Вячеслав Донгак: Я выбираю не могущество, не победу в войнах, а красоту!

Имя Вячеслава Донгака, балетмейстера, художественного руководите­ля гордости Тувы – ансамбля «Саяны» в республике известно, пожалуй, всем поклон­­никам и ценителям искусства танца. По итогам 1994 года читатели «ЦА» удо­стоили его звания «Человек Года», в 1997 году – диплома читательских симпатий.

В последнее время многогранное творчество Вячеслава Донгака, основав­шего, кроме всего прочего, еще и свой собственный Фонд культуры, проводящего кон­курсы красоты, всевозможные детские творческие конкурсы, открыв­шего свое мо­дель­ное агентство, особенно заинтересовало читателей. Свидетель­ство тому – опубликованные в «ЦА» письма и вопросы к Вячеславу Донгаку, кото­­­рые за­давались в ходе последнего соцопроса «Человек Года-98». Причем, оцен­ки и во­­просы самые разные: от восторженно-доброжелательных, до критично-ехидных.

Мы беседуем в Госфилармонии в его рабочем кабинете, почти половину кото­рого занимает величественный черный рояль.

Балетмейстер только что пришел из репе­тиционного зала. Впечатление такое, словно он целый день грузил мешки с мукой или пробежал марафонскую дистанцию, а не раз­учи­вал с артистами изящные танце­валь­ные «па». Впрочем, Вячеслав Октябрьевич про­фессионально быстро приходит в себя: стирает пот со лба, восстанавливает дыхание, и мы начинаем беседу.

– Вячеслав Октябрьевич, я вижу в вашем кабинете интересные афи­ши из Калмыкии. Поэтому первый во­­п­рос – читательский. Читатель Куулар интересуется, что вы дела­ли в прошлом году три месяца в Калмыкии?

– С Калмыкией я сотрудничаю с 1990 года. Я очень часто туда езжу, работаю с ними. Там как балетмейстера меня хорошо знают. На этот раз я ездил по приглашению муниципального молодежного театра эстра­ды для осуществления очень большого совместного японско-южно-корейского про­екта – мюзикла Аркадия Манджиева «Де­вуш­­ка, прекрасная как птица»

Постановщик-режиссер из Южной Кореи Ким Ван Сок. Финансировался проект япон­ской стороной: продюсер и испол­ни­тель­ни­­ца главной роли – Ая Марути. Президент Кир­­сан Илюмжинов тоже вкла­дывал в него деньги.

Постановка мюзикла была большим собы­тием для культурной жизни Калмыкии, и они очень серьезно решали вопрос – кого взять балетмейстером для этого спектакля. Местное министерство культуры, творческая интеллигенция Калмыкии предложила ко­рей­­ской стороне на эту роль мою кан­ди­датуру.

Спектакль необычный. Это японская те­ма – по очень популярной в Японии сказке «Журав­линые перья», ее, кстати, когда-то ставил наш театр «Кузел». В мире сущест­вует фильм, поставлена опера, балет на эту тему. А мюзикла не было (прим.: мюзикл – музыкальное представление, фильм, соче­тающий в себе элементы эстрады, опе­ретты и балета).

Работать в течение двух месяцев (а это очень короткий срок) было нелегко. А ведь в мюзикле 90% – работа балет­мейстера: плас­тика, танцевальные куски, все мизан­сцены.

Впервые работал и с ино­стран­ными партнерами – необычайно интересно. Задача перед нами была поставлена сложная – сде­лать спектакль шедевром, событием для всей Калмыкии.

– Действительно, сложная уста­новка: создать шедевр и не менее того. Получилось?

