Новые сказки

Давайте предположим, что письменность вдруг исчезла. Посмотрим, что будет в этом случае, и потом опять вернемся в свое любимое «письменное» время, к своим газетам и журналам. А произойдет, естественно, бурное развитие фольклора, появятся новые сказки, потому что при многократной передаче одной и той же информации об одном и том же человеке текст сообщения постепенно будет изменяться, на первое место будут выходить более общие черты, и достоверная вначале информация начнет обрастать какими-то небылицами.

А если человек изначально удивителен, то сказка уже практически готова.

“Шын”
Редактор Артур Хертек

Что вы скажете, например, о таком начале сказки: «Жил-был могучий старый богатырь, и было у него семь сыновей и одна дочка. Сыновья все как один тоже были могучими богатырями. Народ собирался, все смотрели, дивились, когда богатырям приходило в голову себя показать, силушку свою потешить, устроить состязания в борьбе и ловкости». Хорошее начало для сказки? Хотя это просто «вольный пересказ» начала статьи Аваа Монгуша «Отец богатырей – дедушка Мортей-оол» (номер от 30 сентября).

Народ Чес-Булуна называл его «Дедушка, который говорит по-русски». Когда он был молодым, работал у русских и выучил русский язык. Его самый старший сын – знаменитый в Сут-Холе борец Моге Араптан. 

Второй сын, Борбак-оол – тоже борец, и третий сын – Сарыг-оол – борец, затем идут братья Байыргын и Сегленмей, они тоже борцы. Ну и так далее. Традиция не прерывается, и внук Сыын-оол Кужугет, сын  Сарыг-оола,  тоже известный в республике борец.

И вот уже  для сказки есть зачин, есть семь богатырей, и их единственная сестра, у которой, к тому же, есть единственный сын.

А о чем будет сказка – зависит только от рассказчика. Главное, не забыть описывать состязания богатырей, которые организовывало само правительство, ну, вроде турнира при дворе короля Артура, или состязания былинных богатырей при дворе  Владимира Красное Солнышко.

Сказку о фее, исцеляющей людей одним своим прикосновением, можно создать на материалах этого же номера. Фею назовем «Ачы-буянныг» – «Благоприносящая», ведь именно так называются материалы Дудаа Ооржак о человеке самой гуманной профессии – о враче Бора Кууларовне Биче-оол.

Дословный перевод с тувинского уже вызывает в памяти сказания и былины. А в этом случае автор, рассказывая каким, по его мнению, должен быть идеал врача, приходит к выводу, что героиня его статьи именно такая. И чувствуешь, что только письменность, механически фиксируя все происходящее,  мешает возникновению легенды о травнице-целительнице, которая, к тому же, обучала молодых целительниц. Я, конечно, имею ввиду ее работу в медицинском училище, просто трудно выходить из сказочной жизни, из сказочной терминологии. Потому что дальше речь пойдет еще об одном сказочном персонаже.

“Комсомольская правда” (Красноярский выпуск) Редактор В. Сунгоркин (Редактор “КП-Красноярск” Андрей Ван)

«Бабушка Шура истребляет волков», – пишет Михаил Гаязов в номере от третьего сентября. В августе в «Тувинской правде» уже была статья об этой бабушке, а в «Комсомолке»  тот же материал – более «укрупненно», в расчете на то, что за Саянами могут и не знать о каких-то мелочах, о каких-то реалиях быта. 

Бабушка Шура – Александра Кужугет, в прошлом чабан совхоза «Кара-Холь», заслуженный животновод Тувинской АССР, после кончины супруга семь лет ведет кочевое хозяйство с двумя дочерьми и двумя внучками.

Бабушка Шура обеспечивает свое хозяйство всем необходимым,  лихо скачет на коне и борется с волками. Все. Сказка уже есть. Это может быть сказка о женском царстве или о великой волшебнице, которая покорила время. Волшебница жила на высокой горе, больше двух тысяч метров над уровнем моря, в городе жить не хотела, а легко и свободно чувствовала себя только в горах.

В реальном мире добраться до бабушки все же можно: пять часов езды из Кызыла в райцентр Тээли, еще четыре – на вездеходе до местечка Чыланыг-Адыр, ну а оттуда еще часа четыре пешего похода на проросшие лесом горные хребты Тайгылыга.

Я думаю, что в любом случае останется в памяти потомков  предание о старушке, которая виртуозно владела арканом и ножом, которая в сезон уничтожала немало волков, и даже кайгалы стали обходить стороной стоянку Александры Кужугет.

К сожалению, сказки бывают и плохие, страшные. Но эти сказки, как правило, создаются не в Туве.

“Информ плюс”
И.о. редактора Елена Локоткова

«Издательский дом «Знаки времени» из г. Красноярска (гендиректор Александр Синищук), тиражом в 11500 экземпляров издал «Атлас-путеводитель для автотуристов и всех путешественников», знакомящий с достопримечательностями Красноярского края, Хакасии и Тувы», –  об этом публикация Саяны Монгуш «Тува – Terra incognita».

Авторы путеводителя дали волю своей фантазии и занялись созданием сказок-жутиков. Оказывается, ущелье вдоль Усинского тракта «усеяно телами покойных водителей», – пишет Саяна Монгуш. «То ли это специфика трассы, то ли водители такие», –  комментирует путеводитель. Дальше – больше: «В начале девяностых в республике прошла волна агрессивного национализма, не имеющая аналогов в новейшей истории России. Сейчас она спала, и русских больше не вырезают целыми семьями. Русские бежали от погромов, и теперь на улице их не встретишь. В республике высокий уровень преступности, в значительной степени обусловленной известной проблемой тюркских народов – неспособности организма перерабатывать алкоголь. Здесь принято носить нож и использовать его в качестве коммуникации и обоснования своих взглядов.  Тюрки вообще плохо переносят плотские искушения».

Этот путеводитель – хорошее средство отпугивать туристов, как считает Саяна Монгуш.

Автор публикации находит и другие странные моменты в путеводителе: оказывается, тувинцы не отмечают дни рождения, они попросту не хотят замечать время, и в республике огромное количество мест, загрязненных радиацией.

Я не помню публикаций в местных газетах насчет радиации, может быть, часть этого и правда, авторы путеводителя утверждают, что, наконец-то, Хову-Аксы очистили от радиации, вывезены 62 радиоактивных источника, снят верхний слой грунта с участков земли, находящихся вблизи радиоактивных  отходов. Всю эту работу проделало НПО «Квант» из Красноярска. Если это не так, то пусть все остается на совести авторов путеводителя. А если это действительно так, то удивительно, что этим не заинтересовалась местная пресса.

Нужно ли обижаться на такие публикации? Я думаю, что нет. Ведь настоящие сказочные герои всегда отличались снисходительностью к слабости ближних, благородством, и нежеланием сводить счеты с соседями из-за пустых сплетен. Я думаю, что настоящие тувинцы так и поступят. Они творят свои сказки и легенды.

P.S. Может быть, сами будем выпускать свои путеводители, а не ждать, пока соседи в очередной раз проявят инициативу?

Ирина Качан
  • 3 577