Книга "Люди Центра Азии" - в Париже!
Тяжелая посылка с двумя книгами от редакции «Центра Азии» приятно тянула руки по дороге с почты домой.
Книга-то солидная получилась (536 страниц) и, следовательно, тяжелая! Порадовало и оформление. И правда, как шутили мы с Надеждой Антуфьевой по телефону, такую книгу не стыдно и президенту Франции подарить!
В книге «Люди Центра Азии-2» каких только интервью не найдешь: и с молодежью типа Егора Чистякова из моего бывшего театра «Балет и мода», и с детьми, и даже с людьми, живущими на свалке.
В первой книге «Люди Центра Азии» были в основном люди, либо прожившие трудную и интересную жизнь, либо известные люди Тувы. Кроме меня – Ирины Ондар, потому что в 1993 году непонятным образом у меня взяли интервью совершенно случайно, считаю так, абсолютно не лукавя.
Журналист Ирина Потапенко, работавшая тогда в газете, почему-то очень захотела со мной встретиться, когда я позвонила в редакцию «Центра Азии» с очередной просьбой пристроить через газету очередного бездомного котенка. Что я сделала на том этапе выдающегося? Ответ: ничего. Ходила по Кызылу, гуляя с крошечной Элечкой, недавно родившейся, собирая и спасая бездомных животных… Вот и все.
Рядом с интервью с такими людьми, как Сергей Шойгу, Каадыр-оол Бичелдей, Надежда Красная, Наталья Ажикмаа-Рушева, Владимир Оскал-оол, Максим Мунзук и многими другими величинами (Президент, «Сокровища мира»…), мне было просто неудобно. Хорошо, что на момент выхода книги в 1998 году Элиза немного подросла, и я успела хоть что-то сделать в Туве. Часто шучу, что не захотела подвести «Центр Азии». Или действительно, как говорят, у газеты легкая рука? Кто его знает…
И вот – второй раз встреча с книгой «Люди Центра Азии»! Теперь уже во Франции, где еще ни разу не видела бездомных животных. Отношение здесь к ним другое. Именно такое, какое я всю жизнь хотела бы видеть у всех людей, общающихся с такими беззащитными созданиями – гладкими, пушистыми, нежными, игривыми – меньшими братьями нашими.
Родные люди: море эмоций и … память
Как оценивается книга? Наверное, по тому впечатлению, которое она производит лично на тебя, конкретного индивидуума.
Книга «Люди Центра-2» для меня – как встреча. Встреча с близкими, с людьми из детства, с людьми из взрослой жизни. Их много, и про каждого узнаешь что-то новое, удивляешься, восхищаешься, переживаешь, плачешь…
Читая книгу здесь, в Париже, я только и вскрикивала: «Ух, ты! Ну, надо же!… Эля, иди скорее, смотри, кого я в книге нашла!» Море эмоций и… память.
Память, удивительно тонко и ненавязчиво управляемая авторами интервью, открывала необыкновенные картины из жизни Тувы с ее прекрасной природой и главным богатством – людьми. Сколько талантов в Туве! И есть тувинцы, разбросанные по миру – и в Сочи, и в Москве, и в Польше даже, оказывается.
…Свое интервью быстро пролистываю. Опять, думаю, зачем про меня? То не так сказала, это…, про любимого ачая мало… Единственное, пристально всматриваюсь в лица моих учеников: как они, где теперь? Не забыли ли мои уроки красоты и грации, мои слова, что если верить, все сбудется? Знают ли, чувствуют, что вспоминаю всех часто и считаю, что лучше вас, мои родные ребята и девчонки из театра «Балет и мода», нет никого, даже во Франции!
Слезы струятся по щекам и, как приятный сюрприз, – незнакомая фотография модели платья незабываемого мастера по трикотажу Веры Васильевой из Каа-Хема. Фото самой преданной и милой манекенщицы Иришки Иусовой, где-то раздобыла Надежда Антуфьева. Даже у меня такого нет! Наверное, Виталий Шайфулин постарался, сколько лет работавший в газете.
Листаю дальше… Здесь, в новой книге, есть люди, с которыми столкнулась по работе: Сергей Олзей-оол, Вячеслав Донгак, Марк Оюн, Алексей Ооржак… Все – своеобразные и замечательные!
Вот – про волшебные руки Людмилы Волошиной. Мне бы ее сейчас сюда в Париж! С французской парфюмерией и косметикой мы бы творили чудеса!
С благодарностью вспоминаю Виктора Вусатого! Помогал – всегда! А какая стильная у него жена! Только в Париже узнала, что он, оказывается, подполковник!
