ЕГО ЧИСТЕЙШЕСТВО – СОРТИР
Моя дочь учится в школе пятый год. О том, что в учебном заведении должен быть туалет, и ребенок должен иметь возможность его по необходимости посещать, я вспомнила два года назад. Врач посоветовал обратить внимание. Тогда до меня, наконец, дошло: то, мимо чего мы, родители, стараемся пройти побыстрей, не дыша, и есть школьные «санитарные комнаты»...
Школы города перегружены. Эту фразу все – ученики и родители, педагоги и чиновники от образования, представители власти – с обреченностью и безнадёгой повторяют с 1994 года. В прошлом году за партами в Кызыле сидели на 47,9 (!) процента больше, чем предусмотрено проектной мощностью школ. Текущий учебный год не принес ничего утешительного. Большинство школ (включая и те, что имеют статус лицея или гимназии) работают в две смены. А три школы – (№№ 3, 11, 15) – и вовсе в три. В классах вместо 20-25 учеников – по 26-32. И каждому из них хотя бы раз в течение учебного дня, а это от четырех до шести-семи часов, нужно – по физиологическим нормам – посетить туалет. Спросите любого педиатра и он подтвердит: если «перетерпеть» раз-другой-третий и так – одиннадцать лет подряд, все наши «внутренние клапаны» придут в негодность.
І Именно этим руководствовались врачи, разрабатывая санитарные нормы, которых должны придерживаться при строительстве средних учебных заведений и их эксплуатации. Интересующие нас санитарные комнаты обрисованы со всеми подробностями в «Санитарных правилах и нормативах», вступивших в силу с 1 сентября 2003 года:
«На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинками с дверями без запоров. Количество санитарных приборов определяется из расчета один унитаз на 20 девочек, один умывальник на 30 девочек, один унитаз, 0,5 лоткового писсуара и умывальник на 30 мальчиков...
(Ни в одной школе города нормы эти не выполняются). Отмечено так же, что входы в санкомнаты не следует располагать напротив входа в учебные помещения или рядом с ними.
В документе отражены требования не только к школьным туалетам, но и к мебели, устройству гардеробов, спортивных залов, столовых, к освещенности, распределению нагрузки на учащихся. Но именно туалеты вызывают самую негативную реакцию. Постарался и наш брат-журналист, от души поехидничавший над «прилетевшими с Марса» разработчиками новых санитарных правил.
Должна огорчить всех, кто считает требования врачей прихотью, не достойной рассмотрения в наших «особых» условиях. Начнем с того, что «туалетные нормы» для школ родились не вчера. В новых санитарных правилах ничего нового про них не сказано. Все требования к туалетам разработаны много лет назад. Во всех школах Кызыла, которые сдавались в последние десятилетия (это школы №№ 1, 3, 4, 5, 9, 12) было предусмотрено, как утверждает главный санитарный врач города Валентина Назарова, оптимальное количество санитарных узлов:
«Все нормы были обсчитаны, все унитазы и раковины запланированы, исходя из проектной мощности школ. Все школы сдавались по типовым проектам. Но пройдите сейчас по ним и вы увидите, что многие туалет закрыты, точнее, помещения, когда-то отведенные под них, используются совсем по другому назначению. Туалеты казались ненужными. И не надо все сваливать на перегруженность школ. Процесс закрытия туалетов начался гораздо раньше. Я хорошо помню, например, ситуацию по третьей школе, помню и аргументы, которыми от нас «отбивались»: «Зачем такая роскошь: три классных комнаты и – туалет?». Сколько было разбирательств, сколько писем и предписаний. Все напрасно».
Вот вам и первая причина того, почему школьные туалеты стали «миной замедленного действия». Вторая получила подтверждение на одном из совещаний в администрации города около месяца назад, но существовала всегда: эксплуатация системы канализации, как, впрочем, систем отопления и водоснабжения – одно из самых «узких» мест в жизни школ и детских дошкольных учреждений. Сейчас эту проблему пытаются разрешить, поручив аварийное обслуживание специалистам муниципальной «аварийки». Понадобились годы и множество ЧП, чтобы власти до этого додумались.
