Пресса Тувы и о Туве
"ЖУРНАЛИСТ"
Редактор Генадий Мальцев(г.Москва)
В четвертом выпуске журнала опубликована статья Виталия Челышева «Удача, улыбнись Айныку». Молодой художник из Тувы считает себя невезучим. Ему сейчас 26 лет, он родился в селе Арыг-Бажы, учился в кызыльской школе №2. Потом легко поступил в Московскую среднюю художественную школу, но закончить не сумел, за-то поступил в МГАХИ име-ни Сурикова, проучился три курса и его выгнали: «За дисциплину. Выпил, подрался». Но автор не считает, что Айныку «не везет»: «Да тебе всю жизнь везло! Как на салазках катило от удачи к удаче! А ты с санок этих спрыгивал». Но как бы то ни было, а художник Айнык замечательный: «Я же один за другим откладываю чернобелую графику: тувинские и славянские лица, странные динамичные композиции, быстрый штрих несущегося всадника, бешеное фехтование линий, из которых вдруг проявляется греющаяся у костра в тайге».
По сути, Айнык хороший маленькая группа людей, парень, но мало приспособленный к жизни. В 2000 году он работал в «Плюс Информе», автор не считает, что его газетные рисунки были действительно удачными. Сейчас он без работы, да и без жилья, «перебивается в ночлежке». «Неужели судьба, имевшая высокое предназначение, должна обрушиться из-за юношеской глупости?».
Глупость не глупость, а ответственность перед своим талантом у художника должна быть, надеемся, что все будет мы вместе с автором статьи хорошо, и «удача снова улыбнется Айныку».
"ФИЛОСОВСКИЕ НАУКИ"
(г.Москва)
Во втором номере этого журнала, который издается с 1958 года, опубликована статья Чимизы Даргын-оол «Роль культурного фактора в модернизированном развитии российских регионов».
Не статья, а конфетка, сладкая сочная малиновая барбариска - вот первое впечатление от нее (если, конечно, такое можно сказать о научной статье в солидном издании). Прекрасно логически выстроенная, завершенная и закругленная, изложенная научным, но ярким и образным языком, это ли не подарок для всех, кого волнуют проблемы культурного фактора. Например, описывая ситуацию в Туве начала прошлого века, Чимиза пишет: «В плане культурного взаимодействия произошло более существенное: тувинцы, соприкоснувшись с новым образом жизни, увидели пример активного и эффективного хозяйствования. Русские переселенцы, большая часть которых была обедневшими крестьянами, искавшими лучшей жизни в новых местах - были одними из примеров классического «бегства» от государства. Они стали активной социальной группой, которая осваивала «дикое» поле с полной самоотдачей. Их пример удивлял, поражал, вдохновлял и пугал одновременно. Сама Тува не имела достаточных внутренних резервов для дальнейшего развития. Размеренный ход кочевой жизни, огромный социальный разрыв, нищета основной массы населения и освященные религией установки на подчинение - не могли обеспечить дальнейшее существование и сохранение этнической целостности при постоянных внешних давлениях. … А учитывая то, что в тувинской культуре также характерным является гостеприимство и открытость, неудивительно, что в большинстве своем контакты с представителями северной державы носили характер установления личных дружеских отношений».
Эту работу хочется цитировать и дальше, но, надо надеяться, что какое-нибудь издательство возьмет на себя труд напечатать его полностью. Регионалистика - новое и перспективное направление, оно еще недостаточно разработано, не все термины проработаны окончательно, много относительно спорных моментов. Не определено и само понятие «регион» - оно имеет разные границы применения, с точки зрения подходов можно говорить о международных, политологических, социально-философских, исторических, юридических определениях. Все это очень интересно. Чимиза Даргын-оол рассматривает основу разнообразия модернизационных процессов в российских регионах, определяет основные типы национальной политической культуры. Например, «проявление патриархального типа политической культуры можно наблюдать в Туве, участнической - в Москве. В целом, в стране преобладает подданическая культура».