Видите, какие люди есть в книге. Написала шесть предложений подряд, и все – с восклицательными знаками, которые никак не уберешь.
"Сокровище века"
Символично, что самое последнее интервью книги – с Монгушем Кенин-Лопсаном. Это человек из моего детства. Еще маленькой замечала его неординарность. Помню его веселым и смешным, когда Монгуш Борахоевич, специально сделав страшным голос и вытянув губы вперед, спрашивал меня: «Ну, что, обыграю я сейчас твоего папу в шахматы, а?» С ним мой папа, бывший чемпион республики Тува, Ондар Хеймер-оол Опанович, любил сыграть блиц… С ним, башкы Монгушем Кенин-Лопсаном, мы не закончили оформлять для музея материал о моей маме, Коптевой Елизавете Ивановне, авторе первых учебников русского языка для тувинских школ, кандидате филологических наук, долгое время заведовавшей кафедрой русского языка в Кызыльском пединституте.
Кланяюсь до земли Монгушу Борахоевичу за его слова: «Твоя мама была выдающимся человеком», за его понимание, что о людях, работавших для Тувы, надо оставлять память.
То его болезнь, то мои отъезды в Париж не дали нам закончить эту работу.
Берегите его, земляки! Он – действительно человек уходящего века, его сокровище, все помнящий, все и всех знающий.
Дай Бог, еще встретимся и оформим с башкы все, что мы хотели, в его музее! Я верю в это!
Проглотила статью про Марию Андреевну Хадаханэ – это была одна из лучших маминых коллег. Как мама уважала ее за талант от Бога, за любовь к Туве!
А книгу просто не возможно выпустить из рук, пролистываю ее все дальше и дальше…
"Дядя с косичкой". Ежик и Орлашка
Вот – про хоомейжи Конгар-оола Ондара, Элиного любимого певца! До сих пор вспоминает его в Париже – «дядя с косичкой!» И добавляет: «Знаешь, он какой добрый, любит детей, я думаю». «Почему ты так думаешь», – удивляюсь я такому точному выводу (Конгар-оол действительно любит ребятишек). «А он меня, совсем незнакомую девочку, на концерте подошел и поцеловал. Он точно любит детей! Только вот жалко, – добавляет Элиза, – что в книге нет его косички…»
Вот статья про друга детства моего родного брата Игоря Ондара – про Орлана Тинмея. Такой смешной был маленький Орлашка, бегали они вместе с Игорешкой в школе, во дворе… как все меняет время! В книге «Люди Центра Азии» читаю и думаю: «Надо же! Орлан Тинмей! «Я просто стану мэром Кызыла».
Неизвестно, будет ли так, жизнь покажет. Слышала много противоречивых мнений на этот счет. В каждом человеке всегда ищу только хорошее. Хочу подчеркнуть, у Орлана есть редкое и ценное качество – он никогда не забывает друзей. Пользуясь случаем, благодарю Орлана за память о своем друге детства, за помощь в похоронах моего единственного братика.
Видите, «Люди Центра Азии» – вроде простые листы бумаги, а сколько эмоций! Так и плывут мои мысли про печальное, про боль мою не утихающую, про любимого братика Ежика, отобранного судьбой. Как сыночек он мне был, ведь мама рано умерла… будешь, Орлан, на кладбище, не забывай о могиле Игоря. Видишь, опять забросила меня судьба далеко от Тувы… Орлану желаю стать, кем он хочет!
А книга в руках не дает расслабиться, уже за окном зажглись вечерние французские огни, но оторваться невозможно!
Преданная детям
Еще одно воспоминание из детства – театр режиссера Айланы Чадамба. Это она давала мне первые уроки по актерскому мастерству, при подготовке милой сказки про какого-то Солдатика. Я должна была играть куклу Электроночку – этакую современную куклу, говорящую «кибернетически» отрывистыми фразами. Помню, даже придумала я танец на пуантах для этой роли, но…тяга к балету перетянула танцевать. А воспоминания об Айлане Леонидовне остались навсегда как о моем первом профессиональном педагоге по искусству актера. Преданнейший театру и детям человек!
А вот интервью с директором телекомпании «Тува-ТВ» (сегодня она называется «Новый век») Виктором Кузиным, где я раньше работала. Сразу вспоминаю нашу страшно холодную в зимние кызыльские морозы студию на 5 этаже Дома Быта, всех людей во главе с Кузиным, работавших иногда на чистом энтузиазме. Работавших в трудных условиях, для вас, кызыльчане!
Здесь, в Париже, нет холодных зим, не надо работать на одном энтузиазме, но трудному общению с творческими людьми, которые по всему миру одинаковы в своих амбициях (чего стоило сниматься у режиссера-оператора Михаила Подика, требовавшего чуть ли не голливудского профессионализма перед камерой), я научилась именно в телекомпании «Тува-ТВ» демократичного Виктора Кузина.