Венчает пирамиду «туалетных бед» перегруженность школ, в условиях которой каждый унитаз вынужден не только «трудиться в две смены», но и «выполнять двойную норму». И тут, естественно, «крайним» оказывается директор школы. Он должен наряду с огромным количеством возложенных на него задач объяснять техническому персоналу, что несмотря на перегруженность школы, мизерную зарплату и весьма скудный набор моющих и чистящих средств, туалету надлежит быть чистым. Ему приходится объясняться с проверяющими и контролирующими, платить штрафы, изыскивать деньги (часто из пустого школьного кошелька) на замену санитарного оборудования, которое выходит из строя довольно часто. Помимо всего этого, каждый директор – тоже человек, вряд ли ему приятно каждый день, обходя свои «владения», ощущать непередоваемое «амбре», указывающее, что рядом – сортир. А ему ещё надо решить, куда втиснуть несколько парт для десятка-другого незапланированных, прибывших из кожуунов, учеников.
Год назад школьные туалеты чуть не стали объектом политики. В трех школах, в том числе наших «гигантах» – пятой и третьей – санитарное оборудование вышло из строя как раз в самом начале деятельности нынешнего мэра Кызыла и его команды.
Школы закрыли (по требованию санэпиднадзора). Некоторые горячие головы додумались до того, что усмотрели в действиях врачей признаки... саботажа. Свидетелем разговоров, в которых высказывались эти потрясающие мысли, довелось быть. Здравый смысл, к счастью, оказался сильнее. Ситуация обсуждалась на аппаратном совещании в мэрии 12 ноября 2003 года.
– Три школы закрыты, разбиты унитазы, нет раковин. Есть гороно, есть завхозы – чем занимались? Довели ситуацию до того, что сейчас «героическими усилиями» приходится наводить порядок. Из ряда вон выходящее происшествие, – резюмировал тогда мэр.
Долзат Ондар, руководитель гороно, сетовала: «Летом не было необходимых средств, в год мы по 15-20 унитазов ставим в школьные и дошкольные учреждения»... Унитазы и раковины установили, школы открыли. Вспышки гепатита, которой боялись врачи и родители, к счастью, не случилось. Этим положительные изменения в прошлом учебном году и ограничились.
Весной сменилось руководство гороно (теперь – комитет по образованию). В числе первых пакетов документов, которые получила Галина Гостева, была информация о состоянии школ города, подписанная главным санитарным врачом Кызыла. В подробнейшем документе санэпидситуация в школах представлена во всей красе. Здесь и перегрузка, и материально-техническая база, не соответствующая гигиеническим требованиям, в том числе – отсутствие канализации в школах №№ 7,8 (начальная), 10; требующие капитального ремонта системы канализации в школах №№ 2, 3, 4, 11, 12, 14.
Один из выводов: в связи с неудовлетворительной оснащенностью школ санитарно-техническим оборудованием растет инфекционная заболеваемость среди школьников. В 2002 году зарегистрировано 127 случаев вирусного гепатита среди учащихся, 98 случаев – острой дизентерии. Если говорить об уровне инфекционной заболеваемости на 1000 учащихся, то картина такова: школа № 5 – 4,5 процента, школа № 1 – 4,1 процента, школа № 8 – 3,9 процента, школа № 7 – 3,4 процента, школа № 4 – 3,2 процента. Причем, как признаются врачи, уровень инфекционных заболеваний – это только один из показателей, из тех, что на поверхности. Другие последствия «туалетной проблемы» заявят о себе позже, когда наши девочки задумаются о материнстве, а мальчики – станут мужчинами. Наверное, тогда многие из родителей не раз укорят себя в том, что постарались в свое время отмахнуться от неприятно пахнущей проблемы.
О том, что в школах нет возможности соблюдать самые элементарные нормы, которые могут позволить сберечь и так некрепкое здоровье наших детей, знают все. Тревожными цифрами изобилуют доклады и выступления врачей, педагогов, депутатов... Но вот парадокс: за последние десять лет не удалось припомнить ни одного выступления ни одного родительского комитета, который бы напомнил властям, что школы – не резиновые. Никто громко не возмутился, когда под классные комнаты в школах №№ 3, 14 «путем реконструкции» приспособили бывшие туалеты.