– Я думаю, спек­такль получился очень интересным, действи­тель­но стал событием для рес­­пуб­лики. Оста­лись до­вольными и япон­ская, и южно-ко­рей­ская сто­ро­ны. Япон­цы спра­ши­вали: от­ку­­да я так хоро­шо знаю япон­­скую хорео­гра­фию? В даль­ней­шем с этим спек­­так­лем они пла­ни­руют вый­ти на Европу, Аме­­рику. Бы­ло, конечно, очень при­ят­но получить такую оцен­ку. Самое глав­ное, что это – плюс нашей рес­пуб­лике. Я ведь ра­бо­тал не просто как Вяче­слав Донгак, а пред­ставлял Туву. В Кал­мы­кии вообще очень це­нят, считают очень силь­ными наших спе­ци­­алис­тов в области ис­кусства. Особенно, ре­жис­серов драмы, режиссеров-постанов­щи­ков.

Параллельно я работал в Калмыкии с Театром моды (костюма и пластики). Он находится под патронажем президента Калмыкии, который сам лично его финан­сирует. Как вы знаете, в августе прошлого года в столице Калмыкии Элисте, проис­ходила Всемирная шахматная олимпиада, и возник вопрос: как Театру Моды открыть и завершить культурную программу. Об­ра­тились ко мне.

Но корейская и японская стороны по­ста­­вила очень жесткие условия – я должен ра­бо­тать только над мюзиклом и без их согла­сия не общаться больше ни с какими твор­чес­кими коллективами. Тут я сразу по­чув­ство­вал, что работаю с профес­си­оналами. Мы же не привыкли к таким жестким кон­трак­там. Только после просьбы из админис­тра­ции президента Калмыкии продюсер Ая Мару­ти дала согласие, но с условием рабо­тать с Театром Моды только в свободное вре­мя. И получалось, что в девять часов ве­че­ра заканчивались репетиции мюзикла и начи­нались ночные репетиции с Театром Моды.

– Да, при таком жестком гра­фике работы, прогульщиком вас назвать трудно... А откуда вас так хорошо знает президент Кал­мыкии?

– Калмыкия – республика маленькая, как и наша республика. Не секрет, что и наш президент всех наших деятелей куль­туры хорошо знает. Если кто-то приезжает, то и они все на виду.

Моими постановками, которые я прежде делал в государственном ансамбле Кал­мыкии «Тюльпан», открываются все празд­ники, они включаются во все зарубежные поездки. А восстановленная мистерия «Цам» стала как бы визитной карточкой Калмыкии.

– Интересно. Постановка тувин­ского балетмейстера стала визит­ной карточкой Калмыкии. Вы так глубоко смогли почувствовать душу калмыцкого народа?

– Я тувинец, не калмык, но старался внести в хореографию азиатский почерк, который они при развитой хореографии, может быть, несколько растеряли, долго живя в европейской части России. Наверное, в этом секрет успеха. Я думаю дальнейшее сотруд­ничество с Калмыкией продолжится. Прези­дент Калмыкии – молодой человек, и у него всегда бывают крупные планы и проекты. У них намечается большой проект – празд­ник «Майтрея» («Буд­да будущего»), посвя­щенный наступающему XXI веку. Они хотят пригласить на него все буддийские госу­дарства. Это как бы проект века, в который вклады­ваются большие деньги. Меня при­гласили участво­вать в этом проекте в ка­чест­­ве постановщика.

– Действительно, грандиозные про­екты у калмыцкого прези­дента. Но что стоит за всей этой гран­диоз­нос­тью? Сей­час в СМИ России дея­тель­ность Кирсана Илюмжинова оце­ни­вают неоднозначно. А каково ваше мне­ние? Не показуха ли все это?

– Прежде всего бросается в глаза то, что его любит народ. Видно, что он для своей республики что-то делает. Проведение, на­пример, Всемирной шахматной олимпиалы. Постройка целого олимпийского города. Это ведь очень много для такой республики! Мы ходили по этому городу – он настолько красив! Аналогов, наверное, в России нет. Президент активно привлекает в свою республику специалистов со стороны.

Что интересно, тувинские художники-камнерезы пользуются там большим успехом. В самых значительных местах стоят их скуль­п­туры: прекрасной работы орел у въезда в «Сити-чесс» (Олимпийский город), дракон у центральной гостиницы Элисты, «Хозяин степей» возле МВД, 12 фигур буддийского календаря возле концертного зала – это все работы тувинских мастеров.

