ВОЗРОДИТЬ ХОР, ЧТОБЫ ОН ВНОВЬ РАСПАЛСЯ…
Взмах рук… и голоса полились по залу, по воле рук хормейстерапереливаясь, усиливаясь и восходя к высоким нотам или вдруг снижаясь… После тридцатилетнего перерыва в Кызыле вновь выступал хор под руководством Роберта Лесникова. На концерт в Дом народного творчества 11 сентября публика собралась разная, что удивительно – пришло много молодёжи. |
Первый хор, созданный Робертом Лесниковым в 1964 году, просуществовал всего двенадцать лет – до того, как супруги Лесниковы уехали из Тувы. Они были участниками создания Тувинской государственной филармонии, первого государственного ансамбля «Саяны».
Сейчас Роберт и Эльмира Лесниковы – преподаватели кафедры хорового дирижирования Барнаульского института искусств и культуры, их ученики работают по всему миру. Профессор, Заслуженный артист России, Заслуженный работник культуры Тувы Роберт Николаевич и в Барнауле создал большой самодеятельный хор. Но забыть Туву супруги не могут, так и живут всю жизнь её проблемами, приезжая сюда по первому зову и помогая устраивать юбилейные концерты.
Такая тесная связь Роберта Лесникова с Тувой началась в 60-х годах, когдав новосибирскую консерваторию, где он учился, приехал Ростислав Кенденбиль агитировать студентов поработать в Туве. В Кызыле открывалась училище искусств, а специалистов-педагогов было мало. Ростислав Кенденбиль «купил» Роберта Николаевича рассказами о шикарной природе Тувы: горы, богатые рыбой реки, двугорбые верблюды и северные олени... Приехав, молодой специалист сразу включился в работу: по учебному плану в училище должен быть учебный хор.
Уже через год стало ясно, что пора исполнять тувинскую хоровую музыку, но не было национальной хоровой литературы. Были только песни. К созданию музыки Роберт Николаевич постарался привлечь национальных композиторов и сам взялся за аранжировку песен. «Со мной работали самые знаменитые в то время композиторы: Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, – рассказывает Роберт Лесников. – Самая знаменитая песня Кенденбиля, изложенная в классическом стиле, звучит до сих пор – это «Аъдым». Алексей Чыргал-оол обработал тувинскую народную песню «Хандагайты», много песен о Туве, создал кантаты для исполнения хором и симфоническим оркестром».
Начались гастроли хора по республике, потом – объездили весь Советский Союз, многократно выступали в Москве. Не заезжая домой, хор гастролировал по стране по два – три месяца в год и так – двенадцать лет.
Вспоминает Эльмира Фёдоровна Лесникова, жена и соратница Роберта Лесникова: «Я проработалаздесь после консерватории восемь лет, приехала, когда Роберт Николаевич работал в училище искусств и был главным хормейстером Тувы. Все наши усилия были направлены на создание настоящего профессионального ансамбля и хора. Начинали с того, что учили артистов ходить по сцене, носить костюмы. Много занимались с ведущими. Все работали с огромным желанием.Давали по два концерта в день. И никто не жаловался, что много работали. Сейчас мы делали масштабный хоровой концерт, чтобы дать возможность услышать те жемчужины национальной музыки, которые, мягко говоря, утрачены, что очень больно».
На создание классического хора для юбилейных торжеств был отведён всего месяц. Чтобы создать гармоничное звучание хора, в который входили преподаватели и учащиеся училища искусств, работали без выходных – днём, и ночью. Но праздники прошли. Что будет с хором дальше? Хор распадётся, Лесниковы в этом не сомневаются. «С нашим отъездом всегда всё затихало. Четыре года – это минимум для становления профессионального мастерства артистов, но ветераны скоро уже не смогут петь, а молодых хоровиков нет – нет преемственности. А чтобы вновь создавать республиканский хор, как тогда, в шестидесятые годы, нет финансирования, нет кадров. За все тридцать лет к намв Алтайский институт ещё никого ни разу на учёбу не присылали! – говорит Роберт Николаевич. – Это самое обидное, а ведь наши ученики не только в Алтайском крае успешно работают, но и по России, и за границей. Почему Тува игнорирует нашу педагогическую деятельность – непонятно. Да и предложения приехать, что бы вновь создать хор, нет. Хотя весной заместитель главы Правительства Тувы Екатерина Матвеева предлагала нам поработать в Туве, но этим разговором всё и закончилось».
Прошедший юбилейный концерт стал показателем развития искусства в Туве в целом, об этом Лесниковы говорили много и с горечью. Что осталось в нашем национальном репертуаре? Хореография, чуть-чуть народно-фольклорного творчества, «поштучные» инструментальные ансамбли, несколько горловиков и «бледненький» симфонический оркестр. Благодаря праздникам, появился балет. Надолго ли? Нет педагогов по вокалу, исполнителей-вокалистов – единицы. Дирижеров-хоровиков, которые пытаются что-то сделать, чтобы классическое искусство совсем не замерло, лишь несколько.
Чтобы возродить классические направления в искусстве, нужен спетый «хор» из музыкантов, Министерства культуры и Правительства РТ, но такого «хора» нет даже среди музыкантов. «В музыке идёт борьба…», – говорит мне известный музыкант. Против кого дружим и за что боремся? Сейчас каждому «кулику» лучше подумать о тувинском искусстве в целом и о своей роли в нём, если она возможна. Иначе так и будем слушать на концертах пошленькую попсу под страшненькую фонограмму.
Инна Черкасова-Тонгак
Инна ЧЕРКАСОВА-ТОНГАК