Егор Чистяков: Мне не интересны проблемы сверстников: где взять денег на бутылку, где выпить, где “забить”
18 марта в муздрамтеатре газета “Центр Азии” проводила Бал “Человек года. Человек века”, посвященный 9-летию газеты. Много раз в этот вечер в зале звучали аплодисменты. Бурю восторгов вызвало и появление на сцене молодого культуриста, Егора Чистякова, который, скинув плащ и играя мускулами, показал надпись на своем теле: “Центр Азии” – это голая правда”. Сейчас Егор стал своеобразным символом “голой правды” на страницах “Центра Азии”.
С Егором мы познакомились еще когда были совсем детьми и жили в живописном Тоджинском районе. Я знала, что он занимается культуризмом, учится на физмате Тувинского госуниверситета, но не ожидала, что большую часть нашего разговора займет тема далекая от спорта, студенчества и молодежи.
– Егор, как получилось, что ты стал символизировать “голую правду” на страницах “ЦА”?
– Получилось это совершенно случайно. Когда газета готовилась к Балу “Человек года. Человек века”, Ирина Ондар хозяйка театра “Балет и мода”, пригласила меня прийти на репетицию. Я должен был танцевать танго, но этот номер стоял в конце программы, а я не смог остаться. Мог сделать то, что находится в начале программы. Так стал символизировать “голую правду”.
– Ну, а в театр Ирины Ондар “Балет и мода” ты как попал?
– Благодаря своей подруге Татьяне Андрияновой. Это тоже произошло совершенно случайно. Сначала Таня ходила туда одна. Однажды Ирина устраивала вечер, сказала девушкам, привести парней для танцев. Таня привела меня.
– Как ты отдыхаешь?
– Сейчас вместе с Таней ходим в качалку (атлетический зал). Занятие спортом я и считаю отдыхом.
– Как долго ты занимаешься культуризмом?
– Заниматься я начал еще в школе, где-то с 13-14 лет, ходил в первую школу, полгода занимался без всякой системы. Потом туда пришел мой тренер, Евгений Черногривов, у него я тренировался несколько лет, если быть точным, три года. Тренировался со штангой, классика: рывок и толчок. Потом поступил в ТГУ на физмат и на втором семестре забросил занятия в атлетическом зале, долго не занимался, вернее, занимался не систематически: то бросал, то снова начинал. В институте сильно “загружали”, не хватало времени. Сейчас снова начал заниматься.
– Как у тебя обстоят дела с вредными привычками?
– Да, я не курю, можно сказать, совсем не пью.
– Принципиально?
– Насчет курения, я не переношу табачного запаха, а насчет выпивки, просто не понимаю таких приколов: повеселишься ты два часа на мутную голову, потом она болит.
– Часто люди пристращаются к выпивке и сигаретам, где-то, в подростковом возрасте. Тебя в это время не тянуло “побаловаться” со сверстниками?
– В это время я как раз начал заниматься штангой. Потом меня очень хорошо воспитал отец. С самого раннего детства он говорил мне, что вредно, что нет, чего не нужно делать, объяснял, какими легкие становятся у курильщика. Немного позже я еще раз в этом убедился на примере своих друзей. Допустим, раньше они не курили, потом закурили. Через год они еще могут бросить, через два уже нет – постепенно так это все затягивает человека. Все это я наблюдал, и не раз.
– Расскажи о своих родителях.
– Когда я родился, мои родители Эдуард Чистяков и Галина Шамина, жили в Усть-Элегесте. Уже на третий день после рождения отец увез меня на озеро Азас. До семи лет я рос с матерью, с отцом и с сестрой Светланой в Черби, закончил там первый класс. Потом между родителями произошла ссора, и меня стал воспитывать отец. Мы с отцом переехали в Тоджинский район, жили в поселке Салдам, прожили год, переехали на Алтай, жили в поселке городского типа Турочак, тоже прожили год, снова вернулись в Тоджинский район, только жили уже в Тоора-Хеме, опять год. Я переехал в Кызыл, жил у своей тети, немного позже мы с отцом купили свой дом, где я сейчас и живу.
– Культуризмом ты стал заниматься, когда приехал в Кызыл, а до этого чем-нибудь занимался?
– С восьми лет занимался боксом. Тогда мы еще жили в Салдаме. Продолжил заниматься в Алтае, затем в Тоора-Хеме. Потом нас обворовали, украли перчатки. Так я перестал заниматься боксом, увлекся футболом. Когда приехал в Кызыл, полгода не занимался ничем. Тогда отец сказал: “Надо тебя куда-то устраивать, вот в первой школе есть “качок”. Так я стал заниматься культуризмом. И довольно успешно. В своем весе выполнял второй взрослый разряд. Даже занимал места: в 1997 году стал в Шагонаре чемпионом республики по двоеборью (рывок, толчок – классика), через год занял второе место по троеборью (жим, приседание, тяга). Недолго занимался каратэ, тоже в первой школе.
