Ульяна АРАКЧАА-ВЕЛИЧКО: "ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ МЕНЯ НАУЧИЛИ СКАЗКИ ДЕДА"

На Тодже, в двенадцати километрах от районного центра, есть маленькое село Ий, по названию небольшой речки, которая соединяет несколько таежных озер. Здесь и живет эта удивительная женщина – Ульяна Маспын-ооловна с двойной тувинско-украинской фамилией Аракчаа-Величко. Вот уже 30 лет Ульяна Маспын-ооловна ездит по Туве, собирает фольклор, записывает имена мудрецов-сказителей, ведет родословную своего прадеда Тюлюша Халдаевича Баазаная.

В 11 лет Ульяна попала в аварию и лишилась ноги, но это нисколько не мешает ее проворству, жизнелюбию, неиссякаемой энергии. Себя называет скалолазкой. “Почему?” – удивляюсь я. Родители Ульяны были скотоводами, а она после аварии пасла овец, лазила по скалам, а в свободное время еще и через скакалку прыгала. Да и сейчас она не изменилась. Когда я приехала к Ульяне Маспын-ооловне, она, очень ловко управляясь со своим костылем, буквально мелькала по дому, по мере ее передвижения на столе появлялись все новые и новые папки: родословные, фотографии, проекты, грамоты… А началось все, когда Ульяна училась в четвертом классе.

– В 1974 году в Улуг-Хемский район, в поселок Торгалыг, где я тогда жила, приехал ученый-фольклорист Ондар Киш-Чалаевич Дарыма. От него-то я и узнала, что мой дед Баазанай – знаменитый сказитель. С тех пор во мне проснулся интерес к фольклору, сама начала собирать материалы, сотрудничала с Дарымой и всегда гордилась и горжусь своим дедом. В 1990 году отметила 100-летний юбилей своего деда в поселке Торгалыг. Все сама подготовила и организовала. Гостей из республики было много, хорошо все прошло. В 1994 году добилась, чтобы в Торгалыге клуб именем деда назвали.

– Каким человеком был ваш дед?

– Дед родился в Овюрском кожууне, был единственным сыном шаманки Бичекей. У него было 11 детей. А внуков и правнуков теперь 240. Но никто, кроме меня, не чтит его память. Дед был простым человеком, силачом, борцом, скотоводом и разнорабочим. Он был хорошим сказителем, всю ночь мог сказки рассказывать, его всегда приглашали на праздники и на похороны. А когда он сам умирать собрался, начал рассказывать «Кезер-Тоол». Это такая длинная сказка без конца, тувинская эпопея, когда сказитель начинает ее рассказывать, он умирает. Благодаря деду я многое в жизни узнала, его сказки учили меня преодолевать трудности, они помогают в самые тяжелые моменты моей жизни. У нас в Улуг-Хеме его называют “тувинский Пушкин”. Мой дед очень известен. Когда я училась в восьмом классе, Дарыма ездил в Германию на международный фестиваль фольклора и возил туда книгу моего деда на русском, немецком, английском и французском языках, которая так и называется: «Книга сказителя Баазаная. Сказки».

– Сколько сказителей вы нашли, когда ездили по Туве?

– Много интересных людей я встречала: учеников сказителей, даже учеников своего деда, нашла несколько живых сказителей. Всего записала имена шестидесяти трех, больше всего в Чоон-Хемчике – 14 сказителей, в других кожуунах по одному-два. Недавно начала записывать еще имена мастеров, людей, про которых говорят “золотые руки”.

– С чем связано то, что одна местность богата сказителями, другая – нет?

– Где сказителей много, там люди мудрее, потому что своих мудрецов помнят. В других местах тоже много сказителей было, просто не помнят их.

– Как вас люди в разных местах встречают?

– По-разному бывает. Некоторые меня вообще не принимают. Не понимают, что мне, одноногой женщине, трудно ездить. Зимой особенно тяжело, поэтому я езжу в основном в летнее время, ради этого сына своего надолго оставляю.

Другие люди тепло встречают и понимают. Очень благодарна главе сумона Эрги-Барлык Барун-Хемчинского кожууна, Алдын-Кыс Сааяевне Даваалан, моей подружке Розе Саая и ее семье. Вот если бы все были такими отзывчивыми.

По Туве я не только сказителей, но еще и единомышленников ищу. В 1994 году у меня родилась мечта – создать республиканский фольклорный фонд имени сказителя Баазаная. При открытии фонда мечтала организовать для всех незабываемый праздник сказки, провести благотворительный марафон “Фольклор – наше богатство”. Куда я только ни обращалась за помощью: выступала на телевидении, и в газеты писала, думала, что хотя бы через СМИ найду единомышленников, ждала откликов от живущих сказителей, от детей, родственников покойных сказителей, но все напрасно. Знаю, что мою любимую газету “Центр Азии” читают не только в Туве, но и в других регионах России, и за рубежом, может быть, ее читатели откликнутся, напишут, добрый совет дадут: что мне делать? Хотела бы я, чтобы не только творчество сказителей у нас помнили, но и бюсты их были – целая аллея сказителей.

– Что для вас фольклор?

– Фольклор – это наше богатство, наша красота, добрые люди и обязательно – наши горы. Почти во всех сказках присутствуют горы. Благодаря сказкам я еще больше полюбила Туву.

– Вас только сказки интересуют?

– Нет, не только. Я очень общительная. Раньше у меня много друзей было. Находила адреса в газетах и переписывалась с людьми со всей страны. Очень уважала Надю Кирову. Нынче она корреспондент газеты “Центр Азии” по Хакасии. Дружила с ученым-географом Арифом Алекперовым из Азербайджана, артистом Николаем Тищенко из Москвы, Яном Токаревым из Калмыкии, Шарафеевой Зульфией из Казахстана. Вот такие у меня друзья были. Многие мне свои сказки присылали и, если в другие места ездили, то и оттуда сказки присылали. Целая библиотека у меня в Шаганаре была, но потом сгорела.

– Вы говорили, что родились и росли в поселке Торгалыг, а на Тоджу как попали?

– На Тоджу я приехала по совету врачей. После аварии у меня были постоянные головные боли и низкое давление. Здесь у меня сестра Альбина живет. Нынче я уже больна и одинока, без дома. Иногда тяжело бывает, я человек творческий, мне тишина нужна, но квартиру теперь не дают.

– А своя семья у вас была?

– Да, я дважды героический поступок совершила – два раза беременная на костылях ходила. К сожалению, первого сына рано похоронила. Но все равно, я счастливая мать, у меня добрый и понятливый сын Саша, шестиклассник, моя любовь и опора. У меня было два мужа. От первого я сама ушла. Всегда старалась делать все на благо семьи, а он не понимал. Ревновал меня, скандалы устраивал. Я устала и ушла. Потом встретила другого мужчину, но с ним мы тоже разошлись. Еще не встретила мужчину своей мечты. Мне нравятся мужчины сильные и трудолюбивые, высокие и умные, чистые и веселые. Знала я одного такого – тувинца Володю, по прозвищу Армян, вот уже много лет его найти не могу. Может быть, женился уже? Если так, то желаю ему и его семье счастья.

– Ульяна Маспын-ооловна, а когда вы не ездите по Туве, чем занимаетесь?

– Раньше работала телеграфисткой на почте. Почти 30 лет пишу статьи, печатаюсь в газетах “Улуг-Хем”, “Эне-Созу”, “Шын”. В свободное время сочиняю песни, выступаю на сцене, пою. Есть у меня организаторские и режиссерские способности. Мне нравится какие-нибудь конкурсы, мероприятия устраивать. Занимаюсь спортом, гимнастику делаю, зимой люблю на санках кататься. Вяжу, пряду, работаю на огороде. Рыбачу – я страстная рыбачка. Люблю готовить. Особенно хорошо у меня рыбные консервы и мед из одуванчиков получаются.

– Ничего себе, сколько всего. Расскажите подробнее хотя бы о песнях.

– После школы хотела поступать в музыкальное училище. Как-то в школе мы писали сочинение на тему “Кем я буду”. Я написала, что буду певицей. Классный руководитель прочел мое сочинение перед одноклассниками и сказал: “Не бывает же безногих певиц?! Неправильно ты профессию выбрала”. Но я все равно стала певицей – пою не только для себя, но и для людей. Всегда добивалась того, чего хотела. Сама пишу песни. Обычно они как картины: пою о том, что вижу в жизни. Много песен посвятила маме. Я росла в дружной и хорошей семье. Моя мать была очень честная и жизнерадостная женщина. Я ее очень любила.

– Концерты приносят вам какую-то прибыль?

– Иногда удается заработать, иногда нет. Но не это главное. Концерты помогают мне собирать фольклор. Перед концертом я всегда беседую с людьми, спрашиваю, знают ли они живых сказителей, помнят ли умерших сказителей?

– Вы сказали, что после школы хотели поступать в музыкальное училище, вы все-таки пошли туда поступать или нет?

– Нет, в музыкальное училище я не пошла. Отправляли меня учиться на бухгалтера, но я, узнав, что в том месте одни инвалиды учатся, отказалась и никуда не поехала. Георгий Николаевич Курбатский, когда узнал, чем я занимаюсь, приглашал меня в пединститут на филфак без экзаменов, но так получилось, что я и там учиться не стала. Но всю жизнь посвятила фольклору.

– Ну а пьесы? Это же из другой области.

– Да, пьесы тоже пишу. В 1990 году вступила в ассоциацию писательниц Тувы. Мы и здесь, в селе, спектакли ставим, племянники мои играют. В других кожуунах тоже спектакли бывают. Я ищу одаренных детей, хочу создать народный театр.

– О чем ваши пьесы?

– О жизни. Одна из последних называется “Кто ты, тувинец?” Здесь современная жизнь, есть и убийство, и пьянство. Мне 42 года, а я никогда алкоголь не пробовала, даже вкуса его не знаю. А современный тувинец не такой. Я его изобразила таким, какой он есть. Я всегда все прямо говорю, как есть. Считаю себя ученицей журналиста Оюна Кодур-оола.

Но больше всего я люблю комедии писать. В последнее время стала собирать сатирическое народное творчество. Очень люблю юмор. Хочу, чтобы люди больше улыбались, смеялись, радовались жизни. И никогда не унывали. Несмотря на все трудности.


Фото автора и из архива Ульяны Аракчаа-Величко («Центр Азии» №10, 7 марта 2003 года)

1. Ульяна Аракчаа-Величко с сыном Сашей.

2. Тюлюш Халдаевич Баазанай, народный сказитель.

Мария МАМУРКОВА
  • 8 836