– Интересно. Так всех наших лучших деятелей искусств прези­дент Калмыкии скоро к себе перетя­нет. Как я поняла, работники куль­туры в Калмыкии не бедствуют!

– Да. Что странно, они вовремя зарплату получают.

Действительно, очень странно. (смеемся).

Как нам объяснили и как я понял, потому что политика и финансы не моя сфера, президент Калмыкии федеральные налоги в Москву не посылает, а выдает засчет них зарплату. При нас там были ка­кие-то проблемы: Национальный банк то за­крывали, то открывали...

Конечно, он очень богатый человек – это видно. При нас открывались прекрасной работы огромный буддийский храм, сде­ланный на средства президента и народа, изумительной красоты Золотые ворота в центре столицы. За три года, которые я в Элисте не был, город стало просто трудно узнать – так он преобразился.

Как молодой реформатор президент Калмыкии много для своего народа делает. Естественно, у него возможностей больше. Он считается миллиардером, он открывает национальные школы, дворцы за свой счет. Дай Бог, каждой нации иметь таких богатых президентов.

– Меня, как журналиста, очень взволно­вало положение со свободой слова в Калмы­кии: запрет на газету «Советская Калмыкия», печата­ю­щей­ся сейчас в Ставропольском крае, убийство в Элисте его редак­тора Ла­рисы Юдиной. Оно ведь произош­ло при вас, и не могло не взволновать!

– Да, этот вопрос мы тоже затрагивали. Газету «Советская Калмыкия» я покупал, читал.

– Но она же там свободно в киосках не продается, только через распространителей.

–Да, через распространителей. Но я не видел, чтобы они как-то преследовались. «Советская Калмыкия» популярна, расхо­дится хорошо. Я спрашивал: мнения обо всем этом разные. И я не стал вникать в этот сложный вопрос.

– Каково ваше личное мнение о президенте Калмыкии? Вы встре­чались с ним?

– Премьера мюзикла состоялась 29-30 сентября. После премьеры Кирсан Илюм­жинов при­гла­сил на прием постано­воч­ную группу. Были куль­турные атташе Японии, Кореи, дип­ло­­­­матический корпус двух стран. Посчаст­ливилось сидеть за одним столом с Президентом.

– Я смотрю на фо­то и вижу: не просто за одним столом, а рядом, по левую руку президента Калмы­кии, сидит не иностранный дипло­мат, а Вячеслав Донгак.

– Дело в том, что он говорил: к буддий­ским нациям, живущим в России – тувинцам, бурятам – у него особое, трепетное отноше­ние, как к братьям. Сожалел, что мало знает о Туве. Мне пришлось рассказать. Президент сказал, что заочно меня уже знает, что постановка ему очень понравилась, изви­нился, что встретился только после завер­шения работы. Добавил, что у них, конечно, есть свои специалисты, но нужна свежая струя. Конечно, было очень приятно.

Он сам оказался очень приятным моло­дым человеком. Беседовать было комфортно, я не чувствовал какой-то скованности: вот, мол, с самим президентом говорю. Во-первых, он и моложе меня – ему 34 года, а, во-вторых, он сам создает себе имидж простого от­кры­того человека, не ограничивается об­щими фра­зами, а беседует как-то тепло.

– Вячеслав Октябрьевич, выйдя на международный уровень, блистая в Калмыкии, вы не забросили свой родной ансамбль «Саяны»?

– Этот вопрос не в первый раз мне задается. Нет, не забросил. Прежде всего я болею за свой коллектив. Но из-за отсутствия финансов я не могу сейчас делать большие проекты. В течение трех лет мы добиваемся того, чтобы нас профинансировали, кто-нибудь помог сделать новую программу.

Первого апреля было тридцатилетие ан­самбля «Саяны», но даже юбилейную про­грамму мы не можем сделать – нет денег. 500 тысяч рублей нужно сегодня, чтобы подгото­вить боль­шую программу, полностью одеть кол­лек­тив ансамбля – пятьдесят шесть человек.

