месяц на глазах раскрываются, оживают. Красавицами становятся!
– А как дела с вашим проектом «Юные таланты Тувы»? В этом году вы будете проводить песенный конкурс «До-ми-солька» и танцевальный «Стартинейджер»?
– Нет. Не позволяют финансы. Я преследовал цель: если ребенок получает Гран-при в Кызыле, то необходимо продолжение, он должен поехать за пределы республики – в Москву. Но за участие одного ребенка в телеконкурсе «Хрустальный башмачок» в прошлом году брали пять тысяч рублей, в этом – уже пятнадцать. За участие группы детей в программе «Утренняя звезда» надо было заплатить десять тысяч, а в этом – двадцать пять. Это для меня непосильно. Но «Стартинейджер» в этом году будет проводить Комитет по делам молодежи. У меня будет тоже два конкурса по современным танцам, несколько иного направления. Они также входят в проект «Юные таланты Тувы».
А в мае состоится как всегда «Мисс Кызыл», в июне – международный конкурс красоты «Мисс Центра Азии», в августе –«Дангына-99» (прим.: в пер с тув. Принцесса).
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить моих первых спонсоров: фирму «S-Тойс» (директор Евгений Мерзляков), движение «За прогресс» (Орлан Тинмей), фирму «Будьте здоровы» (Анжела Цой), заместителя председателя городской администрации Виктора Вусатого. Желаю им благополучия и процветания.
– Конкурсы красавиц – городской «Мисс Кызыл» и республиканский «Дангына» – вы проводите уже в третий раз. Вы стали в Туве монополистом по красоте?
– Да, монополистом (улыбается). Такие конкурсы кроме меня никто в Туве не имеет право проводить: мне дали лицензию на проведение конкурсов «Мисс Кызыл», «Дангына», как отборочных конкурсов заключительного – «Мисс Россия».
В том году получил лицензию и уже провел в Абакане конкурс «Мисс Хакасия». Причем, лицензия не просто дается, она покупается. И это стоит немалые деньги. В прошлом году у меня не было ни одного спонсора – все призы, подарки участникам покупались на заработанные от билетов деньги. В связи с инфляцией организаторы перенесли конкурс «Мисс Россия-98» с планируемого декабря 1998 года на сентябрь 1999 года. И получилось, что две победительницы, «Дангына-98» и «Дангына-99», вместе поедут представлять Туву на Российский конкурс в Москву.
– Так вы, оказывается, акула тувинского шоу-бизнеса?
– (Улыбается). С шоу-бизнесом в Туве не развернешься. Население столицы, и самой республики – маленькое. Большие деньги здесь не заработаешь. Даже с Абаканом не сравнишь. Если билет на самое грандиозное шоу сделаешь 30 рублей, то уже говорят, что дорого. А сто рублей – это целое событие. Поэтому и знаменитостей к нам невозможно пригласить – это просто не окупится.
– Как я заметила, все конкурсы красоты любого масштаба заканчиваются скандалами: «Все заранее было спланировано, все куплено!» Это действительно так?
– Слух этот не нов: подобными предположениями награждается любой конкурс красоты любого уровня и в любом городе. Кому-то обязательно кажется, что честно и справедливо организовать и провести шоу просто невозможно. Обычно это делают завистники и недоброжелатели, которых везде и всегда хватает. А на самом деле девушки, участвующие в конкурсах, знают: все зависит от них самих – от подготовки, умения подать себя, удачно выбранного сценического имиджа, правильно подобранного наряда.
– Читательница Чульдум, отмечая разносторонность вашей деятельности, спрашивает: штаты в Фонде культуры Вячеслава Донгака больше, чем в Министерстве культуры?
– Штаты? (Улыбается). Когда провожу конкурсы, у меня штатов нет. Помогают добровольцы-волонтеры, которым огромное спасибо. Молодежь, студенты автотехникума, политеха. Очень помогают девочки из модельного агентства, родители участников. У нас даже очередь есть – в этом году ты работал, теперь пусть другой поработает.
Конечно же, очень помогает жена, мои дочери. В семье мы живем идеями конкурсов: всегда обсуждаем, я делюсь своими задумками, идеями – как сделать их непохожими на предыдущие.
– Стриптиз-шоу, которое вы подготовили для ресторана «Эне-Сай», – весьма необычное для Кызыла дело, которое озадачило и даже шокировало некоторых кызыльчан. Почему вы решили заняться этим, скажем так, нетрадиционным для Тувы направлением хореографии?
– Да, это новое направление. Отрадно, что в Кызыле открылся новый красивый ресторан «Эне-Сай». Меня пригласили подготовить необычную для республики программу, мне это было интересно. Я думаю, все, что красиво подается, – это нормально. Почему мы должны отставать от других регионов? Ничего крамольного в стриптиз-шоу не вижу. Это же не порнография, а просто красивая пластика. Я часто бываю в Абакане, оказывается, там нет стриптиз-шоу. Так что абаканцы могут кызыльчанам позавидовать.
– Подобрать девушек для такого шоу, видимо, непросто? Они местные?
– Да, все девушки местные. Конечно, не каждая девушка пойдет на это – психологический барьер, естественно, существует.
– Что ими движет: любовь к искусству или прозаическая возможность заработать большие деньги?
– Я не сказал бы, что они очень хорошо зарабатывают, но сейчас работу трудно найти. А это тоже работа, как и всякая другая. Думаю, что главное для них все же – желание танцевать.
