Мраморного жеребца на мосту пришлось кастрировать
Ура! 10 июня после ремонта, длящегося два года и пять месяцев, торжественно открылось движение по реконструированному кызыльскому мосту, связывающему левый и правый берег Енисея.
Закончились муки жителей правого берега и дачников, вынужденных пользоваться временной паромной переправой и услугами лодочников-перевозчиков. Теперь никому не придется рисковать жизнью, в нарушение всех правил безопасности карабкаясь на разобранный мост по шаткой строительной лестнице, или тратить лишние литры бензина на дорогу по новому объездному мосту.
Старый городской мост, реконструкция которого произведена из федеральных средств (он обошелся Федеральному дорожному фонду в 135 миллионов рублей) стал лучше прежнего. Надежный - простоит, по прогнозам специалистов, без проблем 50 лет. Без ремонта же он, изношенный за 37 лет эксплуатации, мог просто рухнуть под собственной тяжестью. Красивый: бело-голубой цвет, изящные перила, новое освещение. И главная изюминка моста - беломраморные кони.
С этими конями вышла целая история. Сначала была идея установить на мосту четырех бронзовых коней со всадниками, как в Санкт-Пе-тербурге. Чем мы хуже северной столицы! Однако мечте начальника Управления автомобильных дорог Салчак-оола Санаа не суждено было сбыться. Как у Клодта на Аничковом мосту не получилось. Четыре таких скакуна потянули бы на 20 миллионов, стали бы непозволительной роскошью.
Решили ограничиться более дешевым - около двух миллионов рублей - вариантом. Бронзу - исключили, всадников - сократили, от привлечения засаянских мастеров отказались.
Работа была поручена местному скульптору-камнерезу Александру Ойдупу. Под его руководством и по его эскизам и моделям десять лучших камнерезов республики в течение двух месяцев трудились над четырьмя фигурами из белого мрамора. Этому предшествовала большая подготовительная работа: подходящие мраморные четырнадцатитонные глыбы отбирали прямо в Саяногорском карьере. Важно было выбрать четыре куска без трещин: 2,5 метра в длину, 2,3 метра в высоту и 1 метр в ширину.
Камнерезам пришлось поработать и отбойным молотком, и четырнадцатью специально привезенными из Новосибирска пилами с алмазным кругом. Пять из них сломались - не выдержали саяногорского мрамора, твердость которого не сравнима не только с традиционным для наших камнерезов агальматолитом, но и с итальянским мрамором.
В результате титанического труда у камнерезов, впервые работавших с таким материалом, получились фигуры коней в национальном стиле: как бы увеличенные тради-ционные агальматолитовые фигурки, только монументальные, весом около 8-9 тонн каждая. По две с каждого конца моста: пара - на левом берегу, пара - на правом.
Три коня - без ярко выраженных признаков пола, из-дали и не поймешь - кобыла или жеребец. А вот четвертая фигура, установленная слева у входа на мост с левого берега, получилась самым настоящим жеребцом со всеми присущими ему половыми атрибутами: крупными, броскими.
Как выяснилось, камнерезы вовсе не собирались шокировать этим высоконравственных горожан. Просто как раз у этой глыбы в процессе работы на нужном месте остался целый кусок мрамора, позволяющий изваять жеребца “а ля натюрель”. А так как мастера привыкли экономить казенные деньги и весь исходный материал употреблять с пользой, то ничего резать не стали и сваяли как в природе.
И все бы ничего, только именно в ночь перед торжественным открытием неизвестные раскрасили детородные органы жеребца в красный цвет. Идут горожане рано утром 10 июня на работу, а жеребец сияет алым ...
Вот такое пикантное хулиганство. Впрочем, его, с определенной натяжкой, можно расценить и как искреннее желание внести свою лепту в украшение моста: красное с белым - очень ярко, эффектно. Краску выбрали высококачественную, масляную, несмывающуюся. Посмотрели камнерезы, подумали и решили, чтобы исправить положение, оперативно... кастрировать коня. Тем более, что и некоторые начальники-даргалары выражали свое недовольство жеребячьими вольностями. Так ни в чем не повинный жеребец пал жертвой интриг и завистников, превратившись в существо, уже ничем не смущающее нравственные взоры.
Скандальный анекдот в мгновение ока распространился по городу. Забавно, что особый интерес к нему проявило именно женское население. Читательницы засыпали нас вопросами: было ли это и как именно было? Подтверждаем: что было, то было.
А вот вторую часть анекдота - о том, что отрезанный орган, якобы, подарили, в знак особого почтения и уважения, одному из больших наших начальников, решительно опровергаем. Журналистское расследование это не подтвердило.
Один из обломков я сама лично видела в мастерской нашего известного умельца, заслуженного художника РСФСР, народного мастера-камнереза Дондука Дойбухаа. Кусок белого мрамора, окрашенный красным, дает полное впечатление о внушительности уничтоженной задумки. Дондук Хертекович, старейший камнерез из группы мастеров, работавших над конями, взял обломок на память. Судя по всему, мастер поотцовски сочувствует бедному коню.
Все остальное, отрезанное у животного-страдальца, передали нашему хранителю истории, собирателю редкостей и раритетов Монгушу Кенин-Лопсану - для музейного хранения. Ведь история состоит не только из монументального, но и вот из таких нелепиц и казусов.
...Торжественное открытие моста прошло с подобающей торжественностью. Глава правительства РТ Шериг-оол Ооржак лично перерезал ленточку. Главный дорожник Тувы Салчак-оол Санаа награжден Орденом республики, скульптор Александр Ойдуп получил звание заслуженного деятеля искусств РТ, работающие над фигурами коней камнерезы - почетные грамоты “Тываавтодора” - “За творческий вклад в оформление моста через реку Енисей в г. Кызыле монументальными скульптурами из мраморных камней”.
...На следующую ночь после открытия доморощенные “художники” вновь сделали вылазку к коням, раскрасив уже других мно-острадальных животных в соответствующих местах. Почерк тот же, краска - та же. Из забавного анекдота это уже превращается в полный примитивизм недалеких недоумков. Нет, все-таки далеко нам еще пока до Санкт-Петербурга.
Надежда Антуфьева