– Ты жил в разных местах, какое из них ты считаешь своим домом?
– Азас. Это место мне ближе всего. Потому что я хоть и все время переезжал, но на Азасе проводил каждое лето. Отец почти 30 лет был директором турбазы.
– Сейчас не скучаешь по тем местам?
– Сейчас... Есть очень похожее место за Саянами, в Курганском районе Красноярского края, озеро Тиберкуль. На берегу этого озера живет Виссарион вместе со своими учениками. Другие его последователи живут в близлежащих поселках: Можаровке, Петропаловке, Черемшанке и других. Там же живет теперь и мой отец в поселке Черемшанка. И если на Азасе сейчас все разбито, то там, наоборот, все рождается.
– Что там рождается?
– Там совершенно другие люди, совершенно другие разговоры. Все дружелюбны, там деньги не имеют смысла, ими пользуются, пока в этом есть необходимость, но стараются, в основном, жить без денег. Там все живут как одна семья. Если дети уходят куда-то с ночевой и притом далеко от дома, то родители не волнуются за них.
– Какой кошмар, а если с детьми что-то случится?
– С ними ничего не случится, просто они остались ночевать в другом доме. Своим беспокойством родители бы только мешали им, а если с ребенком действительно что-то случится, то родители обязательно это почувствуют. Люди там чувствуют и понимают все гораздо лучше, чем здесь. Иногда, бывает, тебе что-то очень нужно, смотришь, кто-нибудь тебе это принесет и говорит: “Я почувствовал, что вы в этом нуждаетесь”.
Когда приезжаешь в деревню, видишь запустение, все разваливается, а там, наоборот, дома строятся новые и необычные, как в сказке. Все дома с гребешками, с петушками, разукрашенные. Даже туалеты необычно построены. Виссарион живет на горе, возле озера Тиберкуль, там строится Город Солнца. Виссариона я тоже видел и слушал. Вряд ли кто-то еще сможет сказать, как он.
– Бывший милиционер Сергей Тороп теперь называет себя Христом во втором пришествии – Виссарионом. Как твой отец познакомился с ним?
– Виссарион как-то приезжал в Туву, выступал в Доме народного творчества. Отец тогда занимался коммерцией. Как-то случайно он оказался возле ДНТ и увидел Виссариона. Потом уже ему рассказали, кто это такой. Его просто поразило удивительное сходство Виссариона с Исусом. После того у него и начались неприятности. Он совсем забросил коммерцию, потом уехал за Саяны. Вот уже два года он живет в Черемшанке.
– Расскажи о тех переменах, которые произошли с отцом после его знакомства с Виссарионом.
– Сейчас у него понятия о жизни совершенно другие. Он стал крепче физически и духовно. Если раньше в разговоре с друзьями он допускал иногда нелитературные слова, то теперь совсем не матерится.
– Я слышала, что когда уезжал отец, решался вопрос и о твоем отъезде. Почему ты не поехал?
– Я езжу туда каждое лето. А совсем уехать с отцом я не мог, ведь я учусь в университете – нужно сначала доучиться, а потом – посмотрим.
– То есть ты не исключаешь возможность того, что со временем будешь жить на берегу озера Тиберкуль?
– Естественно. Я сам верующий человек.
– Неужели ты веришь, что Виссарион – это Иисус?
– Возможно, многие меня не поймут, но я верю Виссариону. Впервые он появлялся еще две тысячи лет назад в образе Христа. Христос, как и Виссарион, тоже говорил, что религия только одна.
– Что проповедует Виссарион?
– Единую религию. Сейчас наступает критический момент, когда человечество по инерции движется в пропасть. Виссарион дает ниточку, тропку, которая отворачивает от этой пропасти.
– Но ведь все секты проповедуют то же самое: конец света, спасение для избранных и т. п. В конце концов, мир стоит на месте, а люди, попавшие в секту, ограблены, обмануты, и это в лучшем случае, хорошо, если они вообще остаются живы.
– Да, все это я читал и знаю. Все эти секты, эти религии отрицают другие религии, считают себя истинной. А истина только одна. Должна быть одна религия, а не миллион, как сейчас. Виссарион же не отрицает ни одну из них. Единая религия в том и заключается, что объединяет все четыре основные. Он говорит, что изначально было четыре религии: христианство, буддизм, ислам и индуизм. На самом деле это одна религия. Просто в начале человечество не могло понять истину, и поэтому одну разбили на части, чтобы лучше понять. А сейчас настало время, когда надо ее объединить.