Все дело в этом. У меня очень большие задумки, я чувствую, что стал как поста­нов­щик сильней. Жалко, что время идет, а я не могу реализовать свои возможности. Для творческого человека три года ждать, когда будут деньги, – это большой срок.

– Так значит, юбилея ансамбля «Саяны» – не будет?

– Праздничный концерт был 31 марта при полном зале муздрамтеатра. А сейчас готовится новая юбилейная программа, она будет называться «Алдын оргээ» («Золотая юрта»). Надеюсь, она полностью будет готова к лету – в зависимости от финансирования. Эту большую программу я вынашиваю уже три года. На 80 процентов она будет состоять из тувинских танцев. Будет привлечен постановщик из Бурятии. В марте приезжал известный в Южной Корее балетмейстер Чон Чан Ель. Он поставил два корейских танца. Работа с ним была, конечно, большим событием для коллектива.

– Пригласить балетмейстера из-за рубежа – это ведь очень неде­шево. А вы только что говорили о проблеме средств. Значит, в бюд­жете все же нашлись деньги для ан­самбля «Саяны»?

– Мы пригласили балетмейстера за счет денег, заработанных самим ансамблем. Мы подготовили эстрадную программу – специ­ально, чтоб заработать средства, ездили с ней по районам и на заработанные деньги при­гла­сили Чон Чан Еля.

– И коллектив, сидящий без зар­платы, согласился с тем, чтоб пус­тить деньги не на пропитание, а на постановку новых танцев?

– Конечно. Ведь для артистов это очень интересно – поработать с новым балет­мей­сте­ром. Это та самая свежая струя, так нуж­ная для поднятия творческого настроя, духа артистов, которые несмотря на то, что не получают зарплаты, все равно работают. Это фанатики своего дела.

– Для чего и на какие средства вы два года назад создали модельное агентство Вячеслава Донгака?

– Сегодня в мировом модельном шоу-бизнесе активно идет поиск новых лиц: ори­ги­­нальных, индивидуальных. Через оргко­ми­тет конкурса «Мисс Россия» я отправляю фото, видеоданные девочек в итальянские и австрийские модельные агентства. Вдруг кому-нибудь повезет? Девушки из модель­ного агентства также участвуют в конкурсах «Мисс Кызыл», «Дангына». Но я не пре­сле­дую цели, чтоб они обязательно стали моделями дальше. Я просто хочу, чтоб они стали красивыми, научились ходить. Чтоб они стали леди. Я на улице за километр ви­жу – это идут мои девочки. Они уже и хо­дят по-другому. Мы много беседуем, сове­туемся. Я им советую всегда приходить на занятия подтянутыми, с вечерним макияжем, одеваться со вкусом.

В тесном контакте мы работаем с Ириной Ондар, хозяйкой театра «Балет и Мода». У нас несколько разные школы и подходы, но задача одна – раскрыть красоту.

– Научить с юных лет девушек чувст­вовать уверенность в себе? Летящая гра­циозная походка, оча­ро­вательная улыбка всегда, одежда со вкусом – и никакие жиз­ненные беды тебе не страшны? Ты всегда – жен­щина и будешь прекрасна всегда? Да, это очень поддерживает в жизнен­ных невзгодах. Нас в свое время учи­ли другому – надо учиться, учиться и учиться. А волосы, не собранные в пучок на затылке – уже позор. Увы, далеко не всем моим подругам такое воспитание при­несло счас­тье…

– Сейчас многие родители настроены уже по-иному. Я много беседую с родителями. При­ходят, тревожатся: «У меня дочка очень замкнутая, скованная, никуда не ходит». На­чинают заниматься и через месяц на глазах рас­крываются, оживают. Красавицами становятся!

– А как дела с вашим проектом «Юные таланты Тувы»? В этом году вы будете проводить песенный конкурс «До-ми-солька» и танце­валь­ный «Стартинейджер»?

