Анатолий Кара-Сал: «Как на богов теперь смотрят не на чемпионов, а на владельцев «мерседесов»
Готовясь взять интервью у сотрудника УФСБ РФ по РТ, подполковника Анатолия Кара-Сала, я перелистал старые газеты за последние три года и перечитал все написанное о нем.
Каким же было мое удивление, когда кроме коротеньких сообщений, данных группой общественных связей УФСБ о его спортивных успехах чемпионатах России и мировых первенствах по вольной борьбе, серьезных статей о нем не оказалось.
Пытаясь восполнить этот пробел в истории тувинского спорта, я встретился с Анатолием Узеновичем и попросил его дать интервью.
Cразу же стало ясно, почему о его успехах совсем мало известно любителям спорта. Анатолий не любит распространяться о своих спортивных достижениях, предпочитая показывать результаты не на словах, а на деле.
С этого и началась наша беседа.
– Анатолий Узенович, не секрет, что спортсмены порой любят похвастаться успехами, а нередко и преувеличить свои достижения. Вы же, десятикратный чемпион республики, победитель многих Всесоюзных и Всероссийских турниров, участник четырех чемпионатов мира (правда, уже среди ветеранов), скромно умалчиваете об этом – или здесь свой отпечаток накладывает ваша нынешняя работа в ФСБ, или вы не хотите быть известным, не стремитесь прославиться.
– Моя работа к этому отношения не имеет – это же не секретные данные. Просто я не люблю выпячивать себя, бить в грудь и на каждом шагу твердить, какой я великий спортсмен. Это не в моем характере. К тому же, я уже вышел из такого возраста, чтобы упиваться своей известностью и восторгаться славой. Мне сейчас 44 года, но и в молодости никогда не было стремления чем-то выделиться среди своих товарищей. Предпочитаю следовать известной поговорке: скромность украшает человека.
– Так-то оно так, но есть и другое расхожее мнение по данному поводу: скромность – прямой путь в неизвестность.
– А какая мне нужна известность? Я же не Кобзон и не Киркоров, которым нужна самореклама для раскрутки, чтобы увеличить посещаемость их концертов. А с меня достаточно того, что меня знают спортсмены. И не только в Туве, но и за ее пределами. Тем более слава – это временное явление, она как приходит, так быстро и уходит.
– Зря вы так скромничаете, Анатолий Узенович. Родина должна знать своих героев. Вам есть что вспомнить и есть чем гордиться. А по поводу славы Наполеон, например, говорил так: «Слава быстротекуща, зато неизвестность вечна».
– Вон вы куда загнули. По-видимому, здесь сравнение, мягко говоря, некорректно. Да и, слава Богу, я не Наполеон. Наверно, у нас с ним разные взгляды. Я считаю, что быть популярным – хорошо, но лучше быть полезным. Думаю, я приношу пользу, защищая спортивную честь Тувы и России. А что касается моей известности, то кому надо, обо мне знают. Вот вы пришли и решили написать обо мне.
– Вот потому и решил рассказать читателям газеты о скромном, но имеющем большие достижения в спорте человеке. И перво-наперво хотелось бы узнать ваши автобиографические данные.
– Моей родиной является село Бай-Даг Эрзинского кожууна...
– Извините, а почему почти все наши знаменитые борцы являются выходцами из сельской местности? Я даже не припоминаю, чтобы кто-нибудь их городских жителей добился больших успехов в спорте.
– Да потому, что городские ребята растут в тепличных условиях. Им не нужно носить воду за километр, колоть дрова, косить сено, пасти отару. Пришел домой, чиркнул спичкой или включил электроплитку, повернул кран с водой – и готовь, пожалуйста, обед. Все как на блюдечке с голубой каемочкой. Городские дети даже телевизор теперь предпочитают смотреть не сидя, а лежа на диване. Откуда же у них будет сила? Организм создан природой для физической работы, без работы он выходит из строя. Здесь научно-технический прогресс сыграл свою отрицательную роль. Вот почему большинство городских ребят имеют отклонения в здоровье. А селянам приходится с детства работать, и не мудрено, что они сильнее городских детей и что из них вырастают хорошие спортсмыены.
– Понятно. Вернемся к вашим детским годам.
– Нас в семье было восемь человек, три брата и пять сестер. Я по счету второй. А сейчас стал первым. Старший брат трагически погиб в Эрзине.
Спортом в семье никто не занимался серьезно. Да и чабанская жизнь не располагала к такого рода занятиям.
– Однако вы же стали спортсменом.
