НАШ ПОДЪЕЗД ПОЧИНИТ МЭР?

Первая полноценная августовская семидневка богата событиями, которые претендуют быть отражёнными в нашей новой рубрике. Остановимся на двух, имеющих прямое отношение к повседневным заботам. Каждое из них – как экзаменационный билет, только в первом случае до положительной оценки (или провала) ещё есть немного времени, во втором – провал уже случился, вопрос лишь в том, послужит ли он уроком и кому.

Первое событие – масштаба общероссийского. Государственная Дума 5 августа тремястами девятью голосами в заключительном, третьем чтении, приняла пакет законов о разграничении полномочий между разными уровнями власти и замене льгот денежными выплатами. Буквально через два дня, 8 августа, законы утвердил Совет Федерации. Масштаб помогут оценить цифры: с введением в действие новых федеральных законов – «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – отменяются 55 законов, в 150 законов – вносятся изменения.

Более всего в июле говорили об одной части этого огромного пакета законов – о замене льгот денежной компенсацией.

Правительство России можно поздравить: пиар-кампания была проведена с размахом, чётко, доходчиво и оперативно. Ещё до того, как депутаты нажали кнопки для голосования, льготники знали, что вместо части льгот они получат деньги, знали, что войдёт в «Социальный пакет, какие льготы останутся. Со страниц газет, из радиоэфира, с телеэкрана не сходили сюжеты, в которых герои – чаще пенсионеры-льготники – соглашались, что «деньги – лучше», поскольку многие льготы – только на бумаге. Вторую часть утверждения никто не оспаривал. И как оспоришь, если, например, в Туве нынче несколько месяцев не могли получить льготные лекарства ни ветераны войны, ни дети-инвалиды. Если отталкиваться от этого, то деньги – лучше уже потому, что их можно хотя бы подержать в руках. Но хватит ли теперь пенсии вместе с денежной выплатой, сохранёнными льготами на оплату жилья и коммунальных услуг, чтобы льготник (ветеран войны, инвалид и т.д.) почувствовал себя защищённым? Ответа на этот вопрос пока нет. А вот страх у пенсионеров и инвалидов есть. Он в пиар-картинках не фигурировал, так как не вписывался в новую концепцию. Страх, что придётся жить ещё хуже, что разрекламированный соцпакет весом в 450 рублей, который гарантирует и льготные лекарства, и бесплатную электричку, и – забытое чудо – санаторно-курортное лечение, окажется призраком в пустыне, не может исчезнуть даже после самихмногообещающих заявлений.

В подвешенном состоянии до утверждения региональных бюджетов на следующий год – ветераны труда, труженики тыла, репрессированные: меры по их социальной поддержке отданы на откуп регионам. А где у большинства регионов деньги, в том числе у Тувы?

Предполагается, что при формировании бюджета РФ будет создан некий стабилизационный фонд, который позволит городам и весям обеспечить «региональных» льготников и закрыть прочие проблемные места. Среди них – зарплата бюджетников, детские пособия (их вновь будут выплачивать из буджетов регионов, а федеральная власть собирается лишь «контролировать» процесс).

Значит, результаты первого «экзамена» – государства перед обществом – напрямую зависят от качества и скорости принятия бюджетов страны и республики. Мы, как правило, начинаем жить в очередном году по одной двенадцатой от года прошедшего. Нынче бюджет был принят законодательной палатой парламента рекордно рано – в феврале. От чего будут считать одну двенадцатую для региональных льготников до подписания бюджета-2005? Ветераны говорят просто: «Не обманут ли нас в который раз?»

Событие второе пока мало кто из горожан оценил. Да и заметили немногие. А событие нерядовое и чрезвычайное по своей сути: 5 августа председатель правительства республики и мэр Кызыла подписали совместное постановление «О закреплении министерств, ведомств, служб мэрии г. Кызыла за многоэтажными жилыми домами города для подготовки их подъездов к зимним условиям работы».Буквально за каждой (!) многоэтажкой города закрепляется «на предмет подготовки...» ответственное лицо из правительства (каждому заместителю главы досталось по участку), депутат Великого Хурала, депутат Хурала представителей, сотрудник мэрии (тоже – ответственный), директор ПЭЖУ, а также целая армия из разных трудовых коллективов.

Дому, в котором я живу, а также ещё двадцати шести домам в районе гимназии № 9 и на Ангарском бульваре повезлобольше всех – группу возглавили мэр города Дмитрий Донгак и депутат Палаты представителей Великого Хурала Юрий Кара-оол. Кроме них в группу входят главный архитектор города Ольга Байыр-оол и начальник МУП «Наш дом» Сергей Байкалов. В списках нет только жильцов, но от себя могу пообещать: свою площадку и лестницу до следующего этажа сама вымою (что мы и делаем периодически) и даже ещё раз покрашу. А заодно всей площадкой расскажем, как вели неравную борьбу с ПЭЖУ-4 за ремонт протекающей крыши. За несколько летних месяцев 2003 года сражение удалось выиграть.

Понятно, что правительство и мэрия всерьёз озаботились подъездами в преддверии юбилейных торжеств. Да никто этого и не скрывает. Но есличлены Правительства пойдут по подъездам с молотками и мётлами – это совсем не значит, что их для того и нанимали. Нанимали других – те же ПЭЖУ, тот же МУП «Наш дом». Наконец, создавали домовые комитеты. Заявляли о реформе системы ЖКХ и ... вынуждены признать, что реформа эта никуда не сдвинулась. И за починку конкретного подъезда отвечает заместитель главы Правительства илимэр города. У них нет дел важнее?

Анна ЛАЧУГИНА
  • 5 381