ОТКРЫТЬ ТУВУ ДЛЯ МИРА
Сегодня, друзья, я хочу поделиться с вами мыслями, возникшими в связи с прошедшим 3-6 июля в Чадане Пятым международным фестивалем живой музыки и веры «Устуу-Хурээ». Активные читатели, телезрители и радиослушатели могут в сердцах воскликнуть: «Опять Чадан, опять фестиваль, ну сколько можно о нем писать и говорить?! Что еще можно об этом сказать?»
Можно. И нужно. Сегодня я хочу поднять тему, которую еще не затрагивали: взаимоотношение общественной инициативы и власти.
Да, ни одно общественное событие в Туве не вызывало столько положительных, искренне-восторженных откликов прессы, как фестиваль «Устуу-Хурээ»: объемные полосные материалы во всех мыслящих местных СМИ, радио- и телеэфир, статьи в российских, зарубежных газетах и журналах, уже подготовленные и готовящиеся нашими российскими и иностранными коллегами, побывавшими на фестивале.
В Министерстве культуры Тувы даже удивляются: почему именно об этом фестивале так много пишут и говорят? Какая-то детская ревность начальников разных мастей ощущается: ну почему все повторяют имя «какого-то там» Игоря Дулуша, музыканта без всяких чинов и званий?
Завистливая ревность, как я уже не раз убеждалась, одна из основных составляющих большинства наших начальственных кабинетов. В них не просто опасаются, а до нервных судорог боятся всего яркого, большого: ярких личностей, больших, масштабных проектов и дел. Боятся, потому что в свете этих личностей и дел блекнет до полного ничтожества тот начальник, чья временная величина измеряется только временной громкой должностью. Только солнце не боится света звезд, только луна еще ярче сияет в окружении созвездий. Так что вот простейший тест для начальника любого ранга: оглянись вокруг – кто в твоей команде, кто тебя окружает? Звезды, таланты, величины или серости, стандарты, нули? А теперь угадай с одного раза – кто ты есть сам?
Увы, наши даргалары до сих пор с детской наивностью полагают, что авторитет и значимость – это кресло плюс костюм с галстуком плюс живот и сурово-недоступное лицо. Они ужасно обижаются: почему их, мимоходом почтивших своим высоким присутствием фестивальную поляну, не окружают высоким почетом и вниманием? Почему не их, а каких-то там музыкантов наперебой интервьюируют журналисты? Почему не с ними, а с какими-то странными личностями без всякого намека на галстук спешат сфотографироваться девушки?
Для того чтобы понять душу фестиваля, мало «отметиться» на нем для галочки, нужно пожить вместе с участниками в палатках и юртах, попеть ночью у костра, пройти в трехчасовом музыкально-карнавальном шествии по Чадану – разноязыкой, разновозрастной, но такой единой и дружной колонной, которая по мере шествия все увеличивается, обрастая чаданцами. Нужно увидеть глаза чаданских ребятишек, сначала робко, а потом все смелее общающихся с приехавшими гостями. Именно здесь, наглядно, в простом неформальном общении, они конкретно и зримо понимают: непохожий – это не враг, это не опасный чужой. Он такой же, как и ты человек, хоть и говорит на другом языке. И даже не зная языка, можно понять его, вместе спеть, просто улыбнуться и пожать руку. И подружиться…
Пятый по счету фестиваль показал – он давно перерос уровень музыкальной тусовки, выйдя на серьезный российский, международный уровень не просто по числу участников, а по масштабности идеи – взаимопонимания, сотрудничества, единения людей разных национальностей, вероисповеданий, возрастов. «Такого мы не видели и не ощущали ни на одном другом фестивале», – в один голос говорили российские и иностранные гости, журналисты. Из Чадана они уезжали не просто переполненные впечатлениями, а с огромным чувством любви к Туве, ее народу, культуре.
Образ опасной Тувы и еще более опасного Чадана, где режут всех без разбора – стереотип национальных конфликтов начала девяностых годов – рассыпался в прах. И в этом – огромное политическое значение фестиваля, ставшего сегодня символом не враждебной, а новой Тувы, открытой всему миру.
Увы, этого нового, глубокого общечеловеческого значения фестиваля «Устуу-Хурээ» до сих пор не дано понять многим чиновникам, наблюдающим жизнь из окон своих кабинетов.
