Магия ГЕНДОСА

Правда, он похож на великого азиатского полководца Чингисхана? Кто знает, может быть, в его жилах течет кровь древних предков завоевателя Вселенной. Он как магнитом притягивает внимание окружающих. Даже когда молчит. Но когда начинает звучать тувинское горловое пение в его исполнении, кажется, вот-вот рухнут окна и стены от мощных вибраций голоса Гендоса. В магическом пении артиста есть все – звуки шаманского бубна и блеяние овец, скрип несмазанных дверей и ржание коней. Кажется, сама природа поет с ним в унисон. Группа Гендоса часто выступает на сцене без специальной подготовки, без репетиции: прямо на глазах зрителей на сцене рождается живая этномузыка современного рок-авангарда, от которой приходит в восторг американская и европейская молодежь.

Гендос, музыкальный виртуоз-универсал, умеет играть практически на всех музыкальных инструментах мира, особенно им любима виолончель, которая издает порой очень странные звуки, скорее похожие на музыкальную какафонию. А на клавишных Геннадий играет… локтями.

Гендос, Геннадий Чамзырын, 38 лет, уроженец Бай-Тайги, в прошлом солист групп «Биосинтез», «Менги» почти каждый год успешно представляет за рубежом искусство тувинского горлового пения в современных традициях авангардистской музыки на различных фестивалях в странах Европы: во Франции, в Германии, в Голландии. Интересующиеся современной фолкмузыкой (народная музыка, англ. - кантри) за рубежом знают о творчестве Гендоса гораздо больше, чем в родной Туве, где живут такие строгие и объективные ценители его творчества.

– Гендос, откуда у вас такое нетувинское имя?

– Ген – это три первые буквы моего имени, а остальное – обозначение моей электронной почты. Все это слилось в одно и получилось – Гендос. Так называют меня мои друзья, и мне самому нравится это имя.

– Правда ли, что во время международного фестиваля «Устуу-Хурээ» вы взобрались на самую высокую гору и стали выть как самый настоящий волк? Как можно объяснить такой странный поступок?

Гендос молчит и улыбается. Улыбка шамана-певца столь загадочна и многозначительна, что все вопросы отпадают сами по себе. Остается только догадываться, что это было. Быть может, своеобразное приветствие духов родных тувинских гор, а может, что-то другое, кто знает… Иностранцы, прибывшие тогда на фестиваль, удивленно спрашивали местных жителей: «Что это за волк так громко воет с вершины горы?». Местные посмеивались и говорили с симпатией: «Это наш Гендос воет, ему так надо. Вам не понять».

– Про вас говорят, что вы певец, шаман, даже целитель. Так кто же вы, загадочная личность? Что обозначают белые стрелы на вашей черной рубахе?

– Я – все вместе. И шаман, и артист, и певец. Случалось бывать и целителем. Просто я знаю о том, что пение горловиков действует на людей как сильное лекарство, можно лечить голосом. Не стоит очень точно описывать, как это происходит, но во время пения я думаю о людях самое хорошее и желаю им выздоровления. Как бы в знак благодарности за их внимание. Может быть, именно это и дает целительный эффект. В любом случае, я рад, что мое пение помогает людям. Но все же в первую очередь я артист и певец. Музыка – это моя жизнь. А что касается стрел на рубахе... их нашил на нее один мой хороший друг из Красноярска, он и рубаху подарил. Это стрелы языческого бога Перуна. Я принял этот дар, так как он был сделан от чистого сердца, а стрелы соответствуют моим внутренним духовным настроениям.

– Скоро вы собираетесь на гастроли в Германию, а недавно были в творческой командировке в Красноярске. Как встречали вас красноярцы, я знаю, ваши концерты были в Музейном центре и в «Нирване»?

– В течение месяца я встречался с красноярскими зрителями, журналистами местных телерадиокомпаний и газет и не увидел ни одного недоброго лица. Красноярцы – удивительно доброжелательные люди, очень уважительно относятся к древним шаманским традициям тувинцев, восторженно оценивают тувинское горловое пение. Я очень рад, что через мою музыку и пение люди все больше узнают о Туве, о нашей древней национальной культуре. Красноярские рок-музыканты предложили организовать клуб этномузыкии даже предложили название – «Гендос». Я не стал возражать.

– Вы говорили о том, что к вам обращались как к целителю. Случалось ли вам всерьез этим заниматься?

– Да, были случаи. На Западе почему-то этим особенно интересуются, европейцы даже пот с моего лица считали целительным. Я помню случай, в одном кожууне меня попросили исцелить одного безнадежного больного. Мне очень хотелось ему помочь, и я просто дал ему стакан воды и сказал, что это питье должно ему непременно помочь. Через некоторое время, буквально на моих глазах, этот человек встал с постели, хотя почти что умирал. Был другой случай, но он не связан с целительством. Один человек побывал на моем концерте и после моего выступления подошел ко мне и молча дал мне записку. В ней он написал, что три года он выполнял обет молчания, но сегодня после моего концерта фактически его нарушил из-за того, что ему захотелось со мной пообщаться. Этот момент почему-то мне очень запомнился.

Ещё один случай произошел в Новосибирске, во время фестиваля современной фольклорной музыки. Зрители попросили меня рассказать о шаманских обрядах и показать настоящий шаманский обряд. Для этого нужно было разжечь огонь. Рядом с местом проведения фестиваля, прямо на улице в центре города я разжег костер и стал проводить обряд камлания. Вдруг появился участковый милиционер, который стал громко выяснять, кто же разжег костер в неположенном месте, и стал ногами разбрасывать его. «Это я разжег огонь, – сказал я. – Но я предупреждаю тебя, что если ты сейчас уничтожишь священный огонь, то завтра ты умрешь, это я говорю тебе как шаман». Милиционер отпрянул, испугавшись, отошел и через некоторое время, подойдя ко мне, извинился. Потом исчез и больше я его не видел. Молодежь, мои поклонники быстро подкормили священный огонь щепками и ветками, и он вновь запылал ярко, и я смог завершить шаманский обряд по всем правилам. Зрители были довольны.

