И ЭТО РЫЛО - НАШЕ БУДУЩЕЕ?
13 октября – выборы мэра Кызыла. В самый интригующий период, в конце августа-начале сентября, когда формируется команда претендентов, и на выборном горизонте появляется все новые и новые имена, мы решили выяснить: готовы ли избиратели к предстоящим выборам? Не отдадут ли они свои драгоценные голоса первому встречному?
Своего крутого мэра мы рожали всей редакцией. Сначала появился текст обращения к народу: биография и программа. Их со смехом и спорами перекраивали и усовершенствовали до тех пор, пока не получилась вся та каша из обычных, ничего не значащих предвыборных обещаний большинства кандидатов и вставленных в текст откровенно бредовых идей.
Потом родился портрет кандидата. Портрет – собирательный, позаимствовавший части лица и тела у обычных людей, героев наших предыдущих материалов, занимающих видные посты. У одного взяли волосы, у другого – брови, у третьего – глаза, у четвертого – нос, у пятого – волевой подбородок, у шестого – овал лица и золотозубый рот, у седьмого – впечатляющую позу. В результате компьютер выдал то, что получилось... Увидев результат, мы сначала и сами испугались, но потом успокоили себя народными мудростями: в конце концов «с лица – воду не пить» и «не с красотой жить – с человеком».
Сделали мы подписные листы, листовки, два больших плаката с предвыборными обещаниями, фотографией сытого Рыл-оола с пальцами «веером» и сплоченной группой 23 августа пошли в народ – агитировать и собирать подписи в поддержку.
Кызыльчане реагировали на нового претендента в отцы города очень заинтересованно. Реальность этого кандидата с начальным образованием, получившим свое воспитание на улице и проходившего «университеты» в колонии строгого режима, не вызвала у них никакого сомнения.
Даже фамилия, которой в Туве и в помине никогда не было, и та «прошла». Лишь немногие с сомнением говорили: «Фамилия у него какая-то странная, незнакомая…» Еще бы, мы ее придумали, совместив украинско-немецко-непонятную Рыло с таким привычным нашему уху оол. Не насторожило ни загадочное отчество – Эвальдович, ни уголовное словечко в «натуре», вставленное в предвыборный текст, ни обещания Рыл-оола снизить количество абортов, повысить уровень рождаемости и бороться с кариесом и маститом (а это, между прочим, воспаление груди у кормящих женщин), ни его желание развивать в Туве актуальный вид спорта – снайперскую стрельбу. Даже основной предвыборный лозунг нашего интернационального Эвальдовича «Каждому жителю – по здоровым зубам!» не смутил избирателей. Только двое особо внимательных агитируемых, «споткнувшись» на нем, задумались, стали соображать: «Что-то у вас здесь не то». И в конце концов подвели итог: «Вы что, считаете, что народ такой тупой?»
Все остальные восприняли нового кандидата на полном серьезе. Мы предлагали подписаться за нашего кандидата прохожим и уличным продавцам, водителям припаркованных машин, сотрудникам ГИБДД, чиновникам в администрации Кызыла и солидным людям, спешащим в Дом правительства. Действовали все по-разному, как и положено серьезной группе поддержки: кто просто протягивал подписной лист с просьбой «Подпишите», кто расписывал достоинства кандидата, кто, мило улыбаясь и стреляя глазами, «срывал» подписи.
Но всех перещеголял Женя Антуфьев-младший. Его громкое: «Голосуйте за нашего кандидата!» слышалось то тут, то там, и почти всегда агитатор, на все лады расхваливающий Рыл-оола, добивался желаемого результата. В качестве последнего аргумента он приводил уже ставшую привычной в предвыборной агитации фразу: «Подпишите! Вам все равно, а мне рубль за подпись заплатят!» За Рыл-оола, так за Рыл-оола, люди старательно выводили свои подписи. А действительно, чем хуже этот претендент любого другого? За многолетнюю череду выборов горожане еще и ни такого наслушались, нагляделись и начитались.
С особым удовольствием отдал свой голос за М.Э. Рыл-оола бомж с целой сеткой пустых бутылок. Еще бы, он получил за свою подпись рубль и был этому несказанно рад. На предложение внимательно прочитать программу кандидата успокоил нас словами: «Зачем читать? У него все хорошо, все замечательно. Пусть будет мэром.»
Мы вовсю пропагандировали «темное» прошлое своего кандидата:
«Вы же знаете, что у нас есть судимые депутаты и чиновники, скрывающие уголовное прошлое, коррумпированность и связи с криминальными элементами! А вот Мерген Эвальдович не скрывает от людей, что был в местах заключения, он изнутри знает жизнь простого человека, он способен помочь горожанам!!!»
Симпатичный золотозубый молодой человек очень заинтересовался:
– Я тоже сидел. А он в какой колонии срок мотал? Мне бы встретиться с ним, поговорить. Где у него предвыборный штаб?
