ПРЕССА ТУВЫ И О ТУВЕ
У человека может быть какой-нибудь сакральный предмет. А у Земли есть сакральное место – Тува. И ведь не северный полюс, и не железная гора, которые притягивают к себе стрелки компасов, а иной магнит – магнит, притягивающий людей. Причем, от расстояния его действие не очень-то и зависит.
Пятый раз приезжает сюда француженка Патрисия Шишманова. Ездит по кожуунам, знакомится с людьми, останавливается в гостиницах или юртах. Для чего она это делает? Может быть, она журналист, ездит по заданию редакции? Вот ведь ее статьи в журналах. Но профессиональным журналистом Патрисия себя не считает. В журналы (и самые популярные!) она действительно дает статьи, пишет то, что нужно этим журналам: нужен портрет женщины-современницы – вот вам шаманка, нужно о религиозной ситуации – вот вам шаманизм. Но главное – сама Тува, ее люди, тот магнит, который притягивает ее сюда. Это проглядывает во всех публикациях.
“ЛЁ Пуа” (“le POINT”, ФРАНЦИЯ)
Редакторы Клод Имбер, Франц-Оливье Жизбер
Один из популярнейших французских еженедельных журналов «Le Point» в мае этого года поместил статью Патрисии Шишмановой «В клинике души». Это очень интересная статья, не только потому, что она рассказывает французам о наших шаманах, но и потому, что и мы можем достаточно ясно представить себе уровень знания французов о Туве и о шаманизме. Практический шаманизм для них явно в диковину, но теоретически они достаточно хорошо представляют себе эту древнюю религию.
«Тос Дээр», как считает автор, – это необыкновенная поликлиника, где врачи одеты, неожиданно для иностранцев, в разноцветные халаты, перья, на них затейливые головные уборы. Их дело – лечить человека. Именно человека, а не только его тело. Лечат душу.
Шаманы, которые работают в клинике, совершают различные ритуалы, и эти ритуалы имеют действия в разных мирах. В Туве шаманы умеют объединять миры, умеют путешествовать в мире, который считается реальным для нас, и в мире духов, который для шамана тоже живой, реальный мир. У шаманов есть разные способности, они целители, медиумы, они могут общаться с предками человека. Коммунизм, по сути, ничего не изменил, в мировоззрении, тувинцы всегда верили в силу шамана.
Особая роль, миссия у Монгуша Кенин-Лопсана, он собрал и сохранил алгыши, сохранил шаманизм, способствовал его официальному признанию. Патрисия излагает краткую биографию Кенин-Лопсана, пишет о его бабушке, которая была в лагерях, она лечила дочь начальника лагеря, и ее уже отпустили, но она умерла, не успев добраться до родной юрты. В то время шаманы проводили ритуалы тайно. Затем произошли серьезные изменения. Было основано общество «Дунгур», шаманизм стал привлекать иностранных туристов.
«Для нас это странно, – пишет автор, – шаманизм это не городская культура, и сейчас очень странно видеть много шаманов в городе». «Le Point» – не научное издание, но уровень его читателей таков, что теоретические выкладки вполне уместны.
Организация общества и другие мероприятия помогли сделать так, что шаманизм приобрел официальный статус. Шаманам легче стало жить и работать, общение с иностранцами дает им возможность общаться с шаманами из других стран. Хотя, в то же время уже есть некий поток, некое движение обратно – в кожууны, к природе, к народу. Эти шаманы не обязательно носят национальные халаты, шаманскую одежду, но они все равно – целители.
Что получит иностранец или любой другой человек, общаясь с шаманами? Если приехал только посмотреть на экзотику, то он это и получит. И не больше. Если нужны более глубокие знания, то шаман почувствует это и даст именно то, что надо.
Эта идея, может быть, и не новая, но примененная к Туве, помогает понять и простить туристов и журналистов, которые ехали сюда, заранее зная, что они хотят увидеть: экзотику, грязь или национальные конфликты. Немного напоминает ситуацию с гномами в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса: они сидели в райском саду, но были уверены, что сидят в смрадном сарае, а те, кто говорят, что вокруг прекрасный сад, им лгут или обманываются сами.
В апреле этого же года одна из статей Патрисии Шишмановой была опубликована в другом французской еженедельнике, в женском журнале.
“МАРИ ФРАНС”
Редактор Анн-Флоранс Шмит
Статья называется «Надя – шаманка и путешественница». «Мари Франс» часто печатает на своих страницах материалы о судьбах интересных женщин.
Есть такая Надя, она ездит по кожуунам, проводит обряды. Сначала работала в «Дунгуре», но выбрала природу, она несколько отстранилась от всех, чувствует, что сейчас ей нужно быть ближе к природе.
Переводя мне свою статью, Патрисия говорила, что в детстве никогда не могла ответить на вопрос, который очень часто задают детям: «Кем ты будешь?». Она не знала, кем же ей хочется быть. В детстве выбирать судьбу нелегко. А взрослому еще труднее. После крушения социалистической системы многие потеряли работу, им надо было заново выбирать, кем же им быть.
Надя была учителем рисования, но заболела. Ее лечил Монгуш Кенин-Лопсан и нашел у нее признаки особой шаманской болезни. Он и посоветовал ей стать шаманкой.
Автор рассказывает о некоторых конкретных действиях шаманки, о ее камланиях. Пришел один человек, просил сделать ритуал (очевидно, совершить камлание, как можно понять из текста) для предков. Они все поехали на место, где растет родовое дерево. Провели там моление. Этот человек плохо себя чувствовал, его душа была неспокойна, но после ритуала ему стало значительно легче. Каждый год, или раз в три года нужно ехать к родовому дереву, общаться с предками, тогда жизнь станет более полной и спокойной.
Сама Надя уже устроила детей, она чувствует себя свободной, решила найти деревню, чтобы там жить. До этого она шесть месяцев жила одна в избушке, взяв силу у природы.
Надя и Патрисия едут по Туве, в Эрзине провели – ритуал для лошади. Один человек узнал, что Надя шаманка, попросил сделать ритуал для дома. На некоторые ритуалы лучше не смотреть, но некоторые Надя показывала, объясняла их значение. Решили ехать в Тоджу, дорога была очень тяжелой, но когда они приезжают в Тора-Хем, узнают, что Наде надо ехать в Кызыл, ее приглашают в Америку.
Уже после опубликования статьи выяснилось, что поездка в Америку не состоялась. И, может, оно к лучшему. Надя по-прежнему считает, что ее место – ближе к природе.
Патрисия приезжает в Туву, подолгу здесь живет. Она знает, что ей нужно больше, чем просто экзотика, ей хочется понять то, что делает Туву сакральным местом. Она ищет в Туве истину. Я думаю – найдет. Ведь в Туве каждый видит то, что он хочет увидеть, и находит именно то, что ему надо.
На снимках: Патрисия в Туране, в гостях у тувинской коллеги Татьяны Верещагиной.
Патрисия едет по Туве. Маленькая остановка – замена колеса.
Ирина Качан