Говорю об этом откровенно и со знанием закулисной стороны дела, так в этом году и мне, и всему коллективу газеты пришлось стать добровольными помощниками оргкомитета фестиваля. Потому что очень хотелось сделать что-то нужное и важное для Тувы, для чаданцев, которых полюбила еще с прошлого фестиваля. Потому что впервые именно в Чадане на фестивале было решено провести десятую церемонию «Человек Года».
Подключившись к организационной стороне дела, я с ужасом убедилась в том, насколько недалекими, безынициативными и полностью равнодушными к делу могут быть наши чиновники. Конечно, я прекрасно знала об этом профессиональном недостатке госслужащих, но не предполагала, что в некоторых из них он достиг хронической, неизлечимой формы: полное неумение идти на контакт, ограниченность мышления, нежелание видеть перспективу.
Требовалось от них только одно – поддержать замечательную общественную инициативу: фестиваль, выйдя на международный уровень, уже не мог удержаться на нем без серьезной государственной поддержки. В результате вместо помощи и поддержки чуть было не получилось совсем иное: за несколько дней до фестиваля, когда уже объявлено было о нем по всей России – благодаря информационной поддержке «Радио России», и по интернету, когда уже пришло приветствие фестивалю из Государственной Думы, чиновники чуть было не отменили-запретили фестиваль в Чадане. Почему? Да потому, что лишняя обуза, заботы и беспокойства много…
При этом ответственные лица (не буду называть пофамильно, пусть живут) со значением поднимали глаза вверх и шептали: «Это он запрещает, все он… А мы, Надежда Мухарбековна, тут совершенно не при чем. Мы против него пойти не можем».
В результате оказалось все наоборот: именно Глава правительства Шериг-оол Ооржак после решающей встречи с Игорем Дулушем показал умение работать в сотрудничестве. Только после его вмешательства – проведения совещаний, личной поездки в Чадан, чиновники засуетились и стали делать то, что должны были сделать (или старательно делали вид, что делают то, что должны были сделать).
Честно говоря, я после этого зауважала Шериг-оола Дизижиковича, сумевшего, в отличие от своих подчиненных, понять всю важность «Устуу-Хурээ» для республики. Показал Глава правительства и свое умение быстро ориентироваться, брать ситуацию под контроль. Но в то же время и посочувствовала ему: ну как же работать с такой командой, которую только пинками можно заставить что-то делать для своего народа? Как можно чего-то добиться с теми, кто ищет не средства для того, чтобы что-то сделать, а причины для того, чтобы ничего не делать? И при этом так и норовящих подставить и своего руководителя, и друг друга? Ой, тяжело, очень тяжело работать в такой нездоровой атмосфере подсиживания, конкуренции, недоверия и неискренности. Даже мыслящий, инициативный, творческий человек, попав в эту атмосферу, чаще всего рано или поздно вянет и становится как все. Или уходит. Нет, никогда я не променяю свою трудную, но свободную журналистскую профессию на должность чиновника…
Знаете, вот только сейчас, когда написала предыдущие строки, я поняла для себя, почему так трудно пробиваются идеи «Устуу-Хурээ» – идеи сотрудничества, объединения и взаимопонимания в – среде чиновников. Потому что они просто изначально чужды и непонятны большинству представителей этой среды. Климат у них там такой. Климат подлый.
Самое грустное, что и в самом Чадане, за пять лет его проведения, кожуунное руководство так и не поняло всего значения этого фестиваля для воспитания и жизненных перспектив жителей кожууна. До сих пор, как я поняла, фестиваль воспринимается руководством Дзун-Хемчикского кожууна, как что-то чуждое, ненужное, не дающее спокойно жить. И если сами чаданцы, простые люди без званий и чинов, продемонстрировали на фестивале огромное дружелюбие, гостеприимство, открытость, то, увы, глава Дзун-Хемчикского кожууна Никита Куулар показал на встрече с гостями фестиваля совсем другие качества.
