ОТ РУБЛЯ ГЛОБАЛЬНОГО – ДО РУБЛЯ В КОШЕЛЬКЕ

Октябрь заканчивается под знаком денег. О них говорят в Кремле, спорят в Правительстве России и в Госдуме, на улицах российских городов. Их считают в Правительстве Тувы, в Великом Хурале, в мэрии Кызыла. «Денежный вопрос» буквально не покидает страницы газет, теле- и радио-эфир. Осень в разгаре, самое время посчитать.

ü Лучше всего удаются подсчёты глобальные. Как только дело доходит до подсчётов более «приземлённых» – возникают вопросы, ответить на которые не в состоянии не только домохозяйки, но и сам Герман Греф – министр экономического развития России.

Докладывая 25 октября Владимиру Путину (во время традиционной «понедельничной» встречи Президента России с членами правительства) о состоянии экономики, он не смог чётко сформулировать причину спада промышленного производства в стране. Наверное, подыскивал слова, чтобы помягче выразиться. Да и кто бы на его месте смог это сделать, если все предыдущие месяцы уверено говорилось о росте и поступательном развитии этого самого производства. Поди теперь, догадайся – то ли подскочившие на мировом рынке цены на нефть виноваты, то ли укрепившийся рубль давит своей тяжестью. Самый главный вопрос, который вслед за главой государства задаёт себе российский обыватель – как долго этот спад будет продолжаться, и как он отразится на бюджете страны – остался пока без ответа.

ü А между тем, 20 октября, за несколько дней до вышеназванной встречи, проект бюджета России на 2005 год был принят Государственной думой во втором чтении. Доходы федерального бюджета, согласно ему, составят три триллиона 326 миллиардов рублей; расходы – три триллиона 47 миллиардов рублей. Профицит бюджета (это то, что должно остаться «на чёрный день» – 278 миллиардов рублей).

Как раз накануне принятия федерального бюджета во втором чтении по стране прокатилась волна акций протеста работников бюджетной сферы, которую не смогли остановить заверения министра финансов России и профсоюзных боссов о том, что «всё решено и обо всём договорились». Среди договорённостей, закреплённых законодательно – повышение с января 2005 года минимального размера оплаты труда работникам бюджетной сферы на 20 процентов – до семисот двадцати рублей. С июля, как обещают, МРОТ и вовсе достигнет девятисот рублей. Правительство заявляет, что сделало всё, что могло: впервые в стране зарплата учителей, врачей, работников культуры вырастет за год почти в полтора раза. На этом фоне митинги бюджетников, многолюдные и довольно бурные, кое-кому показались странными. В голосах некоторых правительственных чиновников промелькнули нотки раздражения, размноженные центральными СМИ: «чего бастовать и митинговать, когда всё уже дали что могли, всё пообещали, всё затвердили». Но сами бюджетники, особенно в регионах, которые не могутобеспечить себя самостоятельно, хорошо знают, что деньги обещанные, и деньги, лежащие в кошельке, это разные деньги.

Тем более разными они могут стать с начала нового года, когда финансирование основной части бюджетников становится обязанностью региональных и муниципальных властей. Сейчас, в октябре 2004 года, когда ещё действуют старые законы, только в тринадцати регионах местные бюджеты не имеют долгов по зарплате, в сорока трёх регионах эти долги удалось уменьшить (но не искоренить!), в тридцати двух регионах – долги хронические.

ü Кто знает ситуацию в нашей республике только по отчётам, называет её нормальной – «полгода без зарплаты никто не сидит». Местные чиновники, «разводящие» финансовые потоки, называют эту же ситуацию довольно стабильной – задержка зарплаты в две-три недели серьёзной не считается. Работники бюджетных учреждений, получающие на руки сумму чуть больше прожиточного минимума и вследствие этого даже при недельной задержке зарплаты вынужденные перебиваться с хлеба на воду и экономить на всём, считают иначе. И боятся, что в новом году их ждут несколько месяцев вынужденной голодовки. Поэтому каждая информация о том, что удалось «выбить» в Москве нашему премьеру Шериг-оолу Ооржаку, обсуждается более чем активно.

ü Денежный вопрос продолжает будоражить общество. Все в ожидании бюджетного портрета республики.

Анна ЛАЧУГИНА
  • 5 220