История любви - как в кино
А интересная жизнь Зои Михайловны Афанаскиной, с которой мы вместе занимали подвал дома, громко называвшегося «Ассоциация «Семья»! Она со своим клубом ветеранов, я с – театром «Балет и мода». Столько лет ее знала, но многие подробности жизни стали известны только после прочтения книги «Люди Центра Азии». Зоя Михайловна, оказывается, и «Женщина Года-97», и член Национальной лиги женщин Тувы… А история любви какая своеобразная, хоть фильм снимай! Вот почитайте, не пожалеете! Умеют авторы книги вызвать на откровенность.
До сих помню, как позвонила Зоя Михайловна мне домой после инфаркта, просила лишний день занятий для репетиции своего клуба «Кому за 60». Коротко – о своей болезни. А дальше – все про них, про своих подопечных, про своих ветеранов, которым она дает жизненные силы, собирая их вместе: «Пусть придут, порепетируют. Волнуюсь, как они без меня столько времени?…»
Быстро-быстро перелистываю страницу дальше. Здорово узнавать неизвестное об известных мне людях!
100$ за час таким инопланетянам!
Журналист государственного ТВ Татьяна Рамазанова. Пока читаю, вспоминаю, как в новогоднюю ночь 2000 года они с Андреем Чымба и Виталием Кузнецовым придумали передачу, где вся эта «блестящая» троица была инопланетянами. Решили почему-то меня задействовать в одном эпизоде. Приехав на репетицию в телестудию, показываю им движения по шейпингу, которые Татьяна запоминает и повторяет лучше всех, успевая еще подгонять при этом Андрея и Виталия, чем очень мне помогла.
Перед самым Новым годом в 23 часа ночи, приехав на студию, я шагнула в «прямой эфир» и ужаснулась, увидев мою троицу в тяжеленных костюмах со скафандрами на голове. Трудно было понять вообще, кто из них кто. Еще труднее было представить, как они будут повторять за мной движения в такой амуниции. Тем более, что лихая балетмейстерская мысль подсказала мне посадить их чуть ли не на шпагат в конце танца, настолько бодро прыгали они на репетиции два дня назад. «В крайнем случае, сделаете полушпагат! – строго заявила я в конце репетиции.
О-ля-ля! Какой полушпагат, какие прыжки с такой «кастрюлей» на голове! Нет, костюмы были эффектны, но не для танца!
Но прямой эфир – это прямой эфир, да еще и в новогоднюю ночь, когда вся Тува была у голубых экранов.
После текста, таким образом (деваться-то некуда, поменять ничего нельзя), инопланетяне мужественно запрыгали за моей спиной.
Татьяна из-под скафандра еще пыталась и считать: «Раз-два, раз-два! Шей-пинг!» Она успевала подыгрывать по сюжету. Чего не скажешь о мужской половине. Они там только дружно пыхтели, ничего не говоря. А когда осталось чуть-чуть до финала, кто-то из них даже взмолился: «Командир! Я больше не могу!»
Попробуйте-ка в праздник сниматься в прямом эфире ночью, да еще в скафандре, да еще со шпагатом в конце шейпинга! Но на то они и журналисты телевидения – выдержали!!! И ошибок почти не сделали.
Когда я ушла из студии (сюжет длился 5-6 минут), великолепная троица, вся в поту, продолжала оставаться в прямом эфире, ведь передача продолжалась. До 2000 года оставалось несколько минут!
«Господи, как они там, в этих жутких скафандрах? – думала я, переводя дыхание в кабинете телестудии. Меня-то сразу отвезли в машине домой. И, проезжая по заснеженному Кызылу, я думала, как же трудно работать журналистом, особенно хрупкой женщине, как Татьяна. Но в книге «Люди Центра Азии», что меня удивило, Татьяна Рамазанова ни слова не сказала о трудностях этой работы. Удачи тебе, твоим инопланетянам и другим коллегам! И зарплату бы повыше за подобные прямые эфиры, долларов этак 100 за час!
Светлое и святое. Александр и Кариночка
Листаю книгу дальше и дальше… Имя еще одного журналиста Александра Матина – сразу комок в горле.
Как так, отчего жизнь порой жестока и непредсказуема? Наверное, такие талантливые и ранимые люди, как Александр, не зря уходят так рано.
Они – выше нас, они – почти святые, они знают что-то, чего нам не понять… А нам-то без них как плохо!
И вновь память, разбуженная книгой, рисует бесконечные кадры живого Александра Матина.
