И ПЕСНЮ ВАМ ГОРЛОМ СПОЁТ

Автор сайта «Овертон» – Андрей Баранов (г. Москва).Популярность горлового пения в Москвевелика. Об этом свидетельствует не только то, что горловики занимают внушительную нишу в музыкальной культуре столицы. Информации об этом искусстве стало так много, что появилась потребность в её объединении. В российском интернете развивается весьма интересный московский проект под названием «Овертон» – клуб любителей горлового пения (http://www.overtone.ru).

Главная страница сайта имеет два цвета фона: белый и серый. Нейтральным, даже политкорректным, можно назвать использование графического рисунка звуковых волн. На первый взгляд сайт скромен. Однако, это только на первый взгляд.

Если внимательно перелистать страницы, то очевидно, что львиную долю ресурса занимает информация о мастерах из Тувы. Объективно наше горловое пение является одним из наиболее развитых и богатых. Соответственно этому весь «рынок» горлового пения мира концентрируется вокруг тувинского. Было бы логичным и для Тувы наиболее благоприятным, если бы и тон в информационном пространстве о горловом пении задавали ресурсы «родом» из Центра Азии. Но не умеем мы использовать моменты и возможности в этом скоростном мире. Не умеем, вечно опаздываем, потом смотрим на то, как делают это другие.

Тувинский хоомей стал мировой торговой маркой только благодаря усилиям энтузиастов. Вот их мы и видим в первую очередь на сайте «Овертон» москвича Андрея Баранова, который специализируется на создании интернет-ресурсов для музыкантов, клубов, компаний. У него красуются в первую очередь изображения групп и исполнителей: «Хун-Хурту», Сайын-Хоо Намчылак, «Ят-Ха», Конгар-оола Ондара. Причем здесь не только ссылки, фотографии, описания, интервью, но и файлы с записями, которые можно прослушать, имея для этого соответствующую программу. Дополняется все это отрывком из научно-исследовательской работы Зои Кыргыс «Хоомей – жемчужина Тувы» (Кызыл, 1992).

Новостная лента о концертах горловиков в Москве заполнена объявлениями о выступлениях группы «Олчей». Об этой группе на отдельной странице повествует материал «От Тувы до самых до окраин». Это беседа с эрзинцем, выпускником Кызыльского училища искусств, солистом группы «Алаш» Аян-оолом Сатом и с новоиспечённым тувинцем Георгием Белецким (Арат Белек-оол), который стал таковым после фестиваля «Устуу-Хурээ-2003». Можно также прослушать отрывки из их выступлений и транскрипцию букв тувинского языка в исполнении Аян-оола.

Левая колонка главной страницы сайта «Овертон» предлагает подписаться на рассылку новостей клуба, а также даёт ссылки на ударные статьи сайта. Можно узнать об именитом алтайском драматурге, певце и композиторе Ногоне Шумарове и, соответственно, об алтайском горловом пении (кай).

Здесь красуется и логотип фестиваля «Устуу-Хурээ» с объявлением о предстоящем празднике живой музыки и веры 1-7 июля 2004 года в Чадане.

Любопытна ссылка на исполнительницу южно-африканского горлового пения Умнкгоколо Умганги. Называется материал соответственно «Коня на скаку остановит и песню вам горлом споет». Убийственное сочетание: Южная Африка, горловое пение и чисто русское, некрасов-ское «коня на скаку остановит» – не правда ли? Так и представляется картинка: темнокожая аратка с сотней косичек, героически побеждающая дикого мустанга, напевающая при этом сыгыт, и готовая, засучив рукава, войти к горящую избу. J

Среди интервью интересен материал «Все мы вышли из Тибета, «Лунг-Та» вернулась туда». Рассказывается о московской группе традиционной тибетской музыки «Лунг-Та», которая приезжала в Туву на фестиваль «Устуу-Хурээ-2003». Руководитель – Игорь Янчёглов.

Есть статья об английском мастере по изготовлению тувинских игилов Томасе Донсоне. Здесь же помещён чертёж по изготовлению этого инструмента. Можно даже написать письмо автору чертежа, пообщаться с ним. Только учтите, что он понимает только по-английски. Не научился еще говорить по-тувински.

На форуме обсуждаются животрепещущие вопросы. Меня заинтересовала тема «Все, что вы хотели узнать о горловом пении, но боялись спросить». Весьма трогательное здесь первое же письмо начинающего хоомейжи:

«Привет, уважаемые «горлачи». Прочитал в обучении как петь кагирой и появилась пара вопросов. 1) После пяти минут терзаний у меня извлекся какой-то звук (дана ссылка на запись – звуковой файл), он имеет отношение к kogiraa? Или это просто низкий голос? Голоса у меня, к слову, никакого практически. 2). Несмотря на какое то бульканье в своем голосе, он получился какой то неяркий и тихий совсем. Посмотрел фазовую диаграмму представленных примеров, обнаружил, что там всё скачет, как будто пели в большой-большой пещере, притом это надо было бы снимать двумя микрофонами. Или же просто пропустить через ревербератор? Пропустил через него свой голос, вот что получилось (снова прилагается ссылка на запись)».

Автор сайта отвечает автору этого письма не менее серьёзно и «компетентно»: «Похоже, что только начал пробовать. Просто поёшь обычным голосом. Конечно, он будет тихий и неяркий. Неужто ты думаешь, что сможешь петь как Шаляпин через 10 минут? На то, чтобы звук был нормальный, годы нужны....

Насчет файла. Я это записывал весьма давно, и у меня микрофон очень поганенький: низкие отрезает и высокие тоже (высокие почти насмерть), потому добавил реверберации и всё. Все европейцы бухают кучу реверберации, когда поют горловым пением. У азиатов обычно и так звучит неплохо. Секрет очень прост: они поют с детства (лет с пяти) и годам к тридцати у них голос звучит о как прикольно. А все европейцы жалеют себя и боятся потерять голос. Орать надо весьма громко, тогда постепенно разрабатывается это дело всё.  В моём примере голос, конечно, дает такой эффект, но у меня дома еще куча ковров, потому звук вообще никакой выходит…».

Вот так вот все просто. Посещайте сайт, скачивайте чертежи, мастерите себе игил и орите, господа, годами, авось и научитесь петь горлом как азиатские Шаляпины.

Чимиза ДАРГЫН-ООЛ
  • 6 648