Интронизация по-тувински, или восхождение на Львиный трон
Как бы смотрелась интронизация папы Римского в Ла Скала или патриарха Всея Руси Алексия в Большом театре? Сложно представить, но можно. Наш театр, конечно, не Большой и не Ла Скала, но мероприятие, сравнимое по масштабу с коронацией папы Римского или патриарха Алексия произошло и в Туве. Пройдет время, и потомки будут вспоминать 28 и 29 марта как исторически важные для Тувы: 28 прошла интронизация (прим: торжество по случаю возведения на престол главы церкви) официально третьего, досрочно избранного, Камбы-ламы Тувы, 29 – подписание Протокола о намерениях создать Координационный Совет традиционных буддистов России.
Народу собралось в зале больше обычного, многие стояли. Ведущий празднества, а это именно праздник для верующих, Орлан Дамба-Хуурак открыл вечер приветствием и возвестил о выходе нового Камбы-ламы Тувы, и под религиозное пение, восторженные крики собравшихся в окружении монахов из верхних дверей к сцене проследовал невысокого роста человек с бритой головой и сел на “трон” справа (прим: трон называется Арзылан-дужулге – Львиный трон). Собравшиеся вокруг монахи запели молитву в честь новоизбранного. 35 минут чтения сутр, то ускоряющегося, то затихающего, как в замедленном кадре, люди вынесли стойко: стояли со сложенными молитвенно перед собой ладонями и покорно ждали конца чтения сутр, и никто не спешил сесть.
Затем Камбы-лама дал священную клятву, которую народ внимательно выслушал. Всегда, когда люди дают клятву, особенно высокопоставленные лица, хочется видеть выражение лица. К сожалению, окружившие своего нового руководителя священнослужители не дали возможности видеть лицо Камбы-ламы. Казалось, монахи несколько неуютно чувствовали себя на сцене – все-таки место для зрелищных мероприятий, и религиозное мероприятие никак не сочеталось – зрителям все время хотелось похлопать даже тогда, когда это, в общем-то, не принято. Тем не менее священнослужители достойно провели весь ритуал. Только вот многие, к кому я потом подходила с вопросами, об этом событии узнали случайно: проезжая мимо, от знакомых на улице.
Насколько событие было серьезным, обычно судят по рангу приглашенных гостей: ширээтэ-лама (настоятель) Санкт-Петербургского буддийского храма “Дацан Гунзэчойнэй” Буда Бадмаев, являющийся учителем, наставником почти всех тувинских послушников, в том числе и нынешнего Камбы-ламы, ширээтэ-лама Центрального Калмыцкого хурула “Туптен-Геден Шеддуп Чойхорлинг” Санже Огулов, ширээте-лама Иволгинского дацана, ректор Буддийского института “Даши Чойхорлинг” Дагба Очиров, соржу-лама Управления Камбы-ламы Байыр Шыырап, пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи (общины) России, известный переводчик Борис Дондуков, известный художник-иконограф из Монголии Мохбатор, приглашенный для оформления храма Цеченлинг и Барун-Хемчикского дугана и другие гости из Бурятии, Индии, Монголии, Калмыкии.
Традиционно по буддийскому обычаю выходившие после приветственных речей, преподносили кадак, в основном белый. Много интересного, просто познавательного в плане знакомства с “желтой религией” узнали в этот вечер собравшиеся.
Каждый выступавший, поздравляя, говорил о достойном выборе, желал новому главе тувинского духовенства продолжать распространять и развивать учение Будды, работать во благо своей республики и добра, “Ламы существуют только для вас,” – определил призвание священнослужителей Санже-башкы, обратившись к сидящим в зале.
Из всех речей мне очень запомнилось выступление гостя из далекой Индии гелонг Сотпа Гьяцо, который стоял спиной к зрительному залу и как бы беседовал с Еше Дагба, переводившим его слова, разъяснял, словно старший учит младшего: что означает белый кадак, который он принес Камбы-ламе. “Почему я принес белый? – начал башкы и повесил кадак на микрофон, словно на ветку дерева. – “Пусть его душа будет такой же белой, как цвет этого кадака”. Затем он подал кадак собеседнику, растянул его и сказал: “Края кадака ровные и прямые, как стрела. Пусть путь вашего Камбы-ламы будет ровным и гладким, пусть работа ладится”. Потом, взяв почти невесомый кадак, немного подбросил его вверх и погладил: “Он такой нежный и мягкий. Пусть душа его будет такой же мягкой и доброй, как этот кадак”. В заключение сказал: “Кадак такой длинный, как длинно и вечно учение Будды, показывает его длинный путь развития”.