– Мне просто повезло, что в бай-дагской восьмилетней школе, в которой я учился до седьмого класса, а затем в нарынской средней школе хорошо была поставлена спортивная работа. Там-то я и приобщился к спорту. Занимался волейболом, футболом, баскетболом, легкой атлетикой, был трехкратным чемпионом кожууна по лыжным гонкам среди школьников.
Разносторонняя физическая подготовка впоследствии пригодилась мне во многих жизненных ситуациях, особенно во время службы в армии. И, в частности, в занятиях по вольной борьбе.
– А в школе борьбой не занимались?
– Нет, у нас не было такой секции. Начал заниматься борьбой по нынешним меркам несколько поздновато, уже после окончания школы, когда поступил в сельхозтехникум.
Первым моим тренером, когда я учился в нарынской школе, был Анай-оол Туматович Шойдук. А в большой спорт, уже в Кызыле, меня привел Болат-оол Монгушевич Чокпек. Позанимавшись всего два месяца, я стал чемпионом республики среди юношей. Вот где пригодилась разносторонняя физическая подготовка.
– На каком отделении учились?
– На зоотехническом. Но не закончил техникум, а с третьего курса уехал учиться в Москву в школу тренеров, которая находилась в Малаховке.
Переманил меня туда заслуженный тренер СССР Аркадий Сергеевич Карапетян, навещавший нашу республику для оказания помощи в подготовке борцов. Но и здесь мне не повезло, не закончил я эту школу: призвали в армию. А когда в 1975 году демобилизовался, то школу тренеров переименовали в областной педагогический институт, и я опоздал к началу занятий. Служил в Москве, в войсках связи.
– А вы знаете, нет. Спортсменам всегда легче служить в армии. Почему сейчас молодые ребята сбегают из воинских частей? Да потому, и я в этом уверен, что не выдерживают физических нагрузок. Это в армии самое главное.
А когда меня призвали, я уже был кандидатом в мастера спорта. Мне даже доверили заниматься спортивной подготовкой солдат. Был чемпионом части по кроссу. В армии кросс и гимнастика являются основными видами спорта, и о подготовке солдат судят именно по ним.
– Отслужили и поехали домой?
– Нет, не сразу. Тренер меня убедил не уезжать, и я поступил в ГПТУ-47 в городе Балашиха, в Подмосковье. И оттуда почти ежедневно ездил в Москву в спортивный зал ЦСКА на тренировку. В ноябре начал учиться, а в декабре выполнил норматив мастера спорта СССР.
– Вот была радость?
– Конечно. Это заветный рубеж для любого спортсмена. Раньше это звание очень ценилось. Мальчишки на мастеров смотрели с восхищением, с раскрытыми ртами. Это сейчас идеалы для подражания сместились в сторону меркантильных интересов. Теперь смотрят как на сверхбогов не на чемпионов, а на обладателей «Мерседесов».
– Что поделаешь, другое время. А времена, как известно, не выбирают, в них живут и умирают. Давайте будем терпимы и не будем строго судить нынешнее поколение.
– Да я не в качестве осуждения, просто констатирую сам факт отношения к нынешним чемпионам. Закончив ГПТУ и получив специальность сантехника, я все-таки вынужден был приехать домой, чтобы помочь родителям. Целый год работал вместе с ними. А куда деваться, если у них на руках было еще шесть человек.
– И забросили спорт?
– Нет, регулярно выезжал в Кызыл на различные соревнования. Тогда еще существовало добровольное спортивное общество «Урожай», объединяющее сельских спортсменов. Мне удалось стать чемпионом Центрального Совета данного общества. Был победителем и ЦС ДСО «Спартак».
Но это уже после того, как снова приехал в Кызыл и устроился на работу инспектором паспортного стола. Но ненадолго. В июле этого же, 1977-го, поступил учиться в Смоленский Государственный институт физической культуры. Все четыре года учебы был чемпионом Смоленской области в своем весе, выигрывал Всесоюзные турниры в Белоруссии и на Украине.
– Трудно, наверно, было учиться: все-таки семья, дети?
– (Смеется) Какая семья! – я тогда еще не был женат. Это уже спустя год после окончания института я женился, в 1982 году.
– А где вы познакомились с женой?
– О, это интересная история. Мы познакомились на небесах под облаками.
– Не понял. Как же вы туда умудрились взобраться?
– (Смеется) А вот так. На самолете. Летели в Москву, наши места оказались рядом. Так и познакомились. Чечек, так зовут мою жену, а девичья фамилия Монгуш, тогда училась в Ивановском текстильном институте. Это не так далеко от Смоленска, но и не близко. Но мы ездили друг к другу в гости, на праздники. А потом, через год после окончания института, сыграли свадьбу. В начале жили в общежитии автодорожного техникума.