А говорить о туалетах? Нет уж, увольте! Ни на одном классном, ни на общешкольном собрании, где за четыре с небольшим года дисциплинированно поприсутствовала, об этом тоже не вспомнили. Даже в качестве призыва: «Пожалуйста, товарищи родители, объясните детям, как правильно пользоваться унитазом и смывным бачком, объясните, что нельзя в туалете безобразничать и ломать оборудование».
Когда я сообщила заместителю мэра Кызыла по социальной политике, бывшему директору школы № 8 Людмиле Волгиной о том, что около пятидесяти учащихся 10 классов разных школ города по просьбе редакции готовят материалы о школьных санузлах и в материалах этих немало интересного, она устало попросила: «Пусть они еще расскажут, сколько этих самых унитазов приходится менять, что там творят «детки».
Детки, конечно, творят. Но вот что удивительно. Именно дети (не считая врачей) оказались самыми серьезными собеседниками при обсуждении «туалетной темы». Им удалось уйти от двусмысленных хихиканий и «ненужности» темы, от «особых» условий Кызыла, которыми мы, взрослые, козыряем где надо и не надо.
Особым является только то, что при трещащих по швам городских школах, при непрекращающейся миграции из кожуунов (кто сейчас может упрекнуть сельчан, пытающихся всеми силами обеспечить детям возможность получить хорошее образование?), при неспособности эту миграцию остановить не хватает воли признать масштаб проблемы. С такими темпами строительства новых школ, которые (по частям) с помпой вводятся в строй в присутствии высоких гостей (здание школы № 8 вводилось в присутствии члена Совета Федерации), нам еще долго будет не до «излишеств», в том числе и до нормальных «санитарных комнат» в наших школах. И кому потом предъявлять иски за испорченное здоровье детей?
Анна ЛАЧУГИНА
ОТ ХЛОРКИ НОС ЧЕШЕТСЯ
В нашей школе в туалетах перегородок вообще нет. Девчонки стесняются все вместе ходить, а ходят по одной, другие ждут своей очереди. Пока ждёшь, звенит звонок на урок и приходится отпрашиваться во время урока. Возле унитазов обильно посыпано хлоркой, от её запаха нос чешется ещё целых полчаса после посещения туалета.
Мне очень не нравится туда ходить. Там неприятный запах, так как там ещё и курят, под потолком – целые облака табачного дыма. Но в очереди можно узнать все новости и сплетни, а на стенах можно – много интересного об учениках и учителях.
Диана Оюн,
школа № 1
НЕ ТУАЛЕТ – МЕЧТА
Судя о состоянии общественных туалетов, многое можно сказать о нас самих. Бескультурье – злой рок всего человеческого общества.
Когда мы слышим фразу «общественный туалет», многие морщатся, представляя убогое, грязное, пропитанное сыростью и неприятными запахами место, и ведут себя соответствующе: «Почему я должна сливать воду из бачка, если этого не делают другие? Почему я должна закрывать кран после того, как сполоснула руки, ведь я могу уйти и никогда больше не заходить в этот туалет?». Очень яркое воспоминание оставило посещение мною общественного туалета в ТВЦ. Заплатив за услуги пять рублей, я сходила на кристально чистый унитаз, использовала мягчайшую туалетную бумагу, помыла руки душистым мылом, вытерла их чистейшим полотенцем и, уходя, услышала вслед: «Всего хорошего, приходите ещё!»
Многие, наверно, возмутятся: пять рублей – дорого, но посудите сами, чья вина, что в мире открывается все больше платных туалетов? На нашем бескультурье и невежестве чужие дяди и тети делают неплохие, заметьте, деньги.
Школьные туалеты, на мой взгляд являются самой нечистой категорией туалетов, которые не отвечают санитарным нормам.
Алдынай Ооржак,
школа № 5
А НА СТЕНАХ — НЕПРИСТОЙНОСТИ И ПРИЗНАНИЯ В ЛЮБВИ
Я учусь в первой школе города Кызыла. В современном кирпичном здании учатся старшеклассники и ученицы нескольких лицейских классов начальной школы. На более чем 800 старшеклассников приходится лишь три туалета.
Вначале было 12 туалетов – четыре туалета на каждом этаже нашей «трехэтажки».