Встреча с руководством кожууна была заранее запланирована, обговорена, включена в план фестиваля – ради поднятия имиджа кожууна, по мировым дипломатическим стандартам. Это так принято в цивилизованном обществе: глава региона, области, района на правах хозяина обязательно принимает гостей, журналистов, оказывая им свое уважение, а те, в свою очередь, оказывают уважение ему. Увы, встреча с главой Дзун-Хемчика получилась весьма далекой не только от уровня мировых стандартов, но даже от уровня обыкновенной вежливости…
Когда российские журналисты, тщательно записав в свои блокноты по буквам ФИО Никиты Хокпалдаевича, чтобы не ошибиться и с должным уважением назвать его правильно, прибыли к зданию администрации, то их там никто не встретил. Мне даже неловко стало: дернула я людей с фестивальной поляны, услышав объявление о том, что глава кожууна ждет, наконец-то, их в своем кабинете, а даже и в кабинет некому проводить. Ну, думаю, это по неопытности – растерялся глава кожууна, впервые к нему такая представительная пресса идет. Кто бы в России вообще знал его имя-отчество, если бы не этот шанс. Готовится, наверное, волнуется. Сейчас в кабинете покажет себя в самом лучшем свете. Показал…
Не улыбнулся в ответ на улыбки, не встал, не пожал рук, не пригласил сесть за стол. Даже познакомиться с пришедшими не захотел. Что-то такое совершенно невразумительное стал испуганно-резко и непонятно выговаривать: «Я тут жду, а вы опаздываете… Где субординация?.. Я вообще хотел встретиться с руководителями иностранных делегаций… А вас кто сюда позвал? Я с вами говорить не буду!»
Гости-журналисты, преодолевшие столько километров, чтобы написать о Чадане добрые слова, сначала дара речи от такого «цивилизованного» приема лишились, а потом гордо-вежливо ушли. А на улице сначала пожимали плечами, а потом долго смеялись. Я, конечно, извинилась за Никиту Куулара, кому-то надо было извиняться. И коллеги все поняли правильно: этот чиновник – еще не весь тувинский народ.
Не знаю, чем можно помочь Дзун-Хемчикскому главе и ему подобным. Может, в правительстве стоит курс ликбеза открыть (ликбез – ликвидация безграмотности) на тему: «Как вести себя на приемах и пресс-конференциях?». Предлагаю несколько простейших правил, которые должны зазубрить зачисленные в ликбез.
Памятка для неопытных начальников-даргаларов.
1. Если к тебе в кабинет пришли гости, то сначала выйди из-за стола и пожми им руку. Рукопожатие осуществляется правой рукой (не перепутай!).
2. Встречай гостей с улыбкой. Улыбка – это такое движение губ, при котором их края поднимаются вверх. Схема улыбки прилагается – J. Рекомендуется ежедневно репетировать перед зеркалом, постоянно сверяясь со схемой.
3. Если видишь у журналистов в руках фотоаппараты, телекамеры и диктофоны, не пугайся и не прячься под стол. Эти вещи не опасны, они не стреляют. Эти люди не собираются тебя убивать. Они хотят только поговорить.
4. Заучи наизусть слова: «Здравствуйте!», «Пожалуйста», «Я очень рад вас видеть на гостеприимной тувинской земле», «Спасибо за внимание». Если боишься ляпнуть что-то не то, хотя бы постоянно повторяй их без остановки, в произвольном порядке, при этом без перерыва выполняя пункты №1 и №2. Журналисты поймут, что ты не Цицерон и быстро уйдут, ничего не записав, зато сохранив о тебе впечатление, как об очень вежливом, милейшем человеке.
Впрочем, впечатление от этой «дружеской встречи» в кабинете главного Дзун-Хемчикского начальника быстро развеялось. Большинство коллег сочли этот эпизод просто недостойным внимания и упоминания. Замечательно добрая передача о фестивале и чаданцах «Чаданское время» абаканской тележурналистики Людмилы Растащеновой уже прошла на хакаском ГТРК. Кстати Людмила Растащенова – замечательный друг Тувы, заслужившая звание «Человек года - 2003» за цикл передач о людях Тувы, была в числе тех гостей-журналистов, кого Куулар выставил за дверь, не соизволив подать руки.