Был небольшой конфуз, когда ведущий объявил о выходе руководителя администрации президента Республики Тыва, а после недоуменного молчания и спикера парламента – ни вновь избранный Глава правительства, ни председатель парламента не почтили сие мероприятие своим присутствием.
Ни одно празднество не обходится без плясок и песен. В этот вечер пришли порадовать главу духовенства и гостей “эдегейчики” Вячеслава Донгака, танцы, песни, в основном религиозной направленности, перемежались с выступлениями гостей, представителей разных партий, кожуунов. Кроме “Эдегея” выступали известные группы “Чиргилчин”, “Чангы-Хая”, Ляна Ондур, ансамбль “Саяны”, симфонический оркестр и другие.
Только в половине десятого, когда закончились выступления и праздничные номера, народу было разрешено подойти к Камбы-ламе и получить его благославение.
Если забыть, что это театр (ну нет у нас больше более менее приличного здания, в котором и микрофоны бы были расставлены, и мест бы хватало), что Орлан Дамба-Хуурак выручал сидящих, напоминая, что тут де лучше встать, а тут можно и посидеть, если не обращать внимания на то, что большая часть прихожан отходила спиной от его святейшества после подношения кадака – ну учить нас надо еще, всего-то второй раз такое событие, – то церемония, можно сказать, состоялась. Но вопросы капризно и назойливо не давали покоя.
За кулисами тувинские священнослужители охотно объясняли, что за божество изображено на полотне (это была танка с изображением богини Норжунмаа, сохранившаяся еще со времен Верхне-Чаданского хурээ благодаря музею). Но на вопрос “почему переизбрание произошло раньше срока”, они смущенно замолкали, а Еше Дагба улыбнулся и отрицательно покачал головой. Тогда я договорилась с заместителем Камбы-ламы по внешним делам Лопсаном Монгушем о встрече с новым главой тувинского духовенства.
В понедельник, 1 апреля, в назначенный час я пришла в управление Камбы-ламы. Монахи меня встретили настороженно, мне показалось даже слегка неохотно, но очень вежливо.
Камбы-лама Март-оол Норбу-Самбуу родился в Бай-Тайгинском кожууне в селе Тээли. Ему 31 год. Он является старшим из двух детей своих родителей. Сами родители, отец Николай Хертекович Норбу-Самбуу и мать Чечек Хертековна Маскыр, из многодетных семей: 12 и 14 человек. Серьезно начал заниматься религией с 1994 года. Учился в Санкт-Петербургском высшем буддийском колледже, в Индии (институт Дерпун Гомон), имеет сан гелонга (по-тувински “хелин”). Получил монашеское имя, данное его наставником в Индии, Лопсан Туптен.
– Уважаемый Март-оол-башкы, поздравляю вас с таким высоким доверием, которое оказало тувинское духовенство, выбрав вас своим главой. Когда вы узнали о том, что станете Камбы-ламой, кто предложил вашу кандидатуру?
– Кандидатуры выставляются определенными людьми. На съезде предлагают, затем выбирают. Несколько людей предложили меня, еще три кандидата было – выбрали меня.
– Съезды часто проходят?
– Раз в три года. Бывают еще экстренные раньше срока.
– В каких случаях созываются экстренные?
– При тяжелой болезни Камбы-ламы, в связи с грубым нарушением,
– Что входит в разряд грубых нарушений у монахов?
– Если не справляется со своими обязанностями, нарушение обета монашеского, много их, очень много.
– А какие обеты есть у Камбы-ламы?
– Высший духовный обет – обет гелонга, их 253 обета.
– Не могли бы вы перечислить хотя бы самые главные или первые пять?
– Если я произнесу, это уже будет грехом для меня, я не должен разглашать свой обет, когда я даю его, никто не должен этого слышать. Основные: не убей, не укради, не лжесловь, не прелюбодействуй.
– По правилам Камбу-ламу выбирают раз в три года, а у предыдущего, Еше Дагба, срок еще не вышел. Что послужило причиной его переизбрания, что он такое совершил?
– Мне бы не хотелось об этом говорить, сами понимаете.
– Может быть, ваш заместитель Лопсан-башкы ответит?
