Интернет Окошко

КАТАЛИЗАТОРЫ ФОНТАНИРОВАНИЯ

Когда количество писем на сайте «ЦА» с 1 декабря до полуночи 31 декабря дошло до цифры 233, стало понятно, что электронную гостевую книгу уже можно считать интернет-конференцией в режиме он-лайн. Кроме того, у нас есть еще форум, где посетители общаются друг с другом на разные темы без администратора.

Чтобы дать краткую выжимку того, что у нас происходило в интенете в прошедшем месяце, пройдусь хронологически по основным темам и мнениям (с цитатами и комментариями).


ЛЕГЧЕ СТАТЬ ОТЦОМ, ЧЕМ ОСТАТЬСЯ ИМ

В конце ноября редакция «ЦА» объявила дискуссию по следам публикации Надежды Антуфьевой «Кому нужна Надя Иванова?» (№ 48, 2003 г.). Мы попросили наших молодых читателей поделиться мнениями и попытаться хотя бы теоретически решить проблему одного ребенка «мозговым штурмом».

В связи с этим, начало декабря ознаменовалось коллективными раздумьями с классически российским философическим креном: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Одно из первых заключений участников дискуссии: суть проблемы заключена в маргинальности самого общества и бесполезности социальных департаментов. Прозвучала даже идея наказания матерей и отцов, которые плохо выполняют родительские обязанности, а девочку предложили «отдать в детский приют вне зависимости от ее желания».

Ролан Ооржак призвал всех к рассуждениям и действиям в русле существующих законов. Более гуманной в этой обстановке также была идея социальной реабилитации матери Нади. Алексей Оюн напомнил всем о содержании понятия «ответственность». Костя Хабдаев здраво попытался смотреть на проблему «изнутри»: «Может проблема в нас?». Социальная помощь может погубить человека. Надо возрождать в людях желание работать.

Идея альтернативного социального департамента, которая прозвучала со стороны наших анонимных авторов, удивила Кима Куулара, который задумчиво перечислил все наличествующие социальные службы республики. К чему создавать что-то еще? Начав письмо с лозунга «Гораздо легче стать отцом, чем остаться им», он также предложил замечательную, на мой взгляд, идею. Перекос в семейной политике в Туве надо выправлять. Делать это можно в том числе путем поддержки роли мужчины-отца. Условное название акции – «Сын – отец – семья – Отечество». Начать же можно с объявления конкурса и присуждения звания «Лучший отец».

Возвращаясь, однако, к проблеме девочки Нади, «дискуссионеры», поломав головы, загрустили. В ход рассуждений даже попала теория естественного отбора Ч. Дарвина. Читатели констатировали: «Бедность появилась не сегодня». Что бы мы ни делали, всегда будет кто-то на обочине жизни, всегда кому-то чего-то не достанется, и кто-то не будет работать.

На этом фоне вселенская печаль посетила Виталия Петрова: «Я понял одну маленькую истину: все мы пропащие люди…». Не удержался даже наш оптимист Ролан Ооржак: «Самая главная проблема такой ситуации: слишком много людей на земле!». В ответ на эту неоднозначную мысль он получил тут же язвительное замечание: «Так что, может, прав был Адольф Гитлер?».

Выборы 7 декабря прервали разговоры на эту тему.


БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО ЗА ПРОЦЕНТЫ

Очередной фонтан мыслей забил с подачи Хеймер-оола Ооржака: «Кто ходил голосовать?». В ответ на его жизнерадостные возгласы посыпались скупые угрюмые мнения: «Ну, ходил», «Нет, не ходил», «Не верю в результаты».

Пиарщик Хеймер-оол попытался расшевелить политически сонных собеседников, объявив конкурс на объявление результатов выборов одномандатника Тувы. В качестве приза была заявлена бутылка шампанского – для того, кто находится в первопрестольной, или сто рублей (переводом) – для жителя иного города.

При полном непротивлении основной аудитории в этом импровизированном конкурсе победила новостной спринтер – журналистка Дина Оюн. На ленте «Тува-Онлайна» она сообщила о победе Чылгычы Ондара, указав при этом проценты голосов избирателей и победившего кандидата, и его соперников. Приз был вручен в Москве 27 декабря при свидетелях с приглашением администратора гостевой – автора этих строк.

Идея веселых конкурсов вдохновила других наших посетителей. Кызыл Куулар предложил конкурс «Кто более точно нарисует процентную картину голосов избирателей Тувы на выборах президента России весной 2004 года».

Тема политического лидера, которая регулярно стихийно появляется в рассуждениях молодежи, снова на этот раз перешла в русло вопроса «Кого можно назвать харизматическим лидером Тувы и России».

Перепалкам на эту тему посвящены записи 9-13 декабря. В эти дни я отлучалась от интернет-конференции в связи с командировкой, оставив «дискуссионеров» в свободе самовыражения. Вернувшись к администрированию, обнаружила, что читатели перессорились и перешли на уровень банальных переругиваний.


КАТАЛИЗАТОРЫ ФОНТАНИРОВАНИЯ

Особо приятно, когда посетители гостевой рассуждают о том, что их волнует, отталкиваясь от публикаций в «ЦА». Таким образом катализаторами для появления длинных писем с критикой, размышлениями, волнениями читателей стали статьи: «Не мужская работа» И. Качан (№ 49 2003 г.), «Не так страшен ЕГЭ» А. Лачугиной (№ 50 2003 г.), «Его чистейшество сортир» А. Лачугиной (№ 49 2003 г.), «Светский раут тувинского пошива» И. Черкасовой-Тонгак (№ 51 2003 г.).