– А о секте или о движении Виссариона ты что-нибудь читал? Могу процитировать тебе несколько строк из хакасских и российских газет: “...что такое жизнь по Последнему завету. Подъем в 6 утра, затем работа по дому и на огороде. Завтрак в 12, при этом из рациона исключаются мясо, молоко, сахар, яйца, любое масло. Можно крупы, овощи. Второй прием пищи, он же последний, – в 6 вечера. У одной молодой семьи, приехавшей из Казани, ребенок до двух лет не вставал на ножки от такой пищи. Умерли двое мальчишек, объевшись халвы, купленной украдкой от родителей”. В статьях говорится о том, что многие люди находятся там из-за безвыходного положения. Они принесли в общую копилку все свои сбереженья, а сейчас они ни с чем.
– А кто заставляет их что-то продавать или отдавать. Они могут просто приехать посмотреть, пожить, если не понравится, уехать. Там такая жизнь, что деньги просто не имеют смысла. У виссарионовцев нет никаких взносов, пожертвований и т. д. Другое дело, если человек приехал, сам обустроился, у него остались еще деньги, и он видит, что рядом кто-то нуждается, как говорится, без штанов сидит – конечно, он ему поможет. Так иногда и получается: приедут, все раздадут и сами “без штанов” остаются. Но то, что они раздают свои деньги, это только их желание – их никто не заставляет.
Что касается двухразового питания, такого нет – я сам тому свидетель. Там столько приходится работать, что два раза питаться просто невозможно. Виссарион действительно рекомендует не есть до обеда, но это связано не с религией, а со здоровьем человека, это можно прочитать где-нибудь и в статье об оздоровительной медицине. Есть можно столько, сколько хочешь. Виссарион говорит, что много есть вредно: “Я сам ем два раза в день, если вы хотите, то ешьте тоже так”. Он никого не принуждает. Мясо действительно запрещается. Но, опять же, как это делается. Виссарион говорит: “Я не ем, но если хотите, ешьте”. Живут же вегетарианцы без мяса и довольно хорошо живут. Там много разнообразной пищи, чего только у них в огороде не растет. У нас, например, посажен один сорт капусты – там их штук двадцать в одном огороде, в другом еще что-то. Например, у нас с отцом тоже первое время были проблемы с пищей, у нас не было ни дома, ни огорода, летом жили в палатке, ходили в тайгу, топором прорубали тропу к Тиберкулю. И люди просто приносили нам огурцы, помидоры, хлеб. Так что напрасно хают виссарионовцев. Я там жил, видел их жизнь,пусть другие поживут, посмотрят.
К приезжим виссарионовцы относятся довольно дружелюбно, и, если вам негде переночевать, вы можете попроситься в любой дом, без причины – вам не откажут. Хотя люди там живут со всей страны, все разные: кто-то может оказаться и не очень гостеприимным, но таких меньшинство.
Вообще, конечно, люди там очень разные. Приезжают из Москвы, из других больших городов и многиедаже не знают, как картошка растет, топора ни разу в руках не держали. Были и у нас такие гости. Однажды сидели вечером, отец отправил им смородины в огороде на чай нарвать, а они спрашивают: “А как она выглядит”? Там люди учатся жить. А здесь постоянно суетятся, бегают, всегда хмурые, сонные. Там все совершенно по-другоу: там все тебе улыбаются, идешь по улице, со всеми здороваешься, с тобой все здороваются.
– В Кызыле ты тоже придерживаешься диеты?
– Да, конечно. Мясо не ем, рыбу не ем, то есть все животного происхождения. Что касается яиц, то я их с детства терпеть не мог.
– Виссарионовцы и простые жители живут в одной деревне?
– Да, естественно. Поэтому информация, которая дается в газетах, может быть искажена местными жителями.
– Почему местные не любят виссарионовцев, ведь, по твоим словам, они такие добрые, хорошие, приветливые, дружелюбные.
– Вот это их и страшит. Они не понимают, почему виссарионовцы такие. Хотя маленькие местные ребятишки, наоборот, стремятся к виссарионовцам. А взрослые ворчат на них: “Не лезьте к ним – они в секте!” Что касается школ, то раньше дети были вынуждены учиться в местных школах, теперь построили свою школу, появились учителя. Учителя очень хорошие, можно сказать, со всей страны. Детей стараются учить по самым новым программам, чтобы они выросли всесторонне развитыми.
– Многие верующие приезжают с несовершеннолетними детьми. Дети вырастают, им нужно учиться дальше. Для этого нужны деньги. Родители не работают. Фактически они не оставляют права выбора своим детям.