– Вам ответят, сейчас подойдут еще другие ламы.
– Церемония интронизации проходила в театре – месте зрелищных мероприятий, шоу. Почему?
– Это была вторая часть. Первая часть прошла по традиции здесь. У нас дуган маленький, много народу не поместится.
– Сейчас погода теплая, во дворе хурээ не хватило бы места?
– Погода очень изменчивая, мы не хотели, чтобы люди себя плохо чувствовали: мерзли или уставали, ведь это все проходит долго.
– Во время чтения сутр мне все время хотелось стать на колени, но увы… Как вы думаете, насколько грамотен наш народ в отношении “желтой религии”?
– Вера в тувинском народе не потерялась. Вы же знаете, в течение семидесяти лет здесь молчали о нашей религии. Если семена посадить, дерево не сразу вырастет, так и здесь. Нужны годы.
– Когда вы узнали о существовании этой веры?
– Тогда не говорили об этом. Начали интересоваться в 80-е годы, когда по телевизору рассказывали о монахах Шао-Линя, в местных газетах писали о том, что юноши из Тувы едут учиться в Китай. Меня это очень заинтересовало.
– Ваши родители не воспротивились вашему выбору, ведь все-таки быть монахом нелегко – столько обетов?
– Нет, они даже обрадовались и поддержали меня. Да, быть монахом труднее, чем обычному человеку.
– Можно ли монаха вообще изгнать из монастыря, отлучить, если выражаться терминологией христианства, от церкви?
– Если монах не соблюдает своих обетов.
– А как можно узнать это?
– Это очень легко (тут только башкы улыбнулся).
– Среди 253 обетов Камбы-ламы есть обет безбрачия?
– Да. Все, кто имеют высший духовный сан, дают такой обет.
– Перед принятием обета вам дается время на обдумывание?
– Да, это сразу не приходит. Мы же не один год думали. Потом сознательное решение принимается.
– У вас были колебания? Было ли желание от всего этого отказаться?
– Даже мысль такая недопустима – это уже считается грехом.
– А ради чего вы отказываетесь от земных благ?
– Ради учения Будды.
Пока мы беседовали, подошли Буда Бадмаев, Санже Огулов, Лопсан Монгуш. Беседа с Буда-башкы и Санже-башкы об учении Будды, истории, будущем Тувы, о различных религиозных сектах, о нравственности, о проблеме преподавания буддизма в школах могли увести от главной темы нашей беседы, и я настойчиво задала свой вопрос: о причинах досрочного переизбрания Камбы-ламы Тувы. Разговор пошел натянуто, особенно был взволнован Лопсан-башкы. Я постаралась объяснить, что наша обязанность – дать ответ читателям, которые пишут, звонят: “Это ведь ваши прихожане, ваш народ”. И только тогда монахи переглянулись: ну ладно.
Буда-башкы: Никаких внутренних конфликтов в связи с избранием нового Камбы-ламы нет. Это все решается мирно.
Никаких внутренних конфликтов в связи с избранием нового Камбы-ламы нет. Это все решается мирно.Лопсан-башкы: Нам не нравится то, что пишут в газетах об этом. Например, то, что Март-оол Норбу-Самбуу не имеет духовного сана, это неправда. Он имеет сан гелонги, как и Еше Дагба, Норбу-Самбуу раньше получил этот сан. И к организации “Хостуг Тыва” мы не имеем никакого отношения. Печально читать такие статьи. Мы все дружно живем. Долаан-башкы (прим: предыдущий Камбы-лама) занимает сейчас очень высокий пост – Кенсур-ринпоче. Этот сан, в отличие от звания Камбы-лама, остается на всю жизнь, а Камбы-лама сменяется через три года.
Нам не нравится то, что пишут в газетах об этом. Например, то, что Март-оол Норбу-Самбуу не имеет духовного сана, это неправда. Он имеет сан гелонги, как и Еше Дагба, Норбу-Самбуу раньше получил этот сан. И к организации “Хостуг Тыва” мы не имеем никакого отношения. Печально читать такие статьи. Мы все дружно живем. Долаан-башкы (прим: предыдущий Камбы-лама) занимает сейчас очень высокий пост – Кенсур-ринпоче. Этот сан, в отличие от звания Камбы-лама, остается на всю жизнь, а Камбы-лама сменяется через три года.– Чисто монашеские дела, касающиеся его сана он отлично исполняет: чтение сутр, рисование, молитвы. А организаторские способности отсутствуют.