– Когда на вечере журналистов в «Эне-Сае» нам показывали номера стриптиз-шоу, вы были столь галантны, что посвятили один номер мне. Правда, я чуть со стула не упала, когда на весь зал прозвучал голос: «А этот номер Вячеслав Донгак посвящает Надежде Антуфьевой». Ну, думаю, сейчас покажут такое! и я сквозь землю провалюсь. Но молодой человек был хоть и голый по пояс, но все же в брюках, за что большое спасибо (смеемся вместе). Да и сам танец был вполне пристоен и даже романтичен: он даже подарил воображаемый цветок. Но, говорят, у вас есть и более откровенные номера, которые показывают в отдельных кабинках, полностью обнажаясь? Мне что-то не верится, но разговоры такие ходят.
– И правильно, что не верится. Что вы, такого нет! И быть не может.
– Вячеслав Октябрьевич, так вы все-таки тувинский Сорос или нет? На страницах нашей газеты даже возник спор. Читательница Чульдум уверена, что вы – Сорос: отправили юные таланты за свой счет в Италию, выплачиваете стипендии студентам. А читатель Куулар не согласен, считая, что деньги для поездки выделяло правительство.
– Благодарю читательницу Чульдум, но на столь высокое звание не претендую. И читателю Куулару тоже спасибо за то, что не равнодушен к моей работе. Разрабатывая свой Устав, я, прежде всего, ставил цель – внести хоть маленькую частичку своего труда в поиск и развитие будущих талантливых кадров искусства Тувы.
Мне совершенно безразлично то, что обо мне скажут, напишут, съехидничают... Всегда стараюсь поступать исходя исключительно из собственных представлений о том, что можно и нужно делать в жизни. Важно не сколько дел, а то, что делаем для своих детей.
Я оплачивал дорогу в Италию детям-победителям конкурсов «До-ми-солька», «Беби-стар» и «Стартинэйджер» за счет тех средств, которые мне удалось заработать, проведя конкурсы красоты. За свой счет плачу и стипендии студентам. У меня два стипендиата – в училище искусств и Красноярском хореографическом училище. В прошлом году была стипендиатка в Московской консерватории, она уже закончила учебу.
То, что правительство откликнулось и добавило недостающие 15 тысяч рублей, когда повысились цены на билеты, большое спасибо. Шериг-оол Дизижикович с пониманием отнесся к моему Фонду и никогда не отказывает во внимании и помощи. Но отправить 20 детей в Италию – отдохнуть и показать свои таланты в наше время на целый месяц стоит в несколько раз больше.
– Средства немалые. Могли бы на них, наверное, машину купить. А то смотрю, при своей занятости, все пешком бегаете.
– Да, вполне мог. Но она мне не нужна. Мне удобнее пользоваться, как все, общественным транспортом, чем тратить время на возню с машиной. Для существования у меня все есть. Вилла мне тоже не нужна, а квартирой, слава Богу, обеспечен. Дочери обуты, одеты.
Почему я должен тратить на себя? У меня совсем другой склад ума.
– Интересный поворот нашей беседы. У меня возник спор с одним из коллег, вернее, он длится давно. Он считает – все измеряется только деньгами, и ради денег он готов публиковать все, что угодно. Вот, мол, заработаю много денег, а тогда видно будет: может быть, и о вечном, о добрых делах задумаюсь. Хотя, мне не верится, что он, с его культурным багажом, говорит это искренне. Не может все оцениваться только деньгами. Не может целью жизни быть просто зарабатывание денег!
– Конечно, не может. Человеческая жизнь такая короткая. И то, что я потрачу ее только на приобретение чего-то для себя… Ну, что это даст?
Сегодня я помогу ребенку, студенту. Завтра он вырастет и поможет другому. У меня задача – оставить после себя что-то хорошее. Добрую память.
– Вячеслав Октябрьевич, недавно на одном из конкурсов ведущая назвала вас Парисом. Как известно, этот герой греческой мифологии был судьей в споре трех богинь о красоте. За победу в споре Гера обещала сделать его могущественным из царей, Афина – самым храбрым героем-воином, а Афродита – обладателем самой красивой женщины из смертных. Парис выбрал Афродиту и назвал самой красивой ее.
А вы бы, на его месте, какую богиню предпочли?
– Конечно, как и Парис – Афродиту. Не могущество, не победу в войнах, а красоту.
Прошло время...
Вячеслав Донгак продолжает проводить в Кызыле конкурсы красоты, получившие с 1999 года уже международный статус.
7-8 июля 2000 года во втором международном этнофестивале «Мисс Центр Азии-2000» приняли участие 18 красавиц Калмыкии, Хакасии, Горной Шории, Бурятии, Тувы, Казахстана и Монголии. Корону завоевала участница из Бурятии – Роланда Торбаева.
В 2000 году ребятишки из студии танца Вячеслава Донгака блистали на Международном фестивале в Кыргызстане. А на конкурсе-фестивале художественного творчества «Самоцветы России», прошедшем 4 ноября 2000 года в г. Иваново, студия танца «Эдегей» Вячеслава Донгака стала обладателем Гран-при в номинации «Хореография» и получила приглашение в программу «Утренняя звезда».
А в 2000 году ансамбль «Саяны» (художественный руководитель Вячеслав Донгак, директор Надежда Даржаа) завоевал для России серебряную медаль на прошедших 1-7 декабря в Москве первых Международных Дельфийских Играх в номинации «Народный танец»!
Фото:
2. Вячеслав Донгак (первый справа) на приеме у президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова.
3. Южно-корейский балетмейстер Чон Чан Ель репетирует с артистами ансамбля «Саяны». Март 1999 г.
4. Вячеслав Донгак, учредитель и организатор конкурса красоты «Мисс Хакасия» с победительницами конкурса. Абакан, 1998 г.
5. Красавицы Азии – в Центре Азии. Июль 2000 года.
6. Студия танца Вячеслава Донгака «Эдегей».
Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА