Николай ДУБРОВСКИЙ: «От выбора профессии зависит вся жизнь»
Тувинский государственный университет – главный центр подготовки специалистов с высшим образованием в республике. Находится на виду в буквальном смысле слова: основной корпус расположен на площади Арата в Кызыле рядом с Белым домом, парламентом, мэрией, муздрамтеатром.
Вокруг ТГУ всегда много разговоров – о поступлении, обучении. Внутри – огромное хозяйство, большой педагогический коллектив – около 400 преподавателей, работающих в разных подразделениях, в том числе на девяти факультетах, двадцати девяти кафедрах, около пяти с половиной тысяч студентов. Кроме того, на базе ТГУ функционирует филиал Хакасского университета.
Ответственность за весь этот нелегкий груз несет ректор – кандидат биологических наук Николай Григорьевич Дубровский.
Наша встреча состоялась в самый разгар в подготовки к аттестации вуза, которая проходила в конце февраля. Шла генеральная «чистка перьев» перед приездом большой комиссии. Атмосфера вокруг такой подготовки станет понятнее, если сказать по-гоголевски: «К нам едет ревизор…».
Несмотря на все это, просьба об интервью для «ЦА» воспринята очень благожелательно. В назначенное время мы располагаемся в комнате отдыха ректора, позади его рабочего кабинета. На полтора часа доступ в кабинет перекрыт секретарем в приемной. Организован кофе.
Спешу развеять легенды, которые ходят в университете об этой комнате отдыха: евроремонта, навороченных штучек, мраморов-зеркал я не увидела. Шкаф для посуды, холодильник, мягкая мебель: диван и кресла. На стеклянном столике лежат фотоальбомы и многочисленные грамоты. Аккуратно, уютно.
Николай Дубровский спокоен, деловит и готов отвечать на любые вопросы. Иногда в его словах сквозит горечь. Иногда улыбается.
– Николай Григорьевич, первый вопрос не из самых приятных. Об университете часто говорят в связи со взятками. Фигурируют разные суммы, «необходимые» абитуриенту для поступления: несколько десятков тысяч рублей, сотни долларов. Насколько соответствует это правде и как тяжела эта проблема в ТГУ?
– Не думаю, что очень тяжела. Но проблема, действительно, есть. И не только в нашем университете. Ректор МГУ Садовничий говорит, что если у него преподаватель попался на взятке, он будет уволен без разговоров.
– У вас попадались?
– Да. Один факт был подтвержден, но мы не уволили преподавателя. Просто перевели на лаборантскую работу. Это было два года назад, на инженерно-техническом факультете.
– Как его уличили? Кто этим занимался?
– Этим специально занимались сотрудники УБОП МВД РТ.
Я каждый раз на собрании перед вступительными экзаменами говорю преподавателям: «Будьте честны и внимательны, потому что за университетом будут наблюдать. Рано или поздно тот, кто берет взятки, будет уличен».
Вообще это очень сложный вопрос. Даже не в финансовом, а в моральном отношении. Те, кто дает взятку, в первую очередь нарушают закон. И преподавателей толкают на преступную стезю. Из-за всего этого снижается престиж университета.
Советую родителям: если ребенок не смог на общих основаниях поступить, не прошел по конкурсу, пусть оформляется на коммерческой основе. Если у вас есть такие возможности, зачем отдавать деньги сомнительным людям? Ведь можно столкнуться и вовсе с мошенниками, которые просто обещают и собирают деньги, но помочь ничем не могут.
– На каких факультетах есть коммерческие места?
– Историки и физкультурники у нас набираются, кроме бюджетных, и в коммерческие группы. Это, кстати, хорошая помощь университету.
– Программа обучения у коммерческих групп такая же, как у бюджетных. Но багаж знаний у «договорников» ниже, чем у тех, кто поступил по конкурсу. Работать с ними тяжело?
– Я лично не работаю с ними. У меня полставки, лекций читаю мало.
Преподавателям, конечно, тяжело, но им за это доплачивают. Это не самые лучшие группы, но, тем не менее, мы материально держимся на этих студентах. С ними тоже надо работать. И, кроме того, сегодняшнее отношение преподавателей к своей работе и то, какое оно было десять лет назад, – это совсем разные вещи. Раньше педагоги на две-три ступени были выше в моральном плане. Человек работал целый день. А сейчас отвел свои два часа лекций, и я его не могу найти в университете.
Не говорю, что все так работают. Есть очень хорошие преподаватели, которые отдают себя целиком, сидят до ночи. И студенты у них серьезные, и аспиранты, дипломники.
– Как в целом обстоят дела с преподавательским составом в университете?
– Проблем еще много. Чтобы пройти аттестацию, мы привлекли преподавателей из Абакана, Красноярска, Новосибирска. Но из этого положения будем выходить. Наша задача: вырастить, выучить своих, чтобы они здесь постоянно жили и работали. Это задача решается. В университете в год по 11-12 человек в год защищается. Такими темпами к 2007 году мы достигнем 60 процентов «остепененного» состава преподавателей.
– Каков этот показатель сейчас?
– 48 процентов.
– Этого достаточно для аттестации университета?
– Для нашего вуза, нашего региона – достаточно.
– Что делается для того, что поддержать молодых специалистов?
– Если мы видим, что человек выходит на защиту, то, конечно, даем «зеленую» улицу: командировки, ФПК (прим.: факультет повышения квалификации), время на завершение диссертации. Если человек защитился, оказываем материальную помощь. Например, недавно выделил квартиру кандидату наук. В новом общежитии есть квартиры для преподавателей.
– Как в целом преподаватели университета обеспечены жильем?
– Плохо. Проблема в том, что кроме молодых, есть разросшиеся семьи преподавателей, проработавших много лет. Надо помогать и им. Не все хотят жить в общежитии вместе со студентами. Подъезд преподавателей имеет отдельный вход, но все равно это общежитие.
Раньше при Союзе в каждом сдававшемся доме Совмин выделял квартиры для преподавателей. Этот принцип надо бы вернуть и сейчас. У нас уехали два доктора и один кандидат наук из-за отсутствия жилья. Уехала семья Мышлявцевых: он – доктор наук, она – зав. кафедрой матанализа. Доктор физико-математических наук Логинов тоже уехал. А ведь начинал организовывать новую лабораторию…
– Есть проблемы по взаимодействию университета с другими организациями, с органами власти?
– Проблемы всегда были… Общий язык мы нашли с председателем правительства. Ведь идея университета принадлежит как раз ему. Это спасло в свое время два филиала красноярских вузов – сельскохозяйственный и политехнический. Лучше иметь одно крепкое учебное заведение, чем несколько слабых.
– Вы считаете, что наш университет крепкий?
– Да. Университет образовался из трех разных структур, не считая педучилища. Седьмой год существует, работает. За последние три года мы открыли десять новых специальностей. Это бухгалтерский учет и аудит, экономика и управление на предприятиях, городское строительство и хозяйство, технология и переработка сельхозпродуктов, история и юриспруденция, педагогика и психология, английский язык, информатика и физика, география со специальностью «краеведение», биология со специальностью «генетика».
– А преподаватели на все это разнообразие есть?
– Своих нет. Пока привлекаем со стороны, приглашаем из других вузов – абаканских, новосибирских.
– Как вы относитесь к критическим замечаниям в свой адрес и в адрес университета?
– Нормально. Без оппонентов будет скучно жить. Каждый хочет показать свое «я». А вот ты сядь на это место, поработай и отчитайся! Ходить, говорить можно все, что угодно. А ты сядь и подумай: «Что ты сделал для того, чтобы университет у нас процветал? Чем помог университету?»
Если хочется ректора покритиковать, то всегда найдется за что. Все стараются заметить слабые, отрицательные стороны. Никто не хочет видеть то, что сделано за последние три года, не видит положительного в университете. Университет-то состоялся. Он есть и будет. От этого никуда не деться.
– Что вы скажете о вузовской науке? В каких направлениях она наиболее развита в университете?
– У нас очень сильная кафедра тувинской филологии, которой руководит ДоржуСенгиловичКуулар.
Хорошо работают историки. Исторический факультет становится одним из ведущих в университете. За последние годы у них сложился почти стопроцентный ученый состав. В год по три-четыре человека защищаются. Это удивительно! Большая заслуга в этом – руководителя кафедры Зои Юрьевны Доржу. Она проделала огромную работу.
Хорошо идут биологи. Это моя родная кафедра. У нас есть прекрасная лаборатория генетики, имеющая связи с Академией наук Российской Федерации. Заведующая – Урана Николаевна Ондар.
За последние три года в университете проведены две международные конференции: по фольклористике и генетике. В них участвовали ученые из России и из других стран. На этом останавливаться не будем. Надо проводить конференции на темы, которые близки Туве, Алтаю, Хакасии, Монголии, чтобы сближаться с соседями.
У нас налажены хорошие связи с вузами монгольских городов Улан-Батора, Хабдо. Наши студенты и аспиранты будут проходить стажировку, ФПК, защищаться у них. Мы будем принимать монгольских студентов у себя.
Историки тесно сотрудничают с Красноярским педагогическим университетом. Ректор – доктор исторических наук Николай Дроздов приезжает к нам, читает спецкурсы, спецпрактикумы, помогает нашим аспирантам защищаться.
С Бурятским государственным университетом вместе работаем. У нас – общие аспиранты. Я являюсь соруководителем этих исследований с нашей стороны. Сам начал работать над своей докторской диссертацией.
– Защищаться будете в Улан-Удэ?
– Да. И тема там будет определена в этом году. Посвящена будет экологии и нашим степям, сельскохозяйственным угодьям.
– Ваша кандидатская диссертация была в этом же направлении?
– Моя кандидатская была посвящена гормональной регуляции растений, защищена она в 1986 году в Москве в Институте физиологии растений РАН.
Исследования в области сельского хозяйства – дело всей моей жизни, начиная с базового образования. Даже и не выбирал особо.
Окончил наш педагогический институт в 1976 году. По специальности «биология – химия». Так само и пошло. Работал директором агробиостанции, потом – ассистентом на кафедре биологии, затем, старшим преподавателем. В 1981 году поступил в очную аспирантуру. Защитился.
