Недавно он сварил череп молодого мужчины. На очереди следующий.

Кастрюля эта самая обычная: желтенькая такая, эмалированная – в такой дома борщ варю. А он варит в ней… человеческие черепа.

Вываривает долго, тщательно, со знанием дела – сказывается практика, пока булькает жуткий бульон, любуется на плавающих в просторном аквариуме рыбок – это у него хобби такое – рыбок разводить в свободное от основной работы время.

Испугались? Но вынуждена разочаровать любителей паталогических “ужастиков”. Сергей Виниченко – не маньяк-каннибал, черепа он варит по долгу службы, потому что работает в отделе специальных исследований экспертно-криминалистической службы МВД Республики Тыва. Проводимое им исследование называется “экспертиза гнилостно-измененных трупов”, проводится оно по кистям рук и черепов неопознанных человеческих останков, найденных в самых разных уголках республики. После процедуры варки, в результате которой от черепа отделяются (как бы это помягче выразиться?) все гнилостные наслоения, он в результате обработки приобретает совсем нестрашный вид – белоснежный, отполированный. Для сравнения Сергей Викторович показал два черепа – один еще недоваренный и другой – законченный. Принадлежали они двум погибшим насильственной смертью молодым мужчинам до 40 лет монголоидной расы. Это наметанный глаз эксперта определяет безошибочно.

Куда же он девает черепа после завершения всех экспертно-криминалистических и следственных действий, ведь по количеству умышленных убийств на душу населения Тува – на первом месте в России, а значит и работы по неопознанным останкам все прибывают? Если находятся родственники идентифицированного по останкам, то по их просьбе отдают им (был один случай – родные забрали и захоронили череп). Но обычно таких просьб не поступает, и Сергей оставляет черепа в отделе – для коллекции.

Благо сейчас в отделе просторно, мест на всех хватит – в ноябре все эксперты-криминалисты Тувы выбрались из душных подвалов и каморок, где они разрозненно размещались, и объединились в новом двухэтажном здании по улице Ленина, дом 66. А 21 декабря экспертно-криминалистическая служба МВД РТ торжественно, с приглашением прессы, отпраздновала новоселье.

Принимая огромный символический ключ от строителей – начальника ОКСа МВД РТ полковника Сушкова, руководитель экспертно-криминалистической службы полковник Елизарьев просто сиял от счастья (на снимке слева). Мне кажется, он при получении собственной квартиры так не радовался, как в этот момент. Еще бы – с 1990 года добивался он этого дня. Сколько бумаги извел, доказывая: без сильной криминалистической службы, объединенном в одном здании, без современного оборудования преступность в Туве не победить. И вот, спустя десять лет, став из старшего лейтенанта полковником, добился своего – 4 миллиона (сметная стоимость здания), выделенные МВД России, превратили недостроенный детский садик МВД, заброшенный в конце эпохи “перестройки”, в двухэтажный криминалистический центр. И место очень удобное: недалеко следственный изолятор, морг – все рядом. Из 29 сотрудников четверо обязательно дежурят в ночное время, готовые к любому срочному вызову. И, о счастье, теперь у каждого эксперта есть даже свой собственный стол! Прежде в своих подвалах-каморках они даже этого не имели.

С гордостью водил нас Сергей Елизарьев по кабинетам. При этом все сотрудники, хоть и были в штатском, моментально вставали и вытягивались возле своих столов – очень мне понравилась такая дисциплина, даже размечталась – не ввести ли такой же порядок у себя в редакции? Лаборатория автотехнических исследований, фотолаборатория, отдел специальных исследований (бухгалтерские, физико-химические), лаборатория исследования пищевых продуктов, биологическая.

В одной из комнат – картотека. В ней 17,5 тысяч дактилокарт – отпечатки ладоней, каждого пальца в отдельности тех, кто был осужден, задерживался по каким-то причинам и даже просто попадал в вытрезвитель. Но этого мало. На трехсоттысячное население Тувы необходима картотека в 200 тысяч отпечатков – тогда выявить преступника, оставившего свои “пальчики”, будет совсем легко. Сейчас дактилокарты сличают с обнаруженными на месте преступления отпечатками при помощи компьютера. А раньше – на глазок. Среди криминалистов ходит легенда об суперэксперте Александре Николаевиче Иванове, который начинал каждый свой рабочий день с тренировки глаза на отпечатки пальцев и добился в этом деле непревзойденного совершенства.

Показал нам Сергей Геннадьевич и специальное помещение с миленьким таким названием “Отстрелочная комната”. В нем – пулеулавливатель (не путать с пылеулавливателем): труба набитая специальным сверхточным волокном кевларом, в которую стреляют, проводя экспертизы, связанные с оружием, пулями. И еще, подняв круглую крышку люка, позволил заглянуть в черноту глубокого подвала, который собираются оборудовать для стрельбы в масло.

Оборудовано, как должно, здесь еще не все. Здание-то есть, а на современное оборудование денег не хватило. Но полковник Елизарьев не унывает и уверен – добьется и этого. “У нас будет сильнейшая в Сибири криминалистическая лаборатория”, – поделился он своими планами. Очень рассчитывает он на 300 тысяч рублей, заложенных на оснащение лаборатории в бюджет РТ, а особенно – на миллион рублей по федеральной программе борьбы с наркотиками. Эти средства ой как нужны сейчас Туве, в последние годы становящейся печально-известной в России, как республика – крупнейший поставщик наркозелья. Если в 1993 году эксперты проводили всего 200 экспертиз по изъятым наркотикам, в год, то в 2001 году – более 2000.

Подведя итог, Сергей Елизарьев отметил особую роль появления в Туве главного мозгового центра криминалистики министра МВД РТ Сергея Монгуша, который, по его мнению, очень правильно и глубоко увидел главный пробел в борьбе с преступностью и сумел его заполнить. В словах полковника чувствовался не служебный дежурный реверанс в сторону шефа-генерала, а искренняя благодарность профессионала, преданного своему делу.

А в том, что полковник – настоящий профессионал, я убедилась на товарищеском ужине в честь новоселья, данным криминалистами в кафе “Огонек”. Вручая им для библиотеки службы книгу “Люди Центра Азии”, предложила главному криминалисту Тувы тест на идентификацию личности: опознать по фото двухлетнего ребенка на 332 странице книги сегодняшнего взрослого человека. Сергей Геннадьевич посмотрел на фото и тут же ответил: “Это полковник МВД Юрий Яковлевич Норбу!” Классная работа! Но и “Центр Азии” не опозорилась перед экспертом: предложенный Елизарьевым тест на нестандартность мышления, который он задает всем перед приемом на работу, я выдержала успешно, получив авторитетную аттестацию: “Экспертом работать можете!” А это, как сказал полковник Елизарьев, увлеченный своим делом, – высший комплимент для женщины.

Надежда Антуфьева
  • 3 922