Мужчина средних лет вступил в дискуссию:
– Ну, ребята, это он перегнул. Как он будет с неорганизованной преступностью бороться? Все обещают, а преступность все равно растет. Нет, одному с этим не справиться... Вы посмотрите: асфальт заплеван, мусор кругом. Сначала надо эти проблемы решить, а потом с неорганизованной преступностью бороться.
Седовласый мужчина на наши слова о том, что кандидат в мэры свою предвыборную агитацию только начал, мрачно заметил:
«Посмотрим, как он кончит!»
Не обещая ничего конкретного, мы несли встречным всю ту чушь, что была написана в программе кандидата, отвечали на вопросы из толпы:
– А что за предприятие у него?
– По производству товаров, необходимых для потребления.
– А когда будут встречи с избирателями?
– Время будет назначено позже, следите за газетами.
Охватив агитацией улицу, мы отправились в администрацию города. Там все, как один, заявляли: «У нас есть свой кандидат». От Жени Антуфьева, снующего по кабинетам и зычным голосом призывающего: «Голосуйте за нашего кандидата!» сотрудницы администрации на всякий случай разбегались. А двое охранников, взяв у мнимого агитатора листовку, тут же скрылись в кабинете мэра – докладывать обстановку.
А у Белого дома акция по сбору подписей сорвалась в самом разгаре. С высокого крыльца сбежал расторопный охранник и разогнал агитаторов. Но несколько листовок с Рыл-оолом все же удалось внедрить в правительство.
А итог нашей акции следующий: в результате двухчасовой агитации 33 человека поставили свои подписи «за» нашего кандидата в мэры. И только трое подписались «против». Неужели мы достойны только Рыл-оола?
А представьте себе, как будут охотиться за вашими голосами настоящие сборщики подписей, которым за каждую подпись пообещают по 10 рублей? Какими пряниками будут заманивать реальные кандидаты, многие из которых баллотируются, лишь бы до мягкого кресла добраться. А там все предвыборные обещания будут благополучно забыты. Каждому ли можно верить? И пусть все, что мы сделали в пятницу 23 августа, только игра – стоит задуматься, можно ли вот так «сдуру» дать «добро» на мэрство кандидату, подобному Мергену Эвальдовичу Рыл-оолу?
Походом по Кызылу наша агитационная кампания не закончилась. 30 августа в №36 «Центра Азии» мы опубликовали и фото, и предвыборную программу, и биографию нашего кандидата. Оформили все, как положено, даже в левом углу мелким шрифтом подписали «Оплачено из фонда братского комитета». Ну, думаем, хоть сейчас все внимательно прочитают, поймут и смеяться начнут, звонить: «Ну, ребята, вы и приколисты!» Не тут-то было. Утром в день выхода «Центра Азии» в редакции появился один из реальных претендентов на пост мэра и, потрясая газетой, стал выговаривать редактору: «Вы почему закон нарушаете? Этот Рыл-оол еще не зарегистрировался, а вы уже его агитационные материалы печатаете?»
Сотрудница Белого Дома с интересом расспрашивала: «Новый кандидат появился. Интересно бы узнать подробнее». Заинтересовались Рыл-оолом и группы поддержки реальных кандидатов: один из них рассказал, что ему звонили его сподвижники и предлагали переманить нового крутого кандидата на свою сторону.
Короче, в чиновничьих-политических кабинетах наш Рыл-оол в натуре наделал шума, там уже начали было перестраивать выборную стратегию и тактику с учетом нового серьезного конкурента. Редакция уже ждала строгих предупреждений из избирательной комиссии: выборный закон-то Рыл-оол, действительно, нарушил – рано агитировать начал.
Наш предвыборный абсурд начинал перерастать в маразм... Рыл-оол из фантома становился все более настоящим. Но, как это всегда бывает и в настоящем предвыборном штабе – произошла утечка информации: случайно затесался в проверенные ряды «штабистов» человек с длинным языком. И проболтался: «Шутка это, мол...»
Работа в высоких кругах по нейтрализации Рыл-оола сразу была свернута, и все политики с самым умным проницательным видом стали говорить: «А я и сам догадался!»
Но не успокаивайтесь, доверчивые избиратели и вдумчивые политики. Мерген Эвальдович Рыл-оол – среди нас! Он – собирательный образ и живет во всех кандидатах. Да и в каждом из нас, раз мы готовы доверить ему свой город.
Когда 13 октября вы будете голосовать, вспомните Рыл-оола!
Надежда Антуфьева,
руководитель предвыборного штаба М.Э.Рыл-оола;
Елена Трушникова,
главное доверенное лицо М.Э.Рыл-оола.
Имиджмейкер М.Э.Рыл-оола Виктор Мусохранов.
В агитационной кампании принимали участие:
Евгений Антуфьев-младший,
Мария Мамуркова (фото),
Ольга Нестеровская,
Виктория Озерская,
Марина Смородникова.
На снимках: горожане внимают агитаторам и подписываются за Рыл-оола.