УМЕЕТ ЛИ ВЛАСТЬ ГОВОРИТЬ С НАРОДОМ
В предыдущем номере газеты я обещала вам поделиться впечатлениями и мыслями, навеянными посещением Екатеринбурга, где 9 – 12 июня проходил восьмой Всероссийский фестиваль СМИ «Вся Россия – 2003».
Основное впечатление, как и от предыдущих фестивалей в Казани и Санкт-Петербурге – ощущение силы и значимости журналистики в жизни общества. Сегодня СМИ – и электронные, и печатные – формируют общественное мнение, именно они связывают власть и народ. И власть реально ощущает: без этой связи она ничего не сможет добиться. Сегодня даже в Туве чиновники начинают понимать это и от политики деления СМИ на «своих» и «чужих», методов «закрытых дверей» переходят к более конструктивному сотрудничеству: наперебой приглашают прессу на свои мероприятия и заседания, никому не отказывают в аккредитации, организуют встречи и приемы.
Впрочем, закрытые двери никогда и не останавливали наших самых дотошных журналистов, привыкших всегда добывать нужную информацию – если не через дверь, то через окно. А вот открытые двери и подчеркнутая доброжелательность обескураживают даже самых упертых: как я буду критиковать потом этого приятного человека, который так уважительно принимал и угощал меня?
Проблема не нова. В западной журналистике, конек которой – объективность и независимость, существует особое правило: всегда отказывайся от обедов, но никогда не отказывайся от чашечки кофе с тем, о ком готовишь публикацию. Чашка кофе способствует пониманию, установлению контакта и ни к чему не обязывает. Ну, разве только к тому, что при случае вы тоже угостите ею своего собеседника. Обед – это уже некое сковывающее обязательство.
Скромная чашка кофе и шикарный обед – это как крайние символические отметки на шкале объективности и независимости журналистского творчества. Что из знаков внимания власти приравнивать к вежливой «чашечке», а что к «обеду»-подкупу, вам конкретно не растолкует ни один учебник журналистики. Тут уж думать и соизмерять приходится каждому самостоятельно. Одно только для меня бесспорно: привычка к систематическим «обедам»-подачкам – это смерть для объективности, смерть для журналиста. В то же время систематический отказ «от чашки кофе» – отказ от нормального уважительного отношения, отказ от любого конструктивного сотрудничества во благо – это тоже не журналистика, а детский лепет незрелого юнца.
Так что вывод один: заслужил – критикуй, заслужил – хвали. Критикуй без злобы и ненависти. Хвали без подобострастия. Профессионально.
В Екатеринбурге губернатор Свердловской области Эдуард Россель принимал журналистов России (500 человек из регионов плюс около двухсот местных участников фестиваля) по полной программе: безукоризненная организация транспорта, четкое распределение интереснейших поездок-экскурсий, личное присутствие на всех главных заседаниях форума. Традиционный прием – фуршет (та самая «чашечка» или уже не «чашечка»?).
Много и с увлечением рассказывал Россель о том, как Свердловская область поднималась из экономической ямы начала девяностых, когда «женщины приносили мне детей и отдавали на руки – кормить нечем». Назвал среднюю зарплату по Свердловской области – 4750 рублей, поделился планами – к концу года довести среднюю зарплату до 6000 рублей. Всем раздали брошюру «Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года – основной стратегический документ развития области». Серьезный труд: с графиками, схемами, конкретными цифрами, анализом и в целом по области, и по каждому округу, и по каждому важнейшему предприятию. Сразу видно: что имеет область и куда идет, как развивается, какие у нее перспективы. Губернатор и председатель правительства области Алексей Воробьев на основании этого документа могут не абстрактно, а конкретно говорить с народом о задачах, о перспективах, а народ может также конкретно спросить их: что сделано из обещанного?