– Я видела фигурки животных, которые вы вырезаете из агальмотолита, бубен, сделанный вашими руками, национальные сапоги (идики), сшитые тоже собственноручно… Откуда такие таланты?

– Я родился и вырос в Бай-Тайге, где в каждом селе у коренных жителей обязательно есть какой-то природный талант. Например в Кызыл-Даге почти все жители от мала до велика – сплошь камнерезы, показывают иногда приезжим удивительные образцы древнего искусства. В других селах: Бай-Тале, Шуе, Тээли у многих – врожденная склонность к наукам, поэтическому творчеству, пению, изготовлению народных инструментов. Таких талантливых людей у меня на родине много, я только один из них.

– Вы много ездили по свету и наблюдали жизнь, обычаи, привычки людей разных стран. Какие впечатления у вас остались после зарубежных турне?

­– Когда сравниваешь жизнь сытого Запада с нашей жизнью, сердце просто сжимается от жалости. Да, я видел богатство и знаю, что такое бедность. Однако за всем этим экономическим благополучием современных западных людей скрывается какой-то искусственный порядок, некая духовная ущербность. В погоне за процветанием, сытой жизнью они как будто упустили что-то главное, и сами не могут осознать – что. У нас хоть и бедно люди живут, зато есть свобода: хочешь посидеть у речки, позагорать – сиди, хочешь в тайгу – пожалуйста, можно спокойно попить чистой воды из любого родника, речки, подышать чистым воздухом – никто не одернет, не потребует отдельную плату. У нас и без денег можно пожить какое-то время. Есть, конечно, у нас безобразия, нет хозяев, все запущено, но есть свобода, европейцы лишены ее, лишены возможности общаться с дикой природой.

– Сильно ли европейцы отличаются от нас, азиатов?

– Конечно, отличаются. Общее то, что везде люди одинаково хотят счастья. Просто на Западе люди зациклены на материальном, духовное их интересует мало. Дефицит духовности.

– А что вас больше интересует: духовные богатства или материальные? Много ли было соблазнов в вашей богатой артистической карьере?

– Соблазны были. Предлагали деньги, работу, перспективы остаться за рубежом.

– Но все же, Гендос, почему вы не остались там, на благополучном Западе?

– Есть мнение, что тувинцы не могут жить долго нигде, кроме своей родной Тувы. Может быть, это в какой-то мере относится и ко мне. Хотя за пределами Тувы мои силы как будто увеличиваются во много раз. Я чувствую большую ответственность за нашу республику и хочу представить нашу маленькую Туву самым достойным образом, красиво. Ведь Тува на карте такая незаметная, и зрители-европейцы почти ничего не знают о древней культуре нашего народа, традициях. Кроме того, я имею обязательства перед моей женой и детьми, это мой долг семейного человека. Я должен выполнять свой долг.

– Большая ли у вас семья?

– Жена, трое детей, старшая дочь учится в институте в Барнауле. Два мальчика. Старший сын, Менги, также как и я увлекается рок-музыкой, из всего арсенала музыкальных инструментов он выбрал гитару как и многие юные рокеры его возраста, ему 14 лет. Мама моя, Чечекмаа Сарыгларовна, до сих пор работает бухгалтером в ГУП «Балгазын» имени Сергея Шойгу. Отца, Тимофея Кара-Саловича, мы потеряли, когда ему было всего 33 года. Он был на редкость сильный и красивый человек. Я был старшим из шести детей. Обычно тувинские семьи многодетные. Учился в школе и помогал матери растить младших сестер и братьев.

– Как вы пришли в музыку?

– Еще со школы пение в тувинском национальном стиле, игра на различных музыкальных инструментах увлекали меня. Потом в армии я тоже имел возможность заниматься музыкой. После армии в деревенском клубе села Кочетово играл с ребятами в местном ансамбле, совершенствовался.

– Как вы считаете, что сейчас главное для нашего народа?

– Я думаю, нам надо возрождать нашу древнюю духовную культуру, развивать национальное самосознание, расширять круг наших знакомств, быть открытыми для мира, больше общаться с представителями других культур. Другими словами, нам надо просто открыть глаза и по-новому посмотреть на мир.

– Гендос, много ли у вас друзей?

– Везде, где мне приходилось бывать с концертами, у меня остались друзья, с которыми я время от времени встречаюсь, поддерживаю связь. Моя дружба с шотландцем Кеном Хайдером и англичаниным Тимом Ходжекинсоном продолжается вот уже почти девять лет. Это мои собратья по музыке. Нас связывает не просто дружба, нам удалось реализовать несколько международных проектов. Один из последних – это проект «К-Sрасе». В прошлом году нам удалось выпустить диск «Белый медведь». Друзей в России, Казахстане, многих городах мира у меня немало. Есть даже друзья из индейских племен, они провозгласили меня вождем девяти индейских племен. Это, конечно, шутка, но мне нравится этот титул.

Гендос немногословен, не любит излишней суеты, шума и больше склонен к философскому осмыслению реальностей этого феноменального мира. Его личность притягательна и многогранна. Он околдовывает толпы поклонников магией своего уникального искусства, и сегодня он готов открыто разговаривать со своим народом и дарить ему тепло своей души и петь свои чудесные песни.





Изображены два человека – завоеватель Вселенной Чингисхан и Гендос

Кто где – угадайте!



Фото из архива Геннадия Чамзырына

Рита САМБУ
  • 6 958