Почему же сейчас их так мало? Как теперь называются они, прежние? На первом этаже один бывший «мальчиковский» стал кладовой библиотеки. На втором (в восточном крыле здания) теперь кабинеты преподавателей физкультуры, где они переодеваются, хранят мячи, канаты, и т.д. На третьем этаже в западном крыле вместо туалетов – раздевалки. В восточном – «кабинеты» уборщиц.
Девочки-старшеклассницы имеют два туалета, а мальчикам не повезло, у них всего один. Туалеты для учеников располагаются только на первом этаже. Приходится бежать вниз, не каждый успевает, ведь перемены по 5-10 минут, а посетителей в туалете – в среднем семь-десять человек. После шестого урока посетителей меньше. Приходят дежурные, чтобы вылить грязную воду из ведра в унитаз после мойки полов в классах.
В туалетах на стенах написаны непристойные выражения, ученики пишут друг о друге плохое, а кто-то – признается в любви. Как же может узнать этот объект любви об этом, если он противоположного пола?
Многие справляют нужду прямо на пол, старшеклассницы курят.
Хочется, чтобы в туалетах девочек у раковины были зеркала, чтобы никто не курил и каждый спускал воду после себя.
В западном крыле второго этажа – кабинеты младших классов. Функционирует два туалета (один – для девочек и один – для мальчиков). Здесь всё чисто и аккуратно.
Марианна Намдак,
ученица школы № 1
БУДЕТ "ГРЯЗИЛИЩЕ"?
До весны этого года у нас в школе работал один общий туалет, но туда мальчиков не пускали и им приходилось идти в туалет на улицу. А в конце весны туалет закрыли на ремонт. В октябре «долгожданный» туалет открылся, даже не один, а два туалета (мужской и женский). Так как туалет совсем новый, его стены пока аккуратные и радуют глаза, но могу сказать точно: через определённое время наш туалет превратится в «грязилище», стены покроются надписями. С одной стороны, очень интересно читать все эти «откровения», но с другой – человек, который пишет на стенах всякую гадость, не уважает ни себя, ни окружающих.
С 13 по 20 октября в туалете всё было нормально: унитазы не засорялись, раковина была чистая, и пол выглядел вымытым. Но 23 октября я, впервые за эту осень, увидела, что унитаз засорён, а раковина ужасно грязна. Мужской туалет оказался более грязным по сравнению с нашим туалетом. Кроме того, на его стенах уже были написаны всякие непристойные слова, которые мне бы не хотелось повторять. А в женском туалете не оказалось ни одной надписи, так как мы – народ более аккуратный.
Мне бы хотелось, чтобы в нашем туалете пахло чистотой, чтобы в каждой кабинке была туалетная бумага, чтобы на раковине лежало мыло в мыльнице, чтобы висели полотенца и зеркала, а на полках стояли цветы в горшочках.
Аясмаа Куулар,
школа № 11
САЛФЕТКИ ХОЧУ. И ЧТОБ КАК В ЛИЦЕЕ
Казалось бы, незначительную тему мы выбрали, но она напрямую связана с нашим здоровьем. Именно в туалете мы очень часто сталкиваемся с вредными бактериями. К примеру, возьмем женский туалет средней школы № 3. Там отсутствует система вентиляции, плюс к этому форточки почти всегда закрыты, туалет очень редко проветривается. Имеются три туалетных места, причем одно – без кабинки. В туалете есть две раковины, есть холодная вода, горячая – почти всегда отсутствует. Салфеток, мыла не было, нет и не будет! В третьей школе это нереально. Салфеток и мыла нет даже в столовой, а что говорить о туалете!
Все стены «расписаны», очень слабое освещение. Во время перемены в туалете обычно большая очередь, и некоторые девочки не успевают... Многих из них можно застать курящими. Запах туалета распространяется примерно на три-четыре метра вокруг.
А в республиканском лицее туалеты сделаны с большим вкусом. Там есть практически все: зеркало, мыло, туалетная бумага, губки и т.д. Стены и пол выложены плиткой. Очень яркое освещение. Человек даже забывает, что он находится в туалете. Есть три раковины, есть холодная и горячая вода. Туалет сам по себе очень большой. Техничка делает уборку почти каждую перемену, моет раковины специальными средствами. Форточки практически всегда открыты.
Монгуш Шончалай,
школа № 3