Сейчас у нас растет двое сыновей. Кежик учится в девятом классе, а Буян – в третьем.
– И занимаются борьбой?
– Увы, пока нет. Первый любит баскетбол, второй гоняет в футбол. Но все еще впереди у них. Я-то тоже поздно начал заниматься борьбой.
– Окончив институт, вы…
– ...начал работать в школе высшего спортивного мастерства тренером, затем старшим инструктором Ресспорткомитета, а через два года перешел в КГБ...
– ...бросив свои две специальности – сантехника и тренера. Ну ладно, сантехник – тогда это было непрестижно. Это сейчас сантехник ценится выше профессора. Но почему вы не стали тренером?
– Откровенно говоря, мне нравится тренировать ребятишек. Что для них важно? Не только толково и доходчиво рассказать, но и квалифицированно показать тот или иной прием. И я это, говорю не хвастаясь, умею делать. Но, к сожалению, пришлось поменять профессию. Прокормить семью на зарплату тренера, не имеющего в своем активе чемпионов, просто невозможно.
– Это вы правильно отметили: хватит лишь ребятишкам на коньячишко... Ой, зарапортовался! – на молочишко.
– Вот-вот.
– А на нынешней работе чем вы занимаетесь? Ловите шпионов?
– У всех такое представление, что ФСБ только этим и занимается. У нас много других обязанностей. Но лучше о моей работе не будем говорить.
– Вот поэтому-то у нас такое дилетантское представление, что вы держите все в секрете. Ну да ладно, не буду слишком назойливым. В последний раз вы вышли на ковер в сорокалетнем возрасте, соревнуясь вместе с молодыми борцами, и стали чемпионом международного турнира на призы «Центра Азии». Затем вас проводили из большого спорта. Вы ушли красиво, оставаясь непобежденным. Но затем снова вышли на ковер, уже в категории ветеранов. Что вас заставило это сделать?
– Ничего кроме любви к данному виду спорта. Меня может понять лишь тот, кто сам испытал радость победы и горечь поражения. Спорт как наркотик. Он обладает чудодейственной силой притягивать к себе в любом возрасте.
Ощущения и дух соревновательной борьбы абсолютно одинаковы, что я боролся в молодом возрасте, что теперь среди ветеранов. Так же волнуешься, переживаешь, огорчаешься, радуешься. Это как бы продолжение молодости. А кому не хочется вспомнить свою молодость, возвратиться назад, в юность? Поэтому я снова на ковре. Тем более, что у меня произошел плавный переход в разряд ветеранов.
Правильно вы заметили. В последний раз я выступил вместе с молодыми в сорокалетнем возрасте в 1995 году. И в том же году поехал на чемпионат мира среди ветеранов в Софию, где стал третьим призером. Через год был вторым в городе Мартигни в Швейцарии.
Затем выступал в составе сборной России во Франции, в городе Бордо, где снова получил бронзовую медаль – уступил трехкратному чемпиону мира из Ирана и американцу.
– А что, бывшие чемпионы тоже принимают участие в соревнованиях среди ветеранов?
– О, еще как! Там собираются такие асы вольной борьбы, с такими громкими именами и титулами, что дух захватывает! Ветеранские награды для них тоже считаются престижными.
– Как вам удается держать себя на протяжении стольких лет в хорошей спортивной форме?
– Рецепт прост. Не курить, не пить, не сачковать, а тренироваться, тренироваться и тренироваться…
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
В 2000 году Анатолий Кара-Сал на чемпионате в Калмыкии стал чемпионом России по вольной борьбе среди мастеров-ветеранов, в весе 62 кг. А на чемпионате мира в Германии занял пятое место.
Команда спортсменов ФСБ, капитаном которой является Анатолий Узенович, в 2000 году так же, как и в 1998 и 1999 годах, вновь отличилась: заняла первое место в республиканском первенстве рессовета «Динамо», в котором участвуют сотрудники всех силовых структур республики.
Фото:
2. Анатолий – юный мастер спорта. 1980 г.
3. Анатолий Кара-сал на чемпионате мира среди мастеров-ветеранов с девятикратным чемпионом мира по вольной борьбе среди мастеров-ветеранов Адольфом Зегером (Германия). Франция. 1998 год.
4. «Я тоже буду чемпионом, как папа».
5. Схватка. Чемпионат России в Кызыле.
6. В ФСБ – самые сильные спортсмены! Команда ФСБ по борьбе самбо. 2000 год.
Беседовал Вячеслав ХОПРОВ