На кремлевской звезде сидела объединяющая идея
В Москве завершилась неделя Всероссийского фестиваля национальной культуры. В течение семи дней с 7 по 16 сентября на лучших концертных площадках столицы выступали знаменитые профессиональные коллективы: «Березка», «Мэнго», им. М.Гаденко, Игоря Моисеева, «Кабардинка» и другие – более сорока. В их числе был и Государственный ансамбль «Саяны». Художественный руководитель – Татьяна Ондар, директор – Заслуженная артистка России и Тувы Надежда Даржаа.
Говорят, в России нет национальной идеи. Той, которая бы выражала суть всего российского общества и объединяла людей из разных региональных сообществ. Но она есть. Она живет среди нас, витает в воздухе и не может обрести форму. Над тем, чтобы поймать ее, бьются ученые умы, ломают головы политики. На фестивале национальной культуры не сформулированная идея оказалась наиболее близкой к воплощению, потому что была собрана палитра культур, из которых состоит смысл российского богатства.
Для самих артистов фестиваль стал долгожданным праздником общения. В последний раз они собирались в 1986 году на конкурсе – шестнадцать лет назад (!). В советские времена коллективы работали централизовано через систему организаций «Союзконцерта» и «Росконцерта». Была возможность гастролировать по единому графику, видеть работу друг друга, делиться опытом и общаться. С разрушением системы государственные коллективы во всех регионах стали жертвами экономического и политического кризиса. Каждый выкарабкивался как мог. Были борьба, потери, находки. Спустя трудное десятилетие они собрались. И обнаружили, что традиции живы, что работа продолжается. Сообщество профессиональных государственных коллективов вновь почувствовало себя единым целым.
И хорошо, что Министерство культуры России, Правительство г.Москвы и Академия культуры России сделали этот сбор не конкурсом, а просто фестивалем. Ансамбли выступали сообща на открытии 7 сентября в музее-усадьбе Коломенское и на закрытии 16 сентября в Государственном Кремлевском дворце. Между этими днями они радовали зрителей на разных площадках, разбившись на группы по федеральным административным округам. Наш ансамбль «Саяны» выступал 9 сентября в Концертном зале Чайковского, 10 сентября в ДК МГУ. 15 сентября прошли съемки в Останкино для передачи «Утро» телекомпании НТВ. Другие запланированные выступления на открытых сценах не состоялись из-за плохой погоды.
Впервые за последние десять лет «Саяны» отправились за пределы республики почти в полном составе – 40 человек (всего 57): оркестр, танцевальная и фольклорная группы, вокал, горловик. До этого ездили, разбившись на группы. Почти не финансировались. Зарабатывали себе на предвыборных кампаниях. Мы чуть не потеряли этот великолепный ансамбль, созданный в далеком 1969 году. Чудом он остался жив. Выезжать регулярно стали только в последние полтора года. «Саяновцы» рады тому, что ситуация медленно, но меняется. Нынешняя поездка была профинансирована пополам филармонией и министерством культуры республики. Обновили реквизит. Привезли всю концертную программу. Вновь успешно ударили своей самобытностью по столичному глазу.
Можно, конечно, радоваться изменениям в лучшую сторону. Однако, все равно с горечью отмечается богатство костюмов других коллективов, их собственные автобусы с названием ансамбля по всем бортам, большое количество танцевальных пар, обширная рекламная продукция коллег. В сравнении понимаешь, что в других регионах внимания государственным коллективам оказывается больше, потому что это визитные карточки региона. За пределами своей республики, области, края они становятся символами своей государственности, суверенности и экономического благополучия. Поэтому на местах понимают, что к государственным ансамблям песни, танца надо относиться, как к объектам стратегического значения.
В соединении эти региональные символы представляют «удивительную глубину и многоцветье российской культуры», как определил в приветствии фестивалю Президент России Владимир Путин. Особенно это было очевидно на заключительном гала-концерте 16 сентября в Кремле.
Об этом представлении можно говорить в самых восхитительных выражениях. Удачным режиссерским решением стала непрерывность всего действия. Танцевальные группы коллективов сменяли друг друга без пауз. На огромном экране фоном появлялись картины различных пейзажей: степи, горы, тундра, а также изображения изделий народных промыслов – соответственно духу народного танца. Звуки флейт, балалаек, дудок плавно сменялись рокотом кавказских барабанов и гулкими ударами по бубнам. При этом коллективы не просто уступали место другим на сцене, а становились их живым фоном, обрамлением. Стройные девушки из «Березки» с берестяными ведрами проплывали за грациозными горянками с кувшинами из «Ингушетии». Казаки соседствовали с башкирами, якуты с удмуртами, тувинцы с бурятами, адыгейцы с хакасами, оренбуржцы с татарами. Горловик «Саян» Монгун-оол Ондар исполнял сольную партию хоомея в окружении томных и страстных длинноволосых «чаек» из корякского «Мэнго». Народная артистка России Надежда Бабкина со своим успешным творением «Русская песня», вписавшимся в большой шоу-бизнес и оставшимся на плечах традиции, также стала частью этого многоцветья.
Казалось, что вот она здесь и сейчас, в сердце России, Москвы – в Кремле, эта объединяющая всех идея. На заключительном русском народном танце в пляс пустились представители всех культур. В своих национальных костюмах они при этом совсем не потеряли своего колорита. Каждый остался самим собой, но дал другим – и артистам, и зрителям – чувство принадлежности к единому.
Просто замечательно, что при этом не было политиков. Потому что, когда на этой же сцене сидят официальные лица в строгих костюмах, такого ощущения нет. Только вот, покидая в этот вечер Кремль, подумалось, что мы вновь возвращаемся к миру, где продолжается деление на «наших» и «не наших». Национальная идея, посидев пару часов на пурпурной кремлевской звезде, снова упорхнула в воздух...
Чимиза Даргын-оол, собственный