ЧЕМУ И КАК УЧАТ В ПОЛЯРНОЙ АКАДЕМИИ
– Дочь поступила в Полярную академию в Санкт-Петербурге. Теперь сомневаюсь:хороший ли это вуз, ведь он создан недавно? Почему это учебное заведение так называется? А. Монгуш, Кызыл. |
На вопрос читательницы отвечает ректор Санкт-Петербургской Государственной Полярной академии,офицер ордена Почётного легиона Франции Азургет Шаукенбаева (она побывалав Туве в конце июня, чтобы набрать первокурсников для обучения на разных факультетах академии):
– У нас получают образование дети сорока девяти народов из тридцати девяти субъектов России; представители разных культур, языков и взглядов на жизнь. Идея создания Полярной академии возникла в 1990 году, после первой советско-французской экспедиции на Чукотку. Мы – учёные двух стран под руководством французского учёного, полярника Жана Маляри – за два месяца прошли вдоль всего побережья Чукотки. И пришли к единому мнению: решение проблем традиционных культур возможно только в том случае, если сами народы будут иметь по-настоящему высокообразованную интеллигенцию – специалистов по всем необходимым для развития территорий современным специальностям, и чтобы их подготовка была на самом высоком уровне. С этой идеей мы вернулись с Чукотки…
Сначала был создан международный – совместно с Францией – центр по подготовке кадров. Академия открылась в 1994 году. Начинали с того, что арендовали несколько аудиторий и квартир в общежитии. Государственного статуса мы добились в 1998 году, получили два здания – учебный корпус и общежитие по улице Воронежской. Два года назад, по поручению Президента России Владимира Путина, нам предоставили пятиэтажное здание под учебный корпус и новое общежитие, выделили средства на ремонт и техническое оснащение. Сейчас мы обладаем очень хорошей материальной базой, есть лаборатории с современным оборудованием, компьютерные классы, библиотека…
Академия специализируется на подготовке студентов из национальных округов, республик. Наш опыт показал, чтоподготовка стандартизированными методами не может дать качественного образования, поэтому в академии работает лаборатория качества образования, которая внедряет в учебный процесс методы, построенные на этнокультурной специфике наших ребят. Это очень важно, потому что каждая культура развивается в пределах своей скорости, своих определённых этапов, и они не всегда могут просто и легко согласовываться с тем ускорением, в условиях которого живёт современная цивилизация.
Необходимо учитывать и то, что поколение ребят, которое сегодня приходит в вузы, захватило переход от индустриального общества к обществу информационному. Кто не будет владеть информационными технологиями, вне зависимости от своей специальности, не сможет успешно строить свою жизнь, стать по-настоящему современным человеком.
Полярная академия является первым российским вузом, ставшим членом Ассоциации франкофонных вузов. Это позволяет нам не только вести обучение на французском языке, но одновременно иметь очень широкие связи со многими странами. Планируются совместные семинары, конференции, экспедиции, при поддержке ассоциации можно создать исследовательскиецентры академии. А наши студенты имеют возможность не только ездить на стажировки во Францию, но и получить диплом европейского франкофонного вуза. Если у них будет желание заняться научной деятельностью, можно поступить в аспирантуру и защитить диссертацию. Это делается по линии франкофонных вузов, и аспирантам оплачивается всё: обучение, проживание.
В этот раз я приехала в Туву с целью договориться о том, чтобы мы смогли здесь открыть свою базовую школу, готовить ребят с помощью собственных методик и программ к поступлению в вуз.
Последние 10-12 лет неблагоприятным образом отразились на школах страны в целом. Школа перестала качественно готовить выпускников и ослабила воспитательную работу. Вырастают дети, которые воспринимают прочитанное на уровне сюжета, не могут отметить художественных достоинствлитературы, не знают истории своей страны.
Я хотела бы, чтобы в Туве был создан франкофонный центр, в котором бы не просто изучали язык, культуру Франции. Можно сделать что-то в плане туризма, развития экологического направления, вести какие-то совместные исследования по культуре. Можно заинтересовать французскую сторону. Юг Сибири мало знаком Франции. А Туве сейчас надо развивать все направления, которые дадут качественный толчок к развитию.
Сейчас в академии учится 61 студент из Тувы, в прошлом году был выпуск – 19 человек. Это были управленцы, менеджеры, экономисты, филологи. В этом году дипломы академии получили девять человек из Тувы.
Студенческая жизнь идёт во всей её полноте. 25 мая тувинцы провели праздник тувинской культуры, подняли флаг республики, звучал гимн. Подготовились отлично: читали доклады о тувинской культуре, демонстрировали национальные костюмы, знакомили с народными обычаями, исполнили танец-приветствие. А под конец угостили всех блюдами тувинской кухни.Я увидела, чтосила и мощь национальной культуры дают достоинство каждому носителю, представителю этой культуры.
У нас есть возможность дважды в год отправлять на стажировку во Францию студентов старших курсов, каждый раз – группы в 20 человек. В первой группе поедет Уяна Ооржак, а во второй – Снежана Хертек. Снежана с тувинского на французский перевела сказку, а Уяна сделала сравнительный лингвистический анализ тувинского и французского языков. На факультете филологии есть девочки из Тувы, которые очень хорошо учатся. Есть среди выпускников этого года активист-организатор – это Буян Данзурун.
Родители наших студентов наверняка интересуются тем, как решаются межэтнические вопросы в академии. У нас учатся ребята разных национальностей. Конфликты между ними бывают. Но, я думаю, не столько на национальной почве, сколько по другим причинам. Есть, к сожалению, студенты, которые в силу своей лени, бескультурья или легкомыслия учится едва-едва. И это едва-едва кончается тем, что приходится их отчислять. Хотя мы стараемся помогать студентам. С 1998 года мы отчислили 11 человек из Тувы.
Проблема и в том, что ребята не знают особенностей, даже на уровне биологии, которые определены уже самим климатом, генотипом нации. В частности, отсутствием иммунитета к алкоголю. Даже употребление пива кончается тем, что ребята попадают в самые неприятные истории. У нас такие истории были, к сожалению. И с тувинцами – тоже, когда, выпив, ребята начинали драться, приходилось вызывать милицию. Среди одиннадцати отчисленных есть те, кто был отчислен за такое поведение.
Но у нас есть и студенты, которыми мы гордимся: стипендиаты Президента иправительства России, правительства Санкт-Петербурга, правительств субъектов.
Виктория ХОВАЛЫГ