Тринадцать лет проработал деканом естественно-географического факультета. Не так это просто: деканом не назначают сверху, выбирает коллектив. Три срока я там проходил через тайное голосование на факультете.
– И тогда на факультетских выборах, и на выборах ректора три года назад люди ориентировались на руководителя с хозяйственной жилкой. Все-таки вы больше хозяйственник или преподаватель-ученый?
– Приходится браться за все. Руководитель должен быть хозяйственником. То, что я принял здесь, было из рук вон плохо. Вспомните сами, когда мы заходили раньше в главный корпус, на первом этаже был всегда неприятный запах от туалета. Сейчас его нет. Привели в порядок двор университета, который был свалкой. Мы ведь находимся в центре города, рядом с Правительством.
Видели бы вы, что было в старом аэропорту: люди жили в строительных вагончиках, и зимой, и летом. Я когда туда пришел, чуть с ума не сошел! До революции так люди не жили! Вода течет, оголенные провода, ребятишки бегают… Мне пришлось это все сносить, строить, за это время людей переселять, пристраивать. А в политехническом? Сарай стоял двадцать лет посреди ограды. Снесли, наконец-то.
От хозяйственной основы, материальной базы очень многое зависит. На этом строится жизнь университета. За три года у нас пять объектов сдано: котельная, общежитие для преподавателей, для студентов на 420 мест, корпус сельскохозяйственного факультета, огромный читальный зал в новом корпусе.
Я считаю, что не подвел тех, кто голосовал за меня, кто меня поддерживал. Задачи, поставленные перед университетом, я выполняю.
– У вас сильная команда?
– Не могу сказать, что очень сильная. Честно признаюсь. Есть хорошие помощники по капитальному строительству, по хозяйственной части.
– Если вы вдобавок ко всем нагрузкам планируете продолжить научную работу, для этого нужна поддержка и семьи. Это есть?
– Моя семья нормально относится ко всему. Жена, Людмила Аркадьевна, работала преподавателем. Понимает все. Сейчас работает в Пенсионном фонде.
Старший сын Олег работает в управлении уголовного розыска. Капитан. Окончил Высшую школу милиции в Омске. У него своя семья. Внучке моей скоро будет два года.
Вообще-то и я, и моя жена, и теща, тоже педагог, готовили Олега к поступлению в университет. Он неплохо знает химию, биологию. Но сын решил сам: «Пойду в милицию». Вначале, конечно, я был ошарашен. Потом уступил.
Младший сын Денис учится в 9 классе в школе № 1. Разница в возрасте у них 12 лет.
– Младшего к чему готовите?
– Не знаю, к чему готовить (разводит руками и улыбается). У него сейчас одно увлечение – компьютер. Работает в Интернете. Учится, хочет делать программы.
Пока не могу сказать, кем он будет. Не хочу заставлять людей быть кем-то.
– Принцип ненавязывания воли распространяется только на семью?
– Я и в работе такой же. Когда ко мне приходят родители и говорят, что хотят сына отдать учиться на того-то, я спрашиваю: «А вы с сыном поговорили, куда он хочет сам?»
Удивляюсь очень тому, что в последнее время родители больше беспокоятся о поступлении сына или дочери в вуз, об учебе, чем сами дети. Человек сам должен выбирать свою профессию. Чтобы потом, когда пройдет много-много лет, ты не мог корить ни себя, ни родителей за то, что тебя заставили. Ты сам должен выбрать свою стезю.
– Вы считаете, что не стоит сразу после окончания школы стремиться в вуз?
– Если человек еще не нашел себя, надо поработать, поглядеть. Не надо торопиться. От выбора профессии зависит вся твоя жизнь. Я, например, нисколько не жалею, что выбрал свой такой путь. Хотя он нелегкий, но он – мой.
Беседовала Чимиза Даргын-оол
Фото из архива Николая Дубровского
(«Центр Азии» № 11, 14 марта 2003 года)
Фото:
1. Семья Дубровских. 1989 год.
2. Кафедра биологии Кызыльского пединститута в 1978 году. Слева направо: стоят – Л. Аракчаа, Д. Сарбаа, Н. Дубровский (тогда ассистент), Э. Конгар (первый в Туве ботаник – кандидат наук); сидят – Х. Ензак (к.с.-х.н.), И. Кызыл-оол (первый тувинец – кандидат ветеринарных наук), А. Жуков (к.б.н.).
3. Бронзовая статуэтка «Мыслитель» – награда Николаю Дубровскому.
ПРОШЛО ВРЕМЯ...
В апреле 2005 года Николай Дубровский по приглашению Европейской Бизнес-Ассамблеи совершил поездку в Оксфорд – один из мировых центров науки и образования, где принял участие в работе Международной конференции «EuroЕducation 2005». В ходе конференции был удостоен Международной награды имени Сократа – за личный вклад в интеллектуальное развитие, звания «Лидер XXI столетия».
Сын Денис, неоднократный победитель республиканских и российских конкурсов старшеклассников по истории и обществоведению, поступил в 2005 году в Сибирскую академию госслужбы, на юридический факультет.