Жаль, что такой брошюры с грамотным и конкретным анализом сегодняшнего дня и четкими перспективами завтрашнего нет в нашей республике. Увы, это реальная проблема нашего тувинского сегодня: люди не видят перспектив. И хотя власть все чаще обращается к СМИ с правильной просьбой: нацеливать людей на положительное, вселять оптимизм, журналисты не всемогущи. Они могут дать только реальную картину действительности, а она сегодня такова, что масса перспективных проектов, на которые возлагались большие надежды, себя не оправдали: овчинно-шубная фабрика, производство ковров… Ну не получилось, не выходит, так дайте честный конкретный ответ – почему? Почему у других получается, а у нас не очень? Что надо сделать, чтобы получилось?
Вот такой открытый диалог власти с народом через СМИ даст результаты. Для этого надо только одно: власть должна быть готова говорить с народом откровенно. Говорить не методом покрикивания и угроз, нотки которых довольно часто слышатся в выступлениях наших чиновников. Я до сих пор не могу забыть выступление на телеканале «Тыва» одного из даргаларов по поводу вселения кызылчан в дом МЖК. Каким угрожающим тоном говорил он с экрана! Даже страшно стало. За выступающего, прежде всего. Так и удар может хватить. И не поверилось ему нисколько: «Ты сердишься, Юпитер, значит, ты неправ».
И еще один пример. Уже после екатеринбургского фестиваля ездила я в Чадан. И на обратной дороге заехали в село Арыг-Узю Улуг-Хемского района. Заехали на несколько минут, а застряли на несколько часов. Можно сказать, спасло нас это село. Там у нашей машины левое переднее колесо отвалилось. Хорошо, что на малой скорости, когда только тронулись от дома. А если бы не заехали в село и неслись со скоростью по трассе? Лучше и не представлять последствия.
Так что я теперь арыг-узюнцев очень ценю. Хорошие люди – тут же собрались вокруг машины: кто инструмент несет, кто сварочный аппарат, кто просто советы дает и сочувствует, кто в дом зовет на нехитрое угощение – чай, тарелка риса, лепешка. Пока ремонт шел, познакомилась и подружилась я с двумя местными женщинами – Светой и Шурой. О детях поговорили, о жизни. Трудно живут на селе, сельская жизнь – предмет для особого, отдельного разговора. Сейчас, в тему, я только один момент из нашей беседы приведу. Рассказывали женщины, что приезжал к ним из Кызыла на открытие новой школы, построенной взамен сгоревшей, большой «дарга». Выступал. «И так он на нас ругался…» «Да за что же он на вас ругался?» «Не знаем, мы не поняли. Он всегда на нас почему-то сердится».
Вот вам и диалог власти с народом…
Не знаю, как Эдуард Россель разговаривает со своими избирателями, но перед журналистами он выступил душевно, по-человечески, показав умение находить правильный, доверительный тон в общении с аудиторией. Без этого умения государственному человеку никак нельзя. Может, стоит нашим госслужащим-начальникам, не умеющим говорить с людьми, специальные уроки ораторского мастерства брать?
Кстати, Россель, оказывается, чуть было однажды в Туву не приехал. Во время нашей короткой беседы, перелистывая второй том книги «Люди Центра Азии», которую я передала ему для областной библиотеки, губернатор рассказал: «Я чуть не попал в Туву. В 1984 году, когда работал в объединении «Главсредуралстрой», хотели строить в Туве кирпичный завод, направляли меня руководить стройкой. Уже собрался к вам, но отменили, а то я чуть не построил вам кирпичный завод».
Хотела рассказать вам еще о знаменитой Невьянской наклонной башне и о том, как в Свердловской области строят и возрождают храмы. Актуальна для Тувы тема строительства и возрождения храмов: и буддийских, и православного Воскресенского собора, который со всей торжественностью был заложен 9 марта 2002 года – в разгар выборной битвы за пост главы правительства. Заложен и заморожен. А нужны ли нам храмы? Это – тема для отдельного размышления. До следующей встречи в рубрике «Мысли вслух».
Надежда АНТУФЬЕВА