– Этот вопрос в данное время решается. И, думаю, они найдут выход из положения. Возможно, построят свой университет. А с другой стороны, высшее образование там не так необходимо, как здесь. Из ребенка и так могут сделать в некотором роде профессионала, он может получить специализацию.
– Почему тогда ты остался получать высшее образование?
– Остался, потому что к тому времени я уже поступил и учился – не бросать же все, нужно доучиться. Закончу университет и, может быть, поеду туда преподавать.
– А как ты относишься к тому, что в общине Виссариона верующим не разрешают посещать больницу?
– Во-первых, посещать больницу не запрещается. А во-вторых, человеческое тело устроено так, что оно может излечить само себя. Просто человек по своей глупости оторвался от природы и забыл многое из того, что умел. Потом в тайге много трав, которые получше всяких лекарств. К этому мнению, между прочим, склоняется и современная медицина. Вот и Виссарион рекомендует пользоваться этими средствами. Потом, ведь даже мысль, не то что слово, материальна, причем она превращается в отрицательную энергию, которая никуда не исчезает, а остается возле Земли, возле человека. И в том месте, где больше скопляется этой отрицательной энергии, и случаются различные катаклизмы, болезни. Все это я действительно наблюдал. Вот сделаешь, к примеру, что-нибудь хорошее, тебе это хорошее и возвращается от других людей. И тут же другой пример: подумаешь плохо, или скажешь что-нибудь отрицательное, тут же идешь и что-нибудь упадет тебе на голову, или споткнешься, или еще что-нибудь. Вот тебе и подсказка: неправильно сделал, неправильно подумал. Могу привести яркий пример: летом, когда строили с отцом дом, я сидел на срубе, рубил бревно и что-то подумал отрицательное, тут же прилетела щепка по лбу. Сразу понял: “Неправильно подумал”. Как только это понял, дальше рублю, больше ни одной щепки не прилетело.
– Можно задам тебе нескромный вопрос: на какие средства ты сейчас живешь?
– На средства от случайных подработок. Хорошо, когда есть стипендия, еще делим с отцом его пенсию.
– Сейчас ты студент четвертого курса, у тебя уже есть какие-то планы, чем собираешься заниматься дальше?
– Точно еще не знаю. Конечно, нужно будет искать работу. После университета могут забрать в армию. Но сегодняшняя армия оставляет желать лучшего, и делать там совершенно нечего. Там только забудутся все знания, которые были получены в университете. Чтобы не идти в армию, я могу быть учителем в сельской школе. Еще один хороший повод поехать к Тиберкулю – самый приемлемый вариант. Второй вариант – пойду в армию.
– Здесь тебе интересно со своими сверстниками?
– Да, интересно. Но интересно в каком смысле. Поговорить, послушать, заниматься общим делом, решать общие проблемы, культурно проводить время. А вот проблемы, где денег взять на бутылку, где выпить, где “забить” – это совсем неинтересно.
– Как ты думаешь, кроме того, чтобы пить, наркоманить или идти в секту у молодежи есть третий путь?
– Конечно, есть. Ведь многие (не только я) не пьют, не курят, просто живут, занимаются своим делом и вовсе не вступают ни в какие секты.
– Мне кажется, таких – меньшинство, а большинство пьет и не имеет никакой цели в жизни.
– Раньше были различные пионерские организации, где труд почитался превыше всего. Сейчас труд многие воспринимают даже как что-то постыдное. Детьми, молодежью никто не занимается. Они ходят по улицам никем и ничем не занятые. Сейчас есть разные кружки, но их мало, работают они теперь как-то неактивно, и еще все это платное, а сейчас не каждый может себе это позволить. Еще одной причиной пьянства молодежи может быть то, что они простокопируют своих родителей.
– А как относится Таня к твоему намерению поселиться возле Тиберкуля?
– Она, конечно, против. Хотя с другой стороны она и говорит, что не против пожить в деревне, козочку хочет завести. Ну, а потом мое решение поселиться там еще не окончательно – может быть еще что-то и изменится.
– Что должно измениться, чтобы ты остался?
– Должен измениться я сам, мои убеждения, жизнь и вообще что угодно.
Фото:
2. Егор и Танечка, которая мечтает завести козочку.
3. На показательных выступлениях в Муздрамтеатре. 1997 год.
4. В гостях родной сестры Светы. Кызыл. 1999 год.
5. Братья. На дне рождения сродного брата Мунира. 9 марта 1996 года.
6. Егор завоевал второе место на соревнованиях по тяжелой атлетике. Троеборие. 9 мая 1998 года.
Беседовала Мария МАМУРКОВА