ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ

“Тувинская правда”
Редактор Олег Гаврилов

В чем значительное преимущество государственных газет перед частными, так это в том, что они мало связаны коммерческими соображениями. О том, что 22 июня начиналась Великая Отечественная, о том, что этот день значит для нас, вспомнила только «Тувинка». В номере от двадцать первого июня – подборка материалов о днях войны, о начале войны: «Нам память, как сила нужна» Людмилы Санчай, «Теперь для меня ничего страшного нет» Татьяны Перфильевой, «Когда я вернусь домой» Варвары Межовой, «Школа и война» Марии Хадаханэ. Не в каждом доме сохранились письма с фронта. Далеко не все видели их, читали. Татьяна Перфильева пишет о солдатских письмах. Как это страшно: получить сначала жизнерадостное, бодрое письмо с фронта о том, что сын и брат жив и здоров, получил правительственную награду, а следом – похоронку.

На другой странице газеты, в рубрике «Новинки» информация «Фронтовые письма», под таким названием в Тувинском книжном издательстве недавно вышла книга. Автор информации приводит строки из одного письма, включенного в книгу: «Мама! Победа близки, наша Красная Армия уже громит врага на пороге его змеиного гнезда – это Берлин. Больше писать нечего». Автор письма, Феноген Туренко, погиб в последний день войны.

“Вести Кызыла”
Редактор Темиран Даргын-оол

В третьем номере В. Тимофеев пишет о том, как начиналось строительство Кызыла: «Начиналось это так».  Вначале всем казалось, что затевается дело зряшное, что овчинка выделки не стоит. Сейчас это странно и непонятно: как можно было так относиться к новому городу?

«С грустью мы смотрим на вновь возникающий переселенческий город Урянхайского края, и думается, что это является не результатом жизненной необходимости, а плодом вдохновения переселенческого чиновника, выдумавшего в глуши со скуки целый город», – писал некто в газете «Отклики Сибири». И деловые круги Минусинска иронично восприняли сообщение о начале строительства нового города. М. Г. Сафьянов, выступавший под псевдонимом М. Кайский, в январе 1915 года писал «За свою двухлетнюю работу в Урянхайском крае Переселенческое управление, благодаря деятельности своего представителя господина Габаева, сделало очень много. Начав с перестройки переселенческой амбулатории в поселке Туран и неудавшихся попыток по устройству волостей за пределами Усинского пограничного округа, Габаев перешел к более солидным предприятиям, закладке при слиянии двух Енисеев города Белоцарска».

“Эфир”
Редактор Александр Филатенко

В двадцать шестом номере – публикация  Монгуша Кенин-Лопсана «Сбылось предсказание шаманки Хандыжап». Его материалы всегда привлекают особенной распевностью: «Благословляю тот летний сон-полудрему, сквозь который услышал тихий разговор родителей о том, что надо пригласить бабушку-шаманку Хандыжап, в народе Хам-Кадай, по-русски – Шаманка Женщина». Его публикации обращают на себя внимание и оригинальным взглядом со стороны, интересным поворотом, удивительным сравнением. Вот, например что, говорит шаманка: «Пусть он сядет на коня Тигра, а с собой поведет коня Челер-Кара (вороного иноходца), потому что он знает охотничью тропу, а по большой дороге ехать нельзя, вдруг их увидит «чангыс каратыг кижи» (дословно: человек с одним глазом, то есть партийный человек)». Немного непонятно, почему синоним партийца – человек с одним глазом, но все равно хорошо. 

Сейчас в Туве проживает около тысячи бурят, а раньше их было еще больше, Мария Хадаханэ пишет о бурятской диаспоре – «Чтоб я обрел невиданную силу…». Мария Андреевна рассказывает о бурятах, для которых Тува стала второй родиной, о работе бурятского культурного центра «Байкал». Но что самое интересное, эта статья написана совсем не в ее стиле. Обычно она пишет более лаконично, емко, точно. Узнаваема ее статья в «Тувинской правде» от 21 июня и совсем неузнаваема в «Эфире». Может быть, мастер меняет стиль? Но это будет видно уже из других публикаций.

“Информ плюс”
Редактор Эльвира Лифанова

У Аркадия Райкина была симпатичная миниатюра. «О вреде самогона». Заезжий лектор говорит о вреде разных сортов самогона, но тут из зала его спрашивают: «А какой лучше?», – и беседа плавно переходит в обсуждение достоинств самогона, приготовленного из разных продуктов.  Казалось, что это очень смешно и совершенно неправдоподобно, и от этого – еще смешнее. Но почему последнее время все чаще газеты вполне серьезно обсуждают достоинства алкоголя? В двадцать пятом номере опубликована статья П. Сидрова «Чьи интересы защищают наши избранники?». В ней – немало тревожащих фактов и статистических данных: «Восемьдесят процентов погибших лишаются жизни, находясь в алкогольном опьянении. В состоянии алкогольного опьянения совершается от сорока до шестидесяти процентов правонарушений. Только за первую неделю июня от алкогольной интоксикации умерли семь человек».

Я не понимаю. Я совершенно не понимаю, для вас лично будет ли какая-нибудь разница в том, пострадает ваш близкий человек от привозного или от местного алкоголя?

Давайте не будем смешивать вещи, не имеющие ничего общего. Ясно, что все заботятся о своих интересах. Кому-то важно сохранить спиртоносныйпромысел, кому-то важнее наладить выпуск местной водки, но никому не выгодно, чтобы народ стал меньше пить. Зато все ловко оперируют смертельными (и в прямом, и в переносном смысле) цифрами. Алкогольная интоксикация может наступить и после приема легального алкоголя, отказать печень или почки вполне могут и от местного алкоголя, приобретенного в государственном магазине. Но это уже неважно? Главное, что бы  прибыль осталась в республике?

Обидно другое. Часть населения делает все, чтобы дать нажиться производителям и продавцам алкоголя, все равно – нашим или засаянским. Не жалея собственного организма, не жалея собственных детей, они все больше денег вкладывают в алкоголь. Может быть, они зомбированы? Кто может так действовать во вред себе?

Пьем. Может быть так задумано природой – уничтожение части населения?

Ирина Качан
  • 3 373