Особо интересной была дискуссия по поводу единого госэкзамена. Его со всех сторон одновременно заклеймили, признали неэффективным, оправдали и распнули. В рассуждениях мы дошли до разницы между учебными дисциплинами естественных и гуманитарных наук. Оценка того и другого качественно должна быть разной, и это ставит под сомнение эффективность ЕГЭ.

Время от времени наши «дискуссионеры», распаленные виртуальной перепалкой, предлагали встретиться «живьем» (москвичи), или хотя бы в интернетовском чате. В ответ на эти предложения могу сослаться на одно интересное предложение депутата Законодательной палаты Великого Хурала РТ Анатолия Дамба-Хуурака об общественной молодежной палате при парламенте.


НЕ ТАК СТРАШЕН ДЕПУТАТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ

Появившись в нашей гостевой 16 декабря, Анатолий Партизанович внес в ряды посетителей (студентов, аспирантов и работающей молодежи) радостную сумятицу. Депутата забросали вопросами, критикой, даже проверяли на профпригодность коварным вопросом о реальной помощи бедным студентам.

К чести Анатолия Дамба-Хуурака надо признать: мне, как администратору гостевой, призванной следить за тем, чтобы острословы не обижали друг друга, в данном случае не пришлось заступаться за новичка нашей гостиной. Депутат отвечал не менее остро, соблюдая миролюбие и проявляя отеческую мудрость.

Он с ходу предложил молодежи обсудить возможные грани проблемы «Тува: гражданин, общество, власть».

Молодежь с удовольствием подхватила тему. При этом был проявлен здоровый и нездоровый скепсис. Здоровым скепсисом здесь я называю сомнения и критику, сопровождающую всякое начинание. А «нездоровым» – то, что молодежь проявляет слишком большое недоверие к политикам. В этом беда не сколько молодых, а старших. До каких степеней политических игр за прошедшие 1990-е годы мы дошли, чтобы потерять связь с молодежью, чтобы обсуждение статуса политика сопровождалось плевками и оскорбительными замечаниями?

Во всяком случае, ответные письма в свободном стиле, со всеми сомнениями, подписанные и не подписанные, вдохновили автора идеи на письмо, из которого я процитирую отрывок:

«С вашими суждениями о политической культуре в России и Туве специально ознакомил некоторых своих коллег-депутатов. Все были в восторге! Говорили: это то, чего остро не хватает в общественной жизни республики. Молодцы!

Лично я получаю огромный положительный заряд и воодушевление от того, что у нас есть такое поколение. После поездок в районы иногда возвращаешься с чувством тревоги за наше будущее. Многие молодые, даже дети, спиваются. Нет у них огонька в глазах! Но после прочтения ваших мыслей и выводов многое переосмысливаешь в лучшую сторону и хочется, чтобы вы не отрывались от своей малой родины, вносили свой практический вклад в ее развитие.

Думаю, что мы скоро должны организовать при Законодательной Палате Великого Хурала общественную молодежную палату. Тогда вы сможете принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии республиканских законов».

В письмах, которые поступили вслед за предложением тувинского парламентария, я увидела одну любопытную особенность социологического характера.

Не сочтите мои слова за пристрастность в вопросах национальности. Те авторы, которые четко идентифицируют себя с тувинским народом, более оптимистичны по поводу дальнейшего развития Тувы. Студенты и работающая молодежь – тувинцы, разбросанная на просторах России и за ее пределами, так или иначе считают, что республике «грозит» светлое будущее и соотносят свои мысли и планы с этой перспективой. Те, кто является выходцем Тувы некоренной национальности, заметно пессимистичнее.

Почему мнения так отличаются? Думаю, что объяснение этому можно найти, если копнуть глубже в корни проблем: в соединение вопроса этнической идентичности с вопросом веры и патриотизма. Буду признательна, если мою мысль продолжат и наши «дискуссионеры» в интернете, и читатели бумажной «ЦА».


ИМЕННАЯ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

К сведению тех, кто считает дискуссии в интернете пустой тратой времени и игрой, не стоящей внимания. Интернет-конференции – реальность, в них участвуют ученые, политики, журналисты, общественные деятели во всем информационно развитом мире. Предлагаю кызыльчанам присоединяться к новым формам коммуникации.

Благодарю всех своих декабрьских собеседников: Константина Хабдаева, Саяну Хомушку, Ролана Ооржака, Мергена Хомушку, Хеймер-оола Ооржака, Оюму Нурзат ­– из Москвы, Сайзану Сырат – из Красноярска, Александра Лескова, Буяна Данзуруна, Айдына Начына – из Санкт-Петербурга, Сергея Лебедева – из Белгорода, Алексея Оюна – из г. Эскишехир (Турция), Адыгжы Куулара – из г. Туркестана (Казахстан), Виталия Петрова – из Томска, Алексея Сотникова – из Новосибирска, Валерия Орус-оола – из Екатеринбурга, Анатолия Дамба-Хуурака, Кызыла Куулара – из Кызыла, а также Кима Куулара, Артыша Ондара, Очура Кара-Сала.

Большая просьба ко всем остальным – подписываться и указывать город, в котором вы находитесь.

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ
  • 3 299