Людмила Васильевна нигде в Хакасии не упомянула об этом человеке. Зачем? «Ощущение крылатости», как она выразилась, осталось у нее от других неформальных встреч – с музыкантами, с самими чаданцами. Как тепло приняли нас у себя дома Светлана и Николай Санаа, просто пригласившие нас в гости, как друзей. «Спасибо, что вы помогаете Чадану, Туве, по-доброму рассказываете о наших людях», – сказала Светлана Кужугетовна, старшая сестра Сергея Кужугетовича Шойгу, скромнейшая женщина, никогда не выпячивающая свое громкое родство. Какую теплую встречу-экскурсию для журналистов и музейщиков Минусинска и Красноярского края, приехавших в Чадан под руководством замечательного энтузиаста – директора Мартьяновского музея Людмилы Ермолаевой, устроила в музее имени Буяна-Бадыргы его директор Виктория Пюрюна.
Как удивились мы, когда у руин храма «Устуу-Хурээ» всех приехавших встретили жители села Бажын-Алаак, угостив гостей полным набором национальных блюд и гостеприимства. Такая встреча была впервые за пять лет фестивалей. Новая председатель бажын-алаакской администрации Александра Донгак просто растрогала всех своей душевностью.
А Даа-Лама Дзун-Хемчикского кожууна Аяс-башкы? Все дни фестиваля ходил он не в духовной, а в обычной светской одежде – работал на самых сложных участках, постоянно интересовался самочувствием гостей, их настроением. Мало кто знает, что именно он, духовное лицо, вдвоем с Тимуром Дулушем, заведующим духовным отделением Кызыльского училища искусств, грузили 5,5 кубометра досок для фестивальной сцены – больше, некому, было, это сделать.
А Роза Деге, Человек Года–2003, дирекор чаданского горпо «Северянка»! Какой вечерний прием по собственной инициативе гостеприимства устроила она в столовой горпо для Людей Года, российских журналистов. Мы даже онемели, войдя в столовую после палаточно-юрточной жизни: и обстановка, и сервировка – все на высшем уровне, даже удивительно было увидеть такой шик в Чадане. А главное – человеческое общение, которое создала на этом вечере Роза Деге, оказавшаяся не только деловым руководителем, но и артистичной натурой, глубоко мыслящим человеком. Особенно запомнились мне ее слова, сказанные на прощанье: «Раньше я жила только своими проблемами, а теперь, после всего, что увидела и услышала на фестивале, после того, как познакомилась со всеми вами, буду стараться делать больше для Тувы, для России».
Так что есть в наших районах мыслящие люди, те, на кого можно опереться, кто умеет мыслить масштабно. Не в среде чиновников, так в среде подлинных народных интеллигентов можно всегда найти поддержку общему делу.
Может быть, слишком критична я к госслужащим? Конечно, не все они такие ограниченные, какими предстали перед вами в собирательном портрете. Есть искренне переживающие за дело, за свой народ. Очень хвалили мне участники фестиваля, поехавшие после Чадана на озеро Сут-Холь (теперь сожалею, что сама не рискнула поехать), главу Сут-Хольского кожууна Ивана Монгуша, принявшего гостей с душой и заинтересованностью, приглашавшего и музыкантов, и журналистов приезжать еще. От Дзун-Хемчикского главы фестиваль такого приглашения на следующий год не получил.
Может, и действительно переместить фестиваль «Устуу-Хурээ» в 2004 году в другой кожуун? И не из-за обиды, сами-то дзун-хемчикцы никого и ничем не обидели, а ради того, чтобы все новых и новых друзей объединял фестиваль. Чтобы шагал он по всей Туве, объединяя всех нас – таких разных, но таких близких. И чествование Людей Года по опросу читателей «Центра Азии» вместе с фестивалем проводить то в одном, то в другом кожууне, отмечая не только кызыльчан, но и лучших людей каждого района. Объявить конкурс среди районов республики – кто может и достоин принять у себя такой значимый Международный фестиваль, и ехать туда, к самым достойным – такая мысль зреет в оргкомитете фестиваля.
Как вам эта идея, земляки? Жду писем и предложений от жителей, от руководителей кожуунов, всех, кто хочет, чтобы и их район стал центром праздника живой музыки и живой веры. От тех, кто хочет сделать что-то важное и значимое для своего народа, для Тувы, для России. Кто хочет открыть свое сердце миру и открыть для мира нашу прекрасную Туву.
Надежда АНТУФЬЕВА