ВЫБОРНЫЙ СПЕКТАКЛЬ

Не успев начаться, выборная агитационная страда уже преподнесла сюрприз. Снял свою кандидатуру Шолбан Кара-оол, считавшийся одним из серьезных претендентов на место в Думе по тувинскому одномандатному округу.

Произошло это 7 ноября – в первый день официального начала агитационной кампании, совпавшей с Днем согласия и примирения, ознаменованным приездом в Кызыл Сергея Шойгу.

 Шестичасовой визит сопредседателя «Единой России», открывший в Туве агитационную кампанию, затмил своим масштабом скромный митинг КПРФ у памятника Ленину, традиционно заменяющий теперь ушедшие в прошлое радостные демонстрации с красными стягами. Несколько десятков пожилых людей, четыре красных флага, слова «антинародный режим», «22 партии против КПРФ, против нас с вами», Григорий Ширшин, цитирующий Зюганова и Сталина.

Хочу отдать должное ветеранам – рядовым коммунистам, выстоявшем эти 30 минут на двадцатиградусном морозе – их искренняя верность своим идеалам достойна уважения. Кстати и Сергей Шойгу, отвечая на вопрос «ЦА» о том, какую партию на этих выборах считает самым серьезным и уважаемым соперником, ответил: «КПРФ, безусловно. Там – наше старшее поколение, там – мой отец. К рядовым членам партии отношусь с уважением. Но они не являются нашими соперниками».

Вопрос о соперничестве был главным, на который в Туве ждали ответа от солидера «Единой России». Дело в том что в тувинском одномандатном округе сложилась непонятная ситуация: соперниками оказались два кандидата – единоросса: Шолбан Кара-оол, выдвинутый на московском съезде партии, и Чылгычы Ондар, выдвинутый ее тувинским региональным отделением. Не урегулированная в самом начале в верхах ситуация внесла смятение в умы сторонников и сподвижников: за кого же держаться, в чью команду вступать? Кто все же «настоящий» выдвиженец «партии власти»? Ошибиться, вступая в политические игры, очень чревато…

Однако и на закрытой встрече с партактивом в «Аныяке», и на полузакрытой – в ТГУ – Сергей Шойгу не давал прямого ответа на этот вопрос, считая, что тем самым его «загоняют в угол» и советовал разобраться самим. На самом же деле никакой провокации в этом вопросе не было: просто наивные провинциалы все еще по своей простоте верят, что в политике можно получить откровенный ответ на откровенный вопрос.

«Дожал» Сергея Кужугетовича вопрос Амура Хоюгбана на итоговой встрече в муздрамтеатре (кстати, переполненное здание театра свидетельствовало – любовь земляков к «своему Сереже» не угасла). Отвечать пришлось.

«Я не знаю так близко и хорошо другого кандидата, как Шолбана Валерьевича, наверное, он тоже хороший человек… Единственное, что я могу сделать, чтобы разрешить вашу ситуацию, это попросить Шолбана Валерьевича снять свою кандидатуру. Приказать не могу…Только просить».

Шолбан Валерьевич тут же, в театре, вышел на сцену и (можно представить, чего ему это стоило) недрогнувшим голосом сказал:

«Мы не должны подставлять Сергея Кужугетовича... Должны сделать все, чтобы «Единая Россия» была в Туве... Хочу, чтобы в нашем обществе было единение и согласие. Ради этого я снимаю свою кандидатуру».

Сергей Шойгу оценил этот поступок, как поступок настоящего офицера и мужчины, достойного с его стороны всяческой поддержки.

А у присутствующих в зале осталось даже не двоякое, а троякое чувство. Вот несколько мнений участников этой встречи. «У меня ощущение, что меня втянули в какой-то не очень хороший спектакль», «Неужели в выборной политике всегда так?», «Я так и не понял: кто же здесь кого подставил?». И даже: «Это Шериг-оол Дизижикович показал, что в Туве – он хозяин, хотя ни одного слова, сидя в президиуме, не сказал».

Общим было одно – чувство недоумения. Впрочем, зачем недоумевать? Давно пора понять: выборы – это хорошо отрежиссированный спектакль. И если режиссеры что-то напутали в постановке, то страдают только те, кто наивно считал этот спектакль жизнью.

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 2 891