Бирюзовое чудо Аллы Саратовкиной

Национальным хором Республики Тыва с полным правом может называться камерный хор училища искусств - детище Заслуженного деятеля искусств РТ, Человека Года-98 Аллы Саратовкиной. Подлинным праздником хорового пения стал 7 июня концерт, посвященный юбилею мастера-дирижера, прошедший в концертном зале родного училища искусств. Окончив его Алла Николаевна отдала училищу всё свое мастерство и энтузиазм.

Созданный 12 лет назад, сегодня хор состоит из 36 человек: 13 мужских голосов, 23 - женских. Дирижер и художественный руководитель Алла Саратовкина объединила в нем не только студентов училища - и тувинских, и монгольских, но и своих коллег-исполнителей, хоровиков. Петь в этом хоре считается за большую честь.

Юбилейный концерт показал блестящую многогранность чудесного хора: тувинские народные, русские, американские песни, Глюк, Рахманинов, Свиридов (один из любимых композиторов Саратовкиной). Хор не только поет, но и органично вплетает в исполнение крики чаек, плеск волн, вой ветра. Ему доступен не только классический вальс «Амурские волны» (моя любимая вещь из репертуара хора Саратовкиной), но и сложнейшие «Снежные стяги» (музыка О.Хромушина, слова Э.Межелайтиса).

Много добрых слов было сказано юбиляру коллегами, ее студентами-выпускниками, руководством. А директор училища Виктор Нагорный преподнес ей изысканный букет особенных, бархатных роз, достойный утонченной натуры Аллы Николаевны. Училище отметило педагога-юбиляра благодарностью и премией. А самое главное, Виктор Нагорный пообещал приложить все усилия, чтобы отправить в 2003 году хор в Красноярск - на весенний фестиваль-капеллу и пошить для него новые костюмы.

Пока же хор исполняет свои чудесные произведения в бирюзово-светлых одеждах. И это бирюзовое чудо достойно петь на самых представительных сценах. Кто его еще не слышал, тот много потерял.

Надежда Антуфьева


Туранцы пишут свою историю

Этим летом Пий-Хемский кожуун отмечает свой 70-летний юбилей. В канун торжества Туранский музей совместно с администрацией района и районным отделом образования провел викторину для учащихся старших классов «Знаем ли мы историю своего родного кожууна?» В викторине, проходившей в два этапа, участвовали все школы района.

На первом этапе нужно было ответить на вопросы, которые касались родного села и местности, где оно у расположено. Особенно интересными были работы ребят из школ поселка Хадын и Шивилиг - Чодуры Тюлюш и Михаила Салчака. На втором этапе уже нужно было рассказать о истории района в целом, а потом еще и защитить свои работы на общем сборе, но и с этим заданием все справились весьма неплохо, так что пришлось присуждать не одно, а целых два первых места, два вторых и одно третье. А Эртине Иргит из Аржаана за свою работу удостоился личного приза. На первое место вышли хадынская школа и туранская №1, на второе - сушинская и туранская №2, третье место заняла уюкская школа.

Работа над вопросами викторины подружила детей и с музеем, и с районной библиотекой, куда они прибегали чуть ли не каждый день в течение двух месяцев, научила их работе с научной литературой и периодикой, помогла лучше узнать прошлое и настоящее не только кожууна и села, но и своих родных - дедушек и бабушек, мам и пап.

Сейчас эстафету приняли учителя, которые пишут истории своих школ. Осенью Пий-Хемский отдел народного образования намерен напечатать их работы отдельным сборником статей.

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА, собкор «ЦА», г. Туран.


Фестивали муздрамтеатра: Казань-спорит, Иркутск-награждает

- Интересно, как выступил наш театр на фестивалях в Казани и Иркутске. Какие привез награды? А. Кужугет.

Как мы уже сообщали, на проходивший с 20 по 26 мая в Казани фестиваль тюркоязычных театров «Науруз», тувинский муздрам-театр повез спектакль «Свидетель - темная ночь» по пьесе Чылгычы Ондара, режиссер-постановщик Алексей Ооржак.

Выбор именно этого произведения для показа на престижном форуме - смелый шаг. Мы хорошо помним, сколько споров было в прошлом году вокруг премьеры спектакля, действие которого происходит в Туве конца тридцатых-начала сороковых годов. Болезненное, неоднозначное восприятие вызвала тогда и трактовка темы сталинских репрессий, проецированная на Туву, и взаимоотношения ее со «старшим братом» накануне вхождения республики в состав СССР.

Резко негативный образ развращенного, беспринципного московского советника неожиданно для постановщиков приобрел для зрителей символический смысл: все плохое, разрушающее добрые традиции и уклад народа шло оттуда - из Москвы. Проанализировав реакцию зрителей и еще раз пересмотрев концепцию спектакля, Алексей Ооржак с согласия драматурга ввел новый персонаж - адъютанта Степана, который пытается урезонить распаясовшегося от вседозволенности майора. Но и Степан не спас положение. Гран-при за спектакль «Кармен» достался крымско-татарскому театру, а споры и совершенно полярные мнения критиков - нашему.

И это вполне объяснимо: по неписанным законам фестивалей главная награда просто не может присуждаться одному коллективу два раза подряд (в 2000 году на фестивале в Уфе наш спектакль «Кто ты, Субедей?» уже завоевывал Гран-при). Да и спектакль достоин споров - о серых вещах просто не дискуссируют.

Полярность мнений критиков наглядно демонстирируют два из них, приведенных в «Информационно-аналитическом бюллетене» фестиваля.

Роза Султанова, кандидат искусствоведения: «Я в восторге и от режиссуры, и актерской игры. Очень деликатно решен вопрос национального характера. Удачна сценография, где каждая деталь в течении спектакля имеет несколько значений. Особо выделила бы образ матери».

Ильтани Илялова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ и РТ, профессор КГАКИ, член жюри: «Тувинский театр всегда удивлял меня своей особенностью, формой, большими философскими размышле-ниями о жизни и о мире. Сегодня этот театр меня разочаровал. Во-первых, тема сталинского террора - это уже несколько отработанная тема. Во-вторых, сама пьеса не профессиональна и не логична. Много нелепостей в сюжете произведения. Сегодня это меня огорчило, тем более, что здесь работают профессиональные актеры и талантливый режиссер. К сожалению, материал оказался чужд самому театру, хотя они по-своему очень серьезно подошли к этой пьесе».

Что касается зрителей, то, как рассказал нам Алексей Ооржак, зал был полон, многие во время представления плакали. Неоднозначная же оценка театроведов и дискуссия, перешедшая из области искусства в область политическую, не обескуражила режиссера: «У меня появились новые мысли о том, как доработать спектакль».

Более гладко прошло 25 мая выступление в Иркутске, на фестивале «Сибирский транзит», проводимом под патронажем Полномочного представителя России в Сибирском Федеральном округе Леонида Драчевского. Спектакль «Вернись, мой друг, вернись» получил диплом. А Станислав Ириль - специальный диплом критиков за исполнение роли Бала и пожизненную подписку на журнал «Театральный Санкт-Петербург», которую он сразу же подарил библиотеке родного театра.

И, что самое главное для актеров, творческая жизнь которых немыслима без поездок, гастролей, они получилив Иркутске массу приглашений: на ноябрьский фестиваль в Бурятию, в Екатеринбург и Новосибирск - в 2003 году. Кроме того организаторы фестиваля обещали в 2003 году организовать для лучших театров, в число которых вошел и тувинский, гастроли по городам Сибири.

Надежда Антуфьева
  • 3 430