ТРАУР В БЕЛЫХ ПИДЖАКАХ
Давно запланированные праздники совпали с незапланированным горем. В Туве празднуют юбилеи, в Осетии хоронят и отпевают детей, учителей, родителей – жертв террористов.
Мне говорят: «Ну, не отменять же праздники, к ним столько времени готовились. Всё же мероприятие российского масштаба: 60-летие вхождения Тувы в состав России, сам Путин указ о праздновании подписывал».
Трагедия в школе города Беслана Республики Северная Осетия – Алания – тоже российского масштаба. 6 и 7 сентября указом Президента России были объявлены днями траура – по всей стране.
По всей стране в эти дни в знак траура были приспущены государственные флаги. В Кызыле – с утра 6 сентября тоже. Над Домом правительства и Великим Хуралом флаги России и Тувы опущены до середины флагштоков. Специально обратила внимание: всё сделано правильно, согласно указу Научились обращаться с государственными символами. Прошли те времена, когда российский флаг вывешивали над нашим Белым домом «вверх ногами».
И в зале заседаний Дома правительства 6 сентября – тоже приспущены флаги: наклонены под углом 45 градусов. И музыка звучала не бравурная, а тихая, торжественная. Только не все пришедшие в этот День в зал заседания поняли, к чему бы это. «Что это они так флаги странно поставили», – удивился мой наблюдательный сосед. «Так траур же общероссийский». « А, понятно».
Так что формально всё было соблюдено. А вот по существу…
*
Зал заседаний Дома правительства был заполнен до отказа: 6 сентябряГлава правительства Республики Тыва вручал наконец-то вышедшую в свет Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века».По экземпляру издания персональнополучил каждый, чьё имя вошло в Государственную книгу. За тех, кто ушёл из жизни, книгу получали родные.
Книга готовилась несколько лет – так долго и трудно, что уже стали возникать сомнения в том, что она когда-нибудь выйдет. Сколько было проблем только с именами тех, кто будет в неё включён, сколько раззаседала специальная правительственнаякомиссия, сколько обидбыло выслушано от тех, кого не включили. Да ещё и первоначальное название «Лучшие люди…» Хорошо, что сообразили: надо называть по-другому, нельзя делить людей на «лучших» и «худших». А то чуть было не перессорили общество этим делением, чего допустить было никак нельзя: и так после утверждения окончательных списков, как, впрочем, и при утверждении всех на свете списков, остались недовольные, считающие, что предвзятость при отборе имён всё равно была.
Много трудов было вложено и в написание, обработку материала, фото для биографий, и в корректуру(нельзядопустить ни одной ошибки, это ведь материал для истории)! А поиски денег для издания!
Но всё-таки успели к юбилейным дням. И книга получилась очень солидная, красивая: голубой с золотом твёрдый переплёт, белоснежная мелованная бумага. Тяжёлая, представительная: – формат обложки 28х36 см.Списки и биографии – на русском и тувинском языках.264 имёнии четыре творческих коллектива. Тираж 2000 экземпляров. Стоимость каждого экземпляра, с учётом затраченного труда и издательско-типографских расходов,по предварительным подсчётам, какминимум–3000 рублей.
Огромный труд. Очень полезное в энциклопедическом плане издание. И совершенно естественно, что Шериг-оол Ооржак был рад тому, что его идея, так мучительно воплощавшаяся в жизнь, наконец-то реализовалась. Каждый был бы рад. Были рады и получавшие книги из его рук. Тоже совершенно естественно.
Неестественным было только то, что весь зал Дома правительства так сиял радостью и улыбками именно в день всероссийского траура.
Почему-то мне думалось, что перед началом церемонии вручения книги, открывающей юбилейную неделю,Глава правительства РТ хотя бы пару минуту уделит общероссийской трагедии: скажет какие-то важные слова, предложит всем встать в минуте молчания.
Не уделил ни минуты. Не сказал. Вышел к трибуне – и только, как обычно, про предстоящие праздники, экономические и прочие успехи, с которыми республика подошла к ним.
В конце мероприятия я всё же не выдержала и подошла к Главе Правительства с вопросом об Осетии, надеясь всё жеуслышать и донести до читателей какие-то серьёзныеслова, поясняющиемучающий меня вопрос: как соотнести нашу сегодняшнюю предпраздничную суету с общероссийским трауром. И… испортила человеку настроение: «Я же звонилДзасохову… Обращайтесь в пресс-службу».
Но не от девушек из пресс-службы ждала я мудрого ответа, а от первогогосударственного лица, возглавляющего многонациональную республику, в которой люди девяноста двух национальностей проживают и среди них, по данным последней переписи населения – 40 осетин.
Не дождалась. Наверное, сама виновата: не вовремя спросила.
*
И вот ещё, что больно царапнуло меня в день всероссийского траура – одежда, в которой явились в этот день на церемонию вручения книги государственные лица.Что спрашивать с водителя маршрутки, врубающего 6 сентября в салоне залихватскую музыку для пассажиров – он лицо негосударственное, протоколу и этикету не обучен. Но наши опытные политические деятели могли бы сообразить, что в день общероссийского траура в государственные учрежденияне приходят в белом?
Не сообразили. В день траурарадостно сияли светлыми отутюженными костюмами не только несколько чиновников среднего уровня, но и те, кто по своему уровню должен быть примером для остальных.Председатель законодательной палаты Великого Хурала Василий Оюн – в белом, в президиуме. ГригорийШиршин, включённый вГосударственную книгу в номинации «Государственные деятели» – в белом. Председатель комитета Законодательной палаты Великого Хурала Борис Балчий-оол – в белом. Но всех белоснежней, как всегда – наш прежний депутат Госдумы, ныне депутат тувинского парламента Каадыр-оол Бичелдей.
Не понимаю…
Глава правительства, правда, был в своём традиционном тёмном костюме. Только рубашка белела.
В каком-то подавленном настроении уходила я 6 сентября из Дома правительства. Вечно у меня всё ни как у всех. Кругом люди радуются, поздравляют друг друга с заслуженным попаданием в книгу заслуженных, а я какое-то опустошение ощущаю.
Спускаюсь на площадь. Подтраурно приспущенными флагами вовсю идёт репетиция праздничного массового мероприятия. Под весёлую, на всю площадь звучащуюмузыку…
*
Когда выйдет в свет этот номер, юбилейные торжества 9-11 сентября в Кызыле уже вовсю будут идти.Может быть, вы, читатели, и рассердитесь на меня, и не согласитесь со мной: в праздничном номере и такие непраздничные мысли. Понимаю это и тем не менее пишу. Пишу, потому что не хочу лицемерить: совсем не юбилейные мысли у меня в голове в эти тревожные для России дни. Пишу, потому что дети, которых не пощадили террористы в осетинском городеБеслане – это наши дети, дети России. Пишу, потому что нам всем надо учиться достойножить не только в дни радости, но и в дни траура.
А праздники?Они пройдут, как им и положено. С ними проблем не будет – их можно отрепетировать. Это горе приходит без репетиций…
Надежда АНТУФЬЕВА