«ПАРАД» ЮРТ БУДУЩЕГО
Праздничный «парад» юрт могли наблюдать кызыльчане и гости Наадыма 15 – 17 июля недалеко от Кызыла – в местечке Тос-Булак. Природа сжалилась, и день был ясным. Еще утром, подъезжая, можно было видеть большое скопление машин у юрточного городка. Гостей было много. Особенно удивительно было встречать как всегда радостных уже знакомых по июльскому фестивалю «Устуу-Хурээ» иностранцев, и даже так же одетых.
Там же, на фестивале, мне впервые пришлось ночевать в юрте. Тогда я все глядела на ночное небо сквозь верхнее отверстие юрты и ждала, когда же у меня появиться связь с космосом, то удивительное чувство, о котором так много мне рассказывала подруга-тувиночка, но, кроме холода, так ничего и не почувствовала.
Юрта была практически бутафорская, не утепленная ничем, да и холодная мать-земля, от которой меня отделял тоненький прорезиненный коврик, не прибавляла романтики. Поэтому теперь я придирчиво смотрела: как же живут и не мерзнут в настоящих юртах.
А живут все по-разному и в то же время – одинаково. У кого-то ковры на полу, у кого-то оленьи шкуры, все юрты уютно и тепло укутаны войлоком. Но ощущение бутафорности не оставляло. Лишними смотрелись в интерьере национальных юрт телевизоры, холодильники и прочие удобные электрические вещицы. Оказалось, что внесение подобной цивилизации в животноводческий быт было чуть ли не главным условием конкурса, жюри которого возглавлял заместитель Председателя Правительства РТ В. Лавриненко. Вот араты и постарались, привезти все, что можно было собрать по району. Кто-то пытался поразить зрителей прозрачным холодильником, но монгун-тайгинцы «переплюнули всех» в юрте Монгун-Тайги на второй день появился еще и компьютер!
Стало ясно – опять показуха. Зачем все это в степи или в тайге, где электричество просто не проведено? Станет ли тратить арат столь дорогое топливо движка для того, чтобы вскипятить кипяточку в электрочайнике, поиграть на компьютере? Да, конечно же, нет. Кому «очки втираем»? Если сами себе, то вроде как-то незачем, что мы не знаем, как простой арат живет? Иностранцам? Да ведь, хоть у Задорного «эти американцы, ох, и тупые», наши-то иностранцы не в первый раз приезжают и путешествуют по Туве, а некоторые подолгу здесь живут.
Зато жюри, в составе которого было еще несколько замминистров различных министерств, все это очень понравилось. Уж они в удобствах хорошо понимают. Для них и была выставлена вся эта техника, которая на фоне истинно-национального, тувинского, еще более смотрелось бутафорией. Поэтому и получился такой конкурс «юрт будущего».
Сами араты были честны: хозяин монгун-тайгинской юрты Владимир Чургаа, заслуженный работник РТ, глава большого семейства (три дочери и сын) не скрывал, что не пользуется электричеством в быту, и все это только ради конкурса. А все остальные вещи в юрте – мебель, ковры – изготовлялись всей семьей. Ковры белые с черным орнаментом (очень красивые) были сделанные из шкур оленей, из их же меха на кроватях лежали связанные бело-черные кружки, один из которых был подарен Людмиле Нарусовой, посетившая вместе с Шериг-оолом Ооржаком и свитой эту юрту, которая и без всяких прибамбасов была самой приметной. Людмиле Борисовне очень понравились яки, привязанные вместе с лошадью у юрты к «сытному столбу». Так иронично называют столб, к которому привязывают у юрт животных (иронично, потому что их у столба не кормят). Таких яков в стаде Владимира Чургаа ровно сто, есть и другой скот, и все дети помогают родителям ухаживать за стадами.
Каждый район пытался хоть чем-то выделиться. Чаа-хольцев, например, поддерживала шаманка Клара Монгуш и ее ученица. Как раз когда я с интересом разглядывала шаманские ритуальные принадлежности, поддержать хозяина юрты, потомственного чабана Василия Санду, зашел лама, доктор буддийской философии, первый заместитель Камбы-Ламы Матвей Чойбонов, приехавший в Туву с «великой миссией» продолжать «великое дело священных служителей прошлого». Так под одной гостеприимной крышей символично собрались люди разных религий: шаманизма, буддизма и православия.
По мнению зрителей, а это было видно по постоянному скоплению людей у выставки пушнины, добываемой тоджинскими охотниками, и возле чума, не менее интересной была тоджинская экспозиция. Два удивительно красивых оленя, привезенных на машинах с тоджинского перевала Сыынау, постоянно собирали вокруг себя желающих сфотографироваться. «Олень – это самое простое и верное животное, – рассказывает хозяин чудесных красавцев Азиат Байыр-оол. – Для него не надо заготавливать сено, можно просто отпустить на волю, он попасется и обязательно вернется. Сейчас много молодых приходит в оленеводство. В тайге все интересно, а здесь в городе что делать? Постоянная суета, народ, жара».
В берестяном чуме, традиционном жилище охотников и скотоводов Тоджи, было не менее интересно. Полы, застеленные шкурами медведей, выглядели роскошно, стены были пушистыми от развешанных шкур рыси, соболя, даалыни барба (мужские и женские сумки сделанные из шкур оленя). На полу чума стояли наполненные голубикой, сыром из оленьего молока (кстати, очень вкусным) и хлебом берестяные ведра – соо. Все сделано своими руками, так же, как изготавливали эти вещи и продукты предки. Даже одежду тоджинцы сшили на себя сами, на старенькой ручной швейной машинке, стоявшей здесь же. Но для жюри этого оказалось мало.
Главный приз – «УАЗ-469» получили монгун-тайгинцы, 10 тысяч рублей получил Тес-Хемский кожуун за второе место, за третье – барун-хемчикским животноводом вручено пять тысяч рублей, которые естественно не окупили затраченных на конкурс средств. Остальным участникам вручались дипломы и еще более мелкие денежные призы.
Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК