Дина Оюн озадачивает Владимира Путина тувинскими выборными проблемами

- 24 июня в Кремле проходила пресс-конференция Президента России с журналистами. Мои знакомые сказали мне, что когда она шла в прямой трансляции, то свой вопрос Путину задала Дина Оюн, моя любимая тувинская журналистка. Я специально включила в 22 часа 55 минут программу РТР, по которой вновь повторяли пресс-конференцию, чтобы услышать ее вопрос. Два часа, не отрываясь, смотрела на экран, но Дины с ее вопросом не увидела. Тогда я решила, что у моих знакомых - слуховые и зрительные галлюцинации. Но они доказывают, что видели и слышали ее, и еще из ума не выжили. Тогда может быть со мной что-то не в порядке?

А.Ондар.

Можете не беспокоиться - с вашими друзьями и с вами все в порядке. Дина Оюн, действительно, была 24 июня в Кремле на пресс-конференции, которую Президент России давал журналистам центральных и региональных СМИ. Подобная широкомасштабная встреча с журналистами проводится во второй раз, первая проходила в 2001 году. На пресс-конференции присутствовало около 700 журналистов, задано 36 вопросов, из них половина - журналистами регионов. В числе этих вопросов был и вопрос из Тувы, заданный Диной Оюн. И в прямой трансляции (12 часов 30 минут по московскому времени он прозвучал и по центральному радио, и по ТВ). И Дину показали.

А вот ночной повтор по каналу РТР оказался не дословным, а с купюрами. Дину с ее вопросом просто вырезали. Всех показали, а ее нет. Я тоже сидела у экрана и, не увидев ее, сначала засомневалась в дочке, сообщившей мне, что днем видела и слышала тетю Дину. Но, как оказалось, напрасно сомневалась.

Я связалась по телефону с Диной Оюн, в настоящее время получающей второе высшее образование в Дипломатической академии в Москве, чтобы выяснить причины этого. Для Дины это тоже загадка. Причины того, почему из повтора вырезали именно ее вопрос, ей неизвестны. Она рассказала, что была аккредитована от газеты "Информ Плюс", сидела в третьем ряду, и лично сам Владимир Путин (а не его пресс-секретарь Алексей Громов) обратил внимание на ее поднятую руку и предложил задать вопрос.

Краткий диалог Оюн и Путина звучал следующим образом (дословная стенограмма зафиксирована в Интернете - на официальном президентском сайте kremlin.ru):

Дина Оюн, Республика Тыва: Республика (Тува) в этом году переживает уже вторые выборы. В марте мы выбирали Председателя Правительства, сейчас у нас формируется двухпалатный парламент из 162 депутатов. И те, и другие выборы проходят с беспрецедентным количеством нарушений выборного законодательства. Это и тот же самый административный ресурс, и просто подкуп избирателей.

Такие же точно явления, как, наверняка, во всех других. Что обращает внимание? То, что все это происходит при попустительстве федеральных структур в регионе, призванных следить за чистотой выборов.

Владимир Путин: Кто конкретно, можете пофамильно назвать?

Дина Оюн: Пофамильно нет, ну как бы Центризбирком республиканский, прокуратура. Создается впечатление, что есть такой негласный договор между федеральной властью и региональной. О том, что мы нарушаем, вы закрываете глаза, а мы, может быть, проявляем лояльность в каких-то уже других вопросах, решениях федеральной власти.

Поэтому, соответственно, подрывается доверие к власти вообще, без ее разделения на федеральные, региональные, муниципальные. Вопрос в том: как Вы считаете, какие меры нужно предпринять для того, чтобы обеспечить все-таки чистоту выборов и вернуть доверие людей к этому демократичному институту?

Владимир Путин: По поводу возможного сговора между региональными и федеральными властями я хочу Вас успокоить. Я абсолютно исключаю какой-либо сговор. Нет никаких оснований для этого, и там задействовано параллельно такое количество различных структур, что мне представляется это малореально. Это, во-первых.

Во-вторых, что касается повышения эффективности контроля. Это речь, конечно, может идти и о совершенствовании законодательства, и Вы знаете, что сейчас эта работа идет, принимаются соответствующие законы. Мне думается, что положительным будет внедрение и многопартийной системы на региональный уровень, необходимое представительство федеральных партий в региональных парламентах должно быть, и тогда этот контроль в значительной степени будет передан туда, в политическую сферу, а не на уровень чиновников.

А что касается непосредственно чиновников различных ведомств, в том числе Центризбиркома, они мне не подчиняются, но с Председателем Вешняковым я обязательно переговорю прямо сегодня, обращу его внимание на те озабоченности, которые здесь были высказаны. Это коснется и соответствующих указаний Представителю Президента. Я обязательно обращу его внимание на необходимость усиления контроля. Спасибо.

Интересно, что на пресс-конференцию в Кремль Дина примчалась сразу же после экзамена в Дипломатической академии (год она проучилась, остался еще год). Успела и экзамен по предмету "Международные экономические отношения" сдать на "пять", и Президента России нашими выборными проблемами озадачить. Кстати, из шести экзаменов пять она сдала на "отлично", а один - на "двойку". Это предмет "История международных отношений", по которому ей предлагали поставить "три", но она решила лучше пересдать осенью, чтобы, подготовившись, сдать на отличную оценку, добавив ее к пяти уже имеющимся.

А Президент России в личном общении произвел на тувинскую журналистку самое благоприятное впечатление (надеюсь, что и она на него - тоже). Вот как отозвалась Дина Оюн об этой встрече: "Владимир Путин ведет себя с журналистами просто классно!"

Надежда Антуфьева
  • 5 204