– Нет. Не позволяют финансы. Я пре­сле­довал цель: если ребенок получает Гран-при в Кызыле, то необходимо продол­жение, он должен поехать за пределы республики – в Мос­кву. Но за участие одного ребенка в теле­конкурсе «Хру­с­­тальный башмачок» в прош­лом году брали пять тысяч рублей, в этом – уже пятнадцать. За участие группы детей в программе «Утренняя звезда» надо было заплатить десять тысяч, а в этом – двадцать пять. Это для меня непосильно. Но «Стар­тинейджер» в этом году будет проводить Комитет по делам молодежи. У меня будет тоже два конкурса по современным танцам, несколько иного направления. Они также вхо­дят в проект «Юные таланты Тувы».

А в мае состоится как всегда «Мисс Кы­зыл», в июне – международный конкурс кра­со­ты «Мисс Центра Азии», в августе –«Дан­гы­на-99» (прим.: в пер с тув. Прин­цесса).

Пользуясь случаем, я хотел бы побла­го­дарить моих первых спонсоров: фирму «S-Тойс» (директор Евгений Мерзляков), дви­жение «За прогресс» (Орлан Тинмей), фир­му «Будьте здоровы» (Анжела Цой), замес­тителя председателя городской админи­стра­ции Виктора Вусатого. Желаю им благопо­лу­чия и процветания.

– Конкурсы красавиц – городской «Мисс Кызыл» и республиканский «Дан­­гына» – вы проводите уже в тре­­тий раз. Вы стали в Туве моно­полистом по красоте?

– Да, монополистом (улыбается). Такие кон­курсы кроме меня никто в Туве не имеет пра­во проводить: мне дали лицензию на про­ведение кон­курсов «Мисс Кызыл», «Дан­гы­на», как отбо­рочных конкурсов за­клю­­чи­тельного – «Мисс Россия».

В том году получил лицензию и уже провел в Абакане конкурс «Мисс Хакасия». При­­чем, лицензия не просто дается, она по­ку­па­­ется. И это стоит немалые деньги. В прош­­лом году у меня не было ни одного спонсора – все призы, подарки участникам покупа­лись на заработанные от билетов деньги. В связи с инфляцией организаторы перенесли кон­курс «Мисс Россия-98» с пла­нируемого де­каб­ря 1998 года на сентябрь 1999 года. И по­­лу­чилось, что две побе­ди­тельницы, «Дан­гына-98» и «Дан­гына-99», вместе поедут представлять Туву на Рос­сийский конкурс в Москву.

– Так вы, оказывается, акула тувинского шоу-бизнеса?

– (Улыбается). С шоу-бизнесом в Туве не развернешься. Население столицы, и са­мой республики – маленькое. Большие день­ги здесь не заработаешь. Даже с Абаканом не сравнишь. Если билет на самое гранди­озное шоу сделаешь 30 рублей, то уже гово­рят, что дорого. А сто рублей – это целое событие. Поэтому и знаменитостей к нам невозможно пригласить – это просто не окупится.

– Как я заметила, все конкурсы красоты любого масштаба заканчи­ваются скандалами: «Все заранее было спланировано, все куплено!» Это действительно так?

– Слух этот не нов: подобными пред­по­ложениями награждается любой конкурс красоты любого уровня и в любом городе. Кому-то обязательно кажется, что честно и справедливо организовать и провести шоу просто невозможно. Обычно это делают за­вист­ники и недоброжелатели, которых везде и всегда хватает. А на самом деле девушки, участвующие в конкурсах, знают: все зависит от них самих – от подготовки, умения подать себя, удачно выбранного сценического имид­жа, правильно подо­бранного наряда.

– Читательница Чульдум, отме­чая разносторонность вашей дея­тель­­ности, спрашивает: штаты в Фонде культуры Вячеслава Донгака боль­ше, чем в Министерстве куль­туры?

– Штаты? (Улыбается). Когда провожу конкурсы, у меня штатов нет. Помогают добровольцы-волонтеры, которым огромное спасибо. Молодежь, студенты автотех­нику­ма, политеха. Очень помогают девочки из мо­дель­ного агентства, родители участ­ников. У нас даже очередь есть – в этом году ты работал, теперь пусть другой поработает.