Весна 1999 года, бал газеты «Центр Азии». Весь в работе, в фойе филармонии, Александр берет у меня интервью для радио. Смотрю концерт – вот он выбежал на сцену за поцелуем Галины Мунзук. Веселый, смеется. В зале – сразу оживление. Эх, память, память, которую трудно остановить. Уже в Париже, летом 2001 года, получив газету «Центр Азии» за предыдущие полгода (сразу куча номеров), я с ужасом прочитала про его смерть и гибель дочери Карины. Кариночка, прелестная девушка, нежная и светлая, как цветок, ходила к нам в театр «Балет и мода»… Неужели ее нет?
Вот Александр пишет в своем дневнике: «Недавно в фотографиях, в «Центре Азии», нашел твое фото, дочка. Матери не стал показывать, чтобы не расстраивать».
Прочитав эти строки, я сразу кинулась к фотографиям. Вот оно, это фото с двумя моими ученицами – лучшими, изысканными: Данзы Урана и Матина Карина. Замерли в своих нарядах из коллекции авангардной моды. Я это фото так любила, что взяла с собой в Париж. Второе такое же фото я отдавала в редакцию «Центра Азии» для рекламы театра. Поэтому и увидел Александр фотографию дочки в архиве редакции.
Костюм, кстати, Карина шила сама с сестрой Динарой… из целлофановых пакетов. Помню, как две сестрички, Дина и Карина, пришли поступать в театр и сразу поступили, неразлучные милые девушки с прекрасной координацией движений. Кажется, совсем недавно это было.
У Карины меня, конечно, покорили необыкновенные светящиеся изнутри глаза, которые так нравились и ее папе. Но не это главное было в Карине Матиной. Пишу эти слова для Карининой мамы Тамары: «В Вашей дочери самое прекрасное было – ее душа и сердце! Таких нежных, немногословно-трудолюбивых, возвышенных девушек, какой была Карина, немного на Земле! Спасибо Вам за Карину, мы скорбим вместе с Вами».
Когда на занятиях я начинала говорить манекенщицам: «Самое главное – не длинные ноги, не красота лица, а гораздо больше – ваша индивидуальность, характер, душа…», – некоторые смотрели на меня скучающе-непонимающе. А зря. Трудно было им объяснить, сколько я видела провалов на конкурсах красоты девушек с прекрасными, казало бы, природными данными. Зрителя трудно обмануть. Он, Зритель, чутьем угадывает и внутренний мир девушки.
К Карине мои слова были адресованы в меньшей степени. Чувствовалось, что родители дали сестричкам очень многое. И когда Карину я начинала готовить к конкурсу красоты «Мисс Кызыл», проблема была только в костюмах. Мама Тамара звонила всего один раз, беспокоясь за дочку: «Сможет ли?» «Сможет, сможет, должна участвовать!», – убеждала я ее. «Ладно, попробуем национальный костюм с Алтая привезти».
Читаю дневник Александра Матина дальше, вспоминая Карину. Он прав, что Дине было, наверное, тяжелее всех потерять сестру.
Итак, конкурс красоты. Видели ли бы вы, как помогала Дина своей младшей сестре, как они в конкурсе талантов танцевали вместе «Ча-ча-ча» на большой сцене муздрамтеатра! Я побежала за кулисы кого-то помогать переодевать, слышу – фонограмму оборвали. Не пойму до сих пор – специально что ли? Танец был пикантнейший – две точеные фигурки, одинаковые четкие движения…
Эх, была бы я сейчас в Кызыле, выполнила бы мечту Александра Матина – целое шоу посвятили бы памяти Карины! Эта девушка того стоила!
Но…Кызыл далеко. Эх, жизнь наша непредсказуемая!
И такие эмоции почти после каждой статьи в книге «Люди Центра Азии» о тех, кого знала, люблю и помню всегда!
Книга заставляет задуматься о многих человеческих истинах. И по поводу злобы людской. Но поверьте, она не страшна, если злобу и зависть не замечать. Сколько раз была в подобных ситуациях, как семья Матиных. Не просто люди, а очень близкие люди «били» своим неверием в меня, предательством и сплетнями. Да, верю, горько и тяжело, но всегда говорила в такие минуты: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним».
Есть подобная пословица и у французов. «Сэ ля ви», господа, что значит – такова жизнь. И жизнь покажет, кто есть кто на самом деле.
А семье Матиных я желаю выстоять, и пусть у Дины родится дочка, похожая на Карину, и сыночек с душой и талантом, как у Александра Матина.
Светлая ему память!
С огромной благодарностью за книгу «Люди Центра Азии». (Том 2) из Парижа