Степан Щербаков. Шестиклассник Степа не дал утонуть девочке Маше и фотокорреспонденту «ЦА» Виталию Шайфулину

Известный нам с детства персонаж дядя Степа, увидев, как «треснул лед, река пошла и бабуся поплыла», благодаря своему росту запросто перегнулся через перила и «спас ее и корзину и белье». Его тезка, шестиклассник Степа Щербаков, в этом году дважды спасал людей на ледяном Енисее.

Первой спасенной оказалась ученица 4 «б» класса из его же школы № 8 – Маша Киселева. Живущая в районе «Кожзавода» Маша, как и многие школьники, сокращая дорогу, зимой ходит по протоптанной взрос­лыми тропинке, которых на Енисее немало.

Случившееся с ней 22 января 1999 года, до сих пор кажется Маше дурным сном. Она не любит вспоминать об этом, говорит: шла, упала, провалилась, и согласна с мнением ба­­буш­ки, что следует ей «одно место над­рать».

Однако, не окажись рядом катавшихся маль­чиков, не шла бы девятиклассница Оля Кори­на из библиотеки в тот момент, и некому нече­го было бы надирать. На льду Енисея, рядом с полыньей, куда провалилась Маша, остались бы только спортивная форма в пакете да пара варежек. Кстати, вещи долго лежали там, вмерз­нув в лед, пока кто-то на них не позарился.

Услышав крик о помощи, Степа быстро и умело организовал спасение, отправив пяти­классника Валеру Орешковаза подмо­гой, а сам сбегал домой (на берег) за палкой.

Героем он себя не считает, даже никому не собирался говорить о происшедшем: выта­щи­ли и выта­щили. Его мама Га­лина Степа­новна (библи­отекарь) и папа Алек­сандр Степа­нович (механик «Станции ско­рой по­мо­щи») узнали о поступке сына толь­ко на следующий день от родителей Маши.

А принесенная Степой палка не пригоди­лась – Маша так замерзла, что не могла за нее ухватиться. Ему пришлось удерживать на плаву девочку, у которой из воды торчала уже одна голова. Он даже не менял онемев­шие руки. «Хотел путем взять, чтоб не захлеб­нулась», – объясняет Степа, потому что Маша плакала и шептала: «Не отпускай меня, по­жа­­­луйста».

Спасительница Оля тоже немногословно рассказала, как сначала не поверила, что на ледяном Енисее кто-то тонет, даже зашла домой, книги занесла. Прибежав, обнаружила, что и в правду девочка по шею в воде и го­ворить уже ничего не может. Втроем выта­щили Машу на обламывающийся лед. Пер­вую помощь оказала Оля у себя дома, раздев, уложив и напоив горячим чаем постра­давшую, кото­рую донес­ли двое мужчин.

В школе Степу с Вале­рой ненадолго окрес­тили «911», по­ка на торжест­вен­ной школь­­­ной линейке им не объя­вили благо­дарность и не вручили премии от город­ской администрации – по 200 руб­лей. Маше ад­ми­ни­страция города ока­зала ма­те­риальную помощь для приобретения но­вых вещей взамен утонувшей обуви и школь­ных принад­леж­нос­тей.

Одноклассницам Степа из всех пяти мальчиков клас­са казался менее все­го похожим на героя. «Его самого спасать надо», – по­делились они с нами сво­им мне­нием. Клас­сный руково­дитель Ираида Ива­нов­на Сафронова тоже поначалу решила, что прова­лился сам Степа: «Постоянно маль­чи­кам говорим, особенно перед канику­лами: на речку не ходить, за машины не цепляться, на дорогу не бегать».

По мнению мальчишек, ничего удивитель­ного в том, что спасателями оказались Степа с Валерой, – нет. Стас Коницин: «Степа – нор­маль­ный, добрый пацан. И про Валеру мож­но не удивляться, что он пойдет спасать кого-то». Из разговора со школьниками выяс­ни­лось, что ученики восьмой школы хорошо знакомы, в силу того, что живут рядом с Ени­сеем, с правилами поведения на воде, и сами неоднократно спасали летом утопающих.