Конечно же, очень помогает жена, мои дочери. В семье мы живем идеями конкур­сов: всегда обсуждаем, я делюсь своими за­дум­ками, идеями – как сделать их непохо­жими на предыдущие.

– Стриптиз-шоу, которое вы подготовили для ресторана «Эне-Сай», – весьма необыч­ное для Кызыла дело, которое озадачило и даже шо­ки­ровало некоторых кызыльчан. По­чему вы решили заняться этим, ска­жем так, нетрадиционным для Тувы направ­лением хореографии?

– Да, это новое направление. Отрадно, что в Кызыле открылся новый красивый рес­­то­ран «Эне-Сай». Меня пригласили под­го­то­вить необычную для республики про­грам­му, мне это было интересно. Я думаю, все, что красиво подается, – это нормально. Почему мы должны отставать от других ре­ги­­онов? Ничего крамольного в стриптиз-шоу не вижу. Это же не порнография, а просто кра­­сивая плас­тика. Я часто бываю в Абакане, ока­зыва­ется, там нет стриптиз-шоу. Так что аба­­канцы могут кызыльчанам позави­довать.

– Подобрать девушек для такого шоу, видимо, непросто? Они мест­ные?

– Да, все девушки местные. Конечно, не каждая девушка пойдет на это – психоло­ги­­ческий барьер, естественно, существует.

– Что ими движет: любовь к ис­кусству или прозаическая возмож­ность заработать большие деньги?

– Я не сказал бы, что они очень хорошо за­рабатывают, но сейчас работу трудно найти. А это тоже работа, как и всякая другая. Ду­маю, что главное для них все же – жела­ние танцевать.

– Когда на вечере журналистов в «Эне-Сае» нам показывали номера стриптиз-шоу, вы были столь га­лант­ны, что посвятили один номер мне. Правда, я чуть со стула не упа­ла, ког­­да на весь зал прозвучал голос: «А этот номер Вячеслав Донгак по­свя­­щает Надежде Антуфьевой». Ну, думаю, сейчас покажут такое! и я сквозь землю провалюсь. Но мо­ло­дой человек был хоть и голый по по­­яс, но все же в брюках, за что боль­­шое спасибо (смеемся вместе). Да и сам танец был вполне пристоен и даже романтичен: он даже по­дарил во­ображаемый цветок. Но, говорят, у вас есть и более откро­венные но­ме­ра, которые показы­вают в от­дель­ных кабинках, полнос­тью обна­жаясь? Мне что-то не верится, но разговоры такие ходят.

– И правильно, что не верится. Что вы, такого нет! И быть не может.

– Вячеслав Октябрьевич, так вы все-таки тувинский Сорос или нет? На страницах нашей газеты даже возник спор. Читательница Чульдум уверена, что вы – Сорос: отправили юные таланты за свой счет в Ита­лию, выплачиваете стипендии сту­дентам. А читатель Куулар не со­гла­сен, считая, что деньги для поезд­ки выделяло правительство.

Благодарю читательницу Чульдум, но на столь высокое звание не претендую. И читателю Куулару тоже спасибо за то, что не равнодушен к моей работе. Разрабатывая свой Устав, я, прежде всего, ставил цель – внести хоть маленькую частичку своего тру­да в поиск и развитие будущих талант­ливых кадров искусства Тувы.

Мне совершенно безразлично то, что обо мне скажут, напишут, съехидничают... Всегда стараюсь поступать исходя исключительно из собственных представлений о том, что мож­но и нужно делать в жизни. Важно не сколько дел, а то, что делаем для своих детей.

Я оплачивал дорогу в Италию детям-побе­дителям конкурсов «До-ми-солька», «Беби-стар» и «Стартинэйджер» за счет тех средств, которые мне удалось заработать, проведя кон­курсы красоты. За свой счет плачу и сти­­пен­­дии студентам. У меня два стипен­диата – в училище искусств и Крас­ноярском хоре­о­графическом училище. В прошлом году бы­ла стипендиатка в Москов­ской консер­ва­тории, она уже закончила учебу.

