ПАМЯТНИК УЧИТЕЛЮ ИЛИ ПАМЯТНИК ШКОЛЕ?

Август пролистал вторую декаду. До начала очередного учебного года – меньше двух недель. И как бы ни интересовали нас афин-ские победы и поражения «олимпийцев», как бы ни заботил созревший урожай, а с ним и все предзимние хлопоты, на первое место в абсолютном большинстве семей выходит подготовка к 1 сентября.

В городе Славянске-на-Кубани Краснодарского края решили поставить памятник Учителю. Об этом 13 августа сообщила «Российская газета». «Российские учителя, несмотря на низкую зарплату и тяжёлые условия жизни, с честью несут свою благородную миссию и достойны, чтобы их труд был увековечен», – это слова из обращения инициаторов,более пятидесяти общественных организаций, к местным властям. Власти инициативу одобрили… Возводить памятник решили на пожертвования.

Он будет первым и пока единственным в России. Нигде больше до такой инициативы не доросли. Обществу не до памятника Учителю. Тувинскому обществу – в частности. Из года в год мыговорим об успехах учащихся наших школ и лицеев на республиканских и российских олимпиадах, об учителях-звёздах, о новаторских идеях. Тем временем наши школы всё глубже погружаются в пучину проблем, а возможность получить полноценное образование, позволяющее быть конкурентоспособным, имеет с каждым годом всё меньшее количество наших детей. «Школа не готовит к поступлению в вуз» – это не моя формула, это высказывание целой группы педагогов, опытных и уважаемых. Они знают, что говорят. Они знают, что в большинстве наших школ у детей нет физической возможности хорошо учиться, а у учителей – хорошо их учить.

За последние шесть-семь лет уже набила оскомину фраза о перегруженности наших школ. Но это ещё не всё. Мало кто может усвоить тему урока, если этот урок идёт в полутёмном классе да ещё и сокращён по времени (отключили электричество). А спорится ли работа, когда сидишь за партой в шубе, а пасту в ручке согреваешь дыханием? Наши дети во времяучёбы порой гораздо более самоотверженны и дисциплинированны, чем мы, взрослые.

Накануне нового учебного года нам придётся сказать и детям, и педагогам, что за нынешнее лето ничего кардинально не изменилось. Школы по прежнему переполнены. В школах вновь очередь из родителей – жителей кожуунов, которые хотят, чтобы их дети учились в городе. А это значит, что снова придётся искать дополнительные места в классах. Школам по-прежнему катастрофически не хватает средств. На ремонт учреждений образования Кызыла было запланировано потратить четыре миллиона 887 тысяч рублей (из них два миллиона 400 тысяч – это долги заремонт, которые копились с 1999 года).На 18 августа выделено всего … 557 тысяч рублей.

Председатель город-ского Комитета по образованию чуть не пол-лета провела в арбитражном суде: предприятия и организации, которым комитет задолжал, обратились с исками. Счёт комитета, на который поступает родительская плата за пребывание детей в детских садах, давно арестован. С 7 июля был арестован и второй счёт – тот самый, на котором аккумулируются деньги,собираемые родителями школьников в виде пресловутых «добровольных пожертвований». Как раз 18 августа, когда Галина Гостева докладывала о готовности школ к новому учебному году на коллегии администрации города, ей удалось заключить мировое соглашениес одним из крупных кредиторов. ООО «Созвездие» согласилось «войти в положение» образовательных учреждений. Мэрии города предстоит найти три миллиона рублей, чтобы погасить долги.

Из сорока семи пунктов нынешнего «ремонтного плана» учреждения образования ухитрились к середине августа выполнить половину. Без денег. Ремонт ещё идёт, и «счётчик» крутится. И пока деньги на образование появляются «задним числом» и малыми порциями, у всех наших переполненных, плохо отремонтированных школ есть реальная возможность быть проданными с молотка. Имущество уже грозили описать. В некоторых регионах пошли дальше – продали. Так что не пришлось бы нам скидываться на памятник школам.

Анна ЛАЧУГИНА
  • 5 504