– Чисто монашеские дела, касающиеся его сана он отлично исполняет: чтение сутр, рисование, молитвы. А организаторские способности отсутствуют.
– Да, неопытен. Наверно, это была ошибка в выборе тогда. Он и сам тогда отказывался. Мы являемся еще и юридическим лицом. Каждый год мы как организация должны предоставлять в Министерство юстиции информацию “о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включающих в единый реестр юридических лиц” (прим: п. 9 статьи 8 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 19 сентября 1992 г.).. А к 16 января 2002 года – прошло уже четыре года. В прошлом году первого июня Минюст проверял нас – отправил комиссию. В ходе проверки с 1997 года практически ничего не было сделано, а это считается огромным серьезным нарушением устава. Комиссией был составлен акт, а предписание Минюста отдали Камбы-ламе. Нам был дан срок до первого июля 2002 года. Обо всем этом Камбы-лама никого не оповестил. Мы узнали случайно, а документы пришлось брать из Минюста. Как юридическая организация мы ничего не сделали.
– Да, неопытен. Наверно, это была ошибка в выборе тогда. Он и сам тогда отказывался. Мы являемся еще и юридическим лицом. Каждый год мы как организация должны предоставлять в Министерство юстиции информацию “о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включающих в единый реестр юридических лиц” (прим: п. 9 статьи 8 ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 19 сентября 1992 г.).. А к 16 января 2002 года – прошло уже четыре года. В прошлом году первого июня Минюст проверял нас – отправил комиссию. В ходе проверки с 1997 года практически ничего не было сделано, а это считается огромным серьезным нарушением устава. Комиссией был составлен акт, а предписание Минюста отдали Камбы-ламе. Нам был дан срок до первого июля 2002 года. Обо всем этом Камбы-лама никого не оповестил. Мы узнали случайно, а документы пришлось брать из Минюста. Как юридическая организация мы ничего не сделали.
Мы все провели разговор с Камбы-ламой, он согласился (Лопсан-башкы показал мне Устав, п/п 5 “в” пункта 7 которого гласит, что “в случае грубого нарушения Камбы-ламой административной и буддийской канонической дисциплины” он может быть смещен досрочно). От тайного голосования все отказались – решили честно, открыто выступать. И большинство голосов, за исключением четырех воздержавшихся, было отдано Норбу-Самбуу. По просьбе священнослужителей мы пригласили юрисконсультанта из Минюста и переводчика, они были с нами от начала до конца. Все, что у нас проводилось, было законно.
А в эти дни за такой короткий срок мы сделали очень много, можно сказать то, что не было сделано за пять-семь лет. Например, за семь дней сделали полный ремонт хурээ. Мы очень благодарны ПРЭП “Жилье” – очень помогло нам. Полностью обновили. Все делали монахи, своими руками. Самое главное – наконец-то решили вопрос, который ставился еще 6 июня 1995 года: о создании Координационного Совета. 29 марта – мы подписали Протокол о намерениях создать Координационный Совет буддистов России в составе представителей Тувы, Бурятии и Калмыкии. Такое великое событие произошло в центре Азии. Последний раз такое создавалось в очень тяжелые времена – в 1946 году в Улан-Удэ.
– Будет ли наказание Еше Дагба за то, что он вовремя не известил духовенство?
–Мы хорошо его понимаем, у него впереди еще очень много дел, он еще раз может быть избран Камбы-ламой, опыт ему нужен. Мы ему поможем.
Мы еще долго говорили. Об отношениях с православной церковью Лопсан-башкы сказал так: “Мы тесно сотрудничаем с православной церковью, с отцом Алексием близко общаемся, дружим, решаем вместе проблемы. Приветствуем, что положен камень для постройки нового православного храма, это правильно. Мы должны вместе работать в деле духовного возрождения народа”.
–Пользуясь случаем, хочу спросить, почему хурээ построено около спортивного стадиона?
–По проекту это место идеально подходит для хурээ, а в генплане города перенос стадиона уже предусмотрен.
–Тогда почему новое здание вы хотите строить около аэропорта, на не менее шумном месте?
–Место специально выбиралось. Там будет большой буддийский комплекс. Все дороги в разные кожууны сливаются здесь, людям будет удобно.
–То есть все дороги будут вести в храм?
–Да, так и должно быть.
Светлана Монгуш