То, что правительство откликнулось и добавило недостающие 15 тысяч рублей, когда повысились цены на билеты, большое спасибо. Шериг-оол Дизижикович с понима­нием отнесся к моему Фонду и никогда не отказывает во внимании и помощи. Но отправить 20 детей в Италию – отдохнуть и показать свои таланты в наше время на целый месяц стоит в несколько раз больше.

– Средства немалые. Могли бы на них, наверное, машину купить. А то смотрю, при своей занятости, все пешком бегаете.

– Да, вполне мог. Но она мне не нужна. Мне удобнее пользоваться, как все, общест­венным транспортом, чем тратить время на возню с машиной. Для существования у меня все есть. Вилла мне тоже не нужна, а квар­тирой, слава Богу, обеспечен. Дочери обуты, одеты.

Почему я должен тратить на себя? У меня совсем другой склад ума.

– Интересный поворот нашей беседы. У меня возник спор с одним из коллег, вернее, он длится давно. Он считает – все измеряется толь­ко деньгами, и ради денег он готов публиковать все, что угодно. Вот, мол, заработаю много денег, а тогда видно будет: может быть, и о веч­ном, о добрых делах задумаюсь. Хо­тя, мне не верится, что он, с его куль­турным багажом, говорит это иск­ренне. Не может все оцениваться толь­ко деньгами. Не может целью жизни быть просто зарабатывание денег!

– Конечно, не может. Человеческая жизнь такая короткая. И то, что я потрачу ее только на приобретение чего-то для себя… Ну, что это даст?

Сегодня я помогу ребенку, студенту. Завтра он вырастет и поможет другому. У меня задача – оставить после себя что-то хорошее. Добрую память.

– Вячеслав Октябрьевич, недавно на одном из конкурсов ведущая наз­вала вас Парисом. Как известно, этот герой греческой мифологии был судьей в споре трех богинь о кра­соте. За победу в споре Гера обеща­ла сделать его могущественным из царей, Афина – самым храбрым геро­ем-воином, а Афродита – обла­да­те­лем самой красивой женщины из смерт­­ных. Парис выбрал Афродиту и наз­вал самой красивой ее.

А вы бы, на его месте, какую богиню предпочли?

– Конечно, как и Парис – Афродиту. Не могущество, не победу в войнах, а красоту.


Прошло время...


Вячеслав Донгак продолжает проводить в Кызыле конкурсы красоты, получившие с 1999 года уже международный статус.

7-8 июля 2000 года во втором междуна­род­ном этнофестивале «Мисс Центр Азии-2000» приняли участие 18 красавиц Кал­мыкии, Хакасии, Горной Шории, Бурятии, Тувы, Казахстана и Монголии. Корону завоевала участница из Бурятии – Роланда Торбаева.

В 2000 году ребятишки из студии танца Вячеслава Донгака блистали на Междуна­родном фестивале в Кыргызстане. А на конкурсе-фестивале художественного твор­чества «Самоцветы России», прошедшем 4 но­ября 2000 года в г. Иваново, студия танца «Эдегей» Вячеслава Донгака стала облада­те­лем Гран-при в номинации «Хореогра­фия» и получила приглашение в программу «Утренняя звезда».

А в 2000 году ансамбль «Саяны» (худо­жественный руководитель Вячеслав Донгак, директор Надежда Даржаа) заво­евал для России серебряную медаль на про­шедших 1-7 декабря в Москве первых Меж­дуна­родных Дельфийских Играх в номи­нации «Народ­ный танец»!


Фото:

2. Вячеслав Донгак (первый справа) на приеме у президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова.

3. Южно-корейский балетмейстер Чон Чан Ель репетирует с артистами ансамбля «Саяны». Март 1999 г.

4. Вячеслав Донгак, учредитель и организатор конкурса красоты «Мисс Хакасия» с победительницами конкурса. Абакан, 1998 г.

5. Красавицы Азии – в Центре Азии. Июль 2000 года.

6. Студия танца Вячеслава Донгака «Эдегей».

  Беседовала Надежда АНТУФЬЕВА
  • 5 176