Семиклассники Сергей Мерченко и Гена Еремин рассказали о том, как довелось спасать неразумных купальщиков и даже одного самоубийцу – старика-бомжа. Ренат Гайбадулин поделился знаниями, получен­ными от мамы, как следует вести себя на льду: «Лечь, подползти с палкой».

Если бы мы знали, Ренат, что твои знания пригодятся нам буквально через двадцать ми­нут, слушали бы внимательнее: 19 февраля, отсняв место событий и уже попрощавшись со Степой, приведшим нас туда, фотокор­рес­пондент Виталий Шай­фулин в шаге от тро­пинки, пригото­вив­шись к последнему кадру, неожиданно ока­зался в воде, в доли секунды провалившись по грудь в безопасном, каза­лось, месте – чуть в стороне от той, уже заледеневшей «Ма­шиной» полыньи.

Надо ли рассказывать, как мы со Степой, прибежавшим обратно, беспомощно держали за рукав и капюшон мужчину, вес которого пре­вышал наш общий. Как в нарушение вся­ких правил безопасности, вместо того, чтобы лечь, я, сидя, пыталась провести спасательные ме­ро­приятия, убеждаясь, что сохранить ясный ум в такой ситуации – не каждому дано.

Собственной и с Божьей помощью (в чем он уверен, как человек верующий), при нашем учас­тии Виталий Андреевич выб­рал­ся, бес­покоясь первым делом о сохранности плен­ки.И вместо того, чтобы бежать в тепло, как истинный про­фес­сионал, запечатлел про­мокшим фото­ап­па­ратом гибельное место.

С десяток машин бездушно промчалось мимо, не желая подвезти человека, с одежды которого при 33-градусном морозе свисали сосульки. Намечался «хороший» конец для репортажа о подвиге и сострадании. Спасибо, нашлись-таки добрые люди, которые под­везли до дома всего лишь за пять рублей.

Дети наши не думают о наградах и о том, что своя рубашка (машина, здоровье) ближе к телу. Немного найдется взрослых,поже­лав­ших, чтобы их единственный ребенок, рискуя жизнью, побежал спасать чужую девочку. Так стоит ли подвергать жизнь и здоровье детей опасности, если ее можно избежать?

В Машином возрасте нас, пионеров, учи­ли: «В жизни всегда есть место подвигу». Что знают о подвигах дети 90-х? Медаль за спасение утопающих, о которой справ­лялись учителя школы № 8, как и лозунги, остались в «том времени». Служба МЧС готовится отметить ребят грамотами. Может, и Комитет по делам молодежи внесет свою лепту? Выделит путевки во всероссийские лагеря для Маши (перенесшей шок, обмо­рожение паль­цев рук и ног) и для ее спаси­телей – Оли, Степы и Валеры, отме­тит их за редкую в наше время отзывчивость, му­жество и про­фессиональные действия при спасении уто­паю­щих, при том, что в школе никто из них предмет ОБЖ (основы безо­пасной жизне­деятельности) еще не про­ходил.

Маша Киселева теперь ходит в школу только по мосту. Но другие дети и взрослые легкомысленно сокращают путь, не задумы­ваясь над тем, что ледяная дорога может сократить не только время, но и жизнь.

Будьте осторожны: Степы в третий раз может не оказаться рядом.


Фото:

1. 2 апреля 1999 года на Балу газеты «Центр Азии» Степану Щербакову, самому юному дипломанту, был торжественно вручен диплом «Человек Года» в номинации «Поступок Года».

2. Спасенная Маша (в центре) и ее спасители Степа Щербаков, Оля Корина и Валера Орешков.

3. Опасная ледяная дорога.

Беседовала Саяна МОНГУШ
  • 3 440