В общем, читать надо статью, и в первую очередь тем, кто занял свое место в новом парламенте Тувы. Может быть, им удастся выявить в статье именно то рациональное зерно, которое поможет по-новому организовать жизнь Тувы.
"ВЕСТИ"
Редактор Августа Переляева
Заканчивается избирательная кампания, и некоторые газеты могут опять временно прекратить свое существование. Будем надеяться что с «Вестями» этого опять не произойдет, тем не менее, лучше поторопиться с обозрением газеты, пока она издается. Две заметки А. Донгак в 19 номере: «Сумасшествие под звон стаканов» и «Принцип домино» показывают в первую очередь молодость автора. Дело даже не в том, что в первой заметке А. Донгак пишет: «После отъезда родителей жениха Бушмановых с дочерью домой, молодые еще погуляли по берегу Енисея», (попробуй разберись, кто чей жених, впору как в пьесах давать список действующих лиц). Молодость автора видна больше во второй заметке: «Человек рождается для того, чтобы банально оставить потомство» (каково!), и дальше: «Тонких Евгений Петрович, еще не старый, 1971 года рождения».
Хочется процитировать Сталина: «Что делать будем? Завидовать будем!». Завидовать будем и молодости автора, для которого едва за тридцать - человек «еще не старый», и тому, что у него все впереди.
"Слово"
Редактор Анна Лачугина
Виктории Ховалыг и Инне Черкасовой удалось найти интересного собеседника - менеджера новозеландской туристической фирмы Риса Ирвинга, интервью с ним опубликовано в 21 номере: «Шаманка меня прогнала». Немного похоже на рассказы Задорнова, когда он рассказывает о непохожести представителей разных народов и о курьезах, с этим связанных. Например, Рис говорит о домах: «Видел разные жилища: юрты, деревянные избы, квартиры. Конечно, они отличаются от наших домов. У нас в каждом доме бассейн, сад». Фраза, которая легла в заголовок - результат тоже несколько комического события: «Неприятно поразила встреча с шаманами. Я иду по берегу Енисея, около обелиска «Центр Азии» увидел шаманскую юрту и решил сфотографировать ее. Но тут выбежала шаманка и начала меня прогонять. Как я потом выяснил, фотографирование - тоже платная услуга местных шаманов». Еще Риса Ирвинга удивляет количество пьяных: «Нет еще и двенадцати часов дня, когда они успевают напиться?». Хотя, когда он был в гостях: «Меня учили тувинскому языку, при этом угощали водкой, было очень весело».
В общем, странные люди эти новозеландцы, но общий язык найти можно. Очень симпатичное интервью получилось у Виктории Ховалыг и Инны Черкасовой.
"Эфир"
Редактор Александр Филатенко
В 23 номере помещена статья кандидата философских наук М. Байыр-оола «Существует ли народная философия». При всем моем уважении к научному званию, хочется сказать, что эта статья вызывает, мягко говоря, недоумение. Автор хочет найти книги по мифологии и первобытной философии? Может быть, и не те книги, изданные на Западе, которые автор хотел бы почитать, но в любой библиотеке можно найти достаточно материалов на эту тему. Часто автор выражает свои мысли очень странно: «Марксисты отвергают романтические домыслы о том, что «Дети природы безмятежно философствовали на ее лоне», но ведь автор пытается показать, что так и было на самом деле, при чем здесь «романтические домыслы»? Или «по утверждению марксистской истории, наши предки были темными, забитыми и отсталыми людьми» - какая «марксистская история» это утверждает? И еще автор почему-то утверждает, что до ХХ века тувинцы жили в условиях первобытного общества. Что-то не в порядке с периодизацией истории?
В следующих номерах газеты М. Байыр-оол «попытается в популярной форме раскрыть сущность основных категорий народной философии тувинцев». Будем надеяться, что это ему удастся без тех неточностей, которыми изобилует вводная статья.
Ирина Качан