ЛЮДМИЛА НАРУСОВА РАСПОЯСАЛАСЬ
“тыванын аныяктары”
И.о. редактора Карина Донгак
«Суй-Белек» – симпатичное слово. Его можно перевести как подарок или как сувенир. Как сувенир – правильнее, поскольку сувениры нужны, в первую очередь, для подарков.
«Суй-Белек» – вам» – так называется заметка Ольги Дондуй в номере 49. В национальном музее имени Шестидесяти богатырей 19 ноября прошла выставка продукции государственного унитарного предприятия «Суй-Белек». У него более чем двадцатилетняя история. Предприятие народно-художественных промыслов было основано в 1978 году, после того, как Совет министров Тувинской АССР и областной комитет коммунистической партии приняли постановление о поддержке народного творчества.
Большой вклад в развитие производства внесли такие мастера, как К. Саая, С. Кочаа, А. Бузмаков. В 2001 году предприятие было реорганизовано, его полное название: «Государственное унитарное экспериментальное предприятие народно-художественных промыслов «Суй-Белек». Директор – Заслуженный работник Республики Тыва, депутат Великого Хурала МергенДагба. Именно при нём открылся цех по пошиву национальной одежды.
Ныне в «Суй-Белеке» работает сын старейшины тувинских камнерезов Монгуша Черзи – В. Черзи. Там же трудится мастер по пошиву национальной одежды М. Копленко, лауреат конкурса «Золотой напёрсток». «Суй-Белек» участвует в самых разных конкурсах, завоёвывает призовые места, у коллектива – много наград. В 2002 году участвовали в конкурсе «Десять лучших товаров Республики Тыва» (получили Гран-При) в 2003 – в конкурсе «100 лучших товаров России» (стали лауреатами). Участвовали в международной выставке, походившей в Испании. Тоже получили Гран-При.
Итак, производство сувениров нам определенно удаётся. И всего-то надо сделать пустяк – привлечь в Туву побольше туристов, чтобы они раскупали сувениры. О развитии туристического бизнеса ходит много разговоров. Но развитие пока не очень заметно. Может быть, стоит поторопиться, потому что прекрасную рекламу Туве уже делают.
“НАЦИОНАЛЬ”
Редактор Рустам Арифджанов
Известный московский журналист Рустам Арифджанов, уйдя из холдинга «Совершенно секретно», на некоторое время исчез из информационного поля. В творческой паузе бывший главный редактор «Версии» вынашивал идею первого в России интернационального медиахолдинга. В апреле был запущен его первый проект – журнал «Националь». На очереди – газета и телекомпания.
Сам Рустам Арифджанов говорит о журнале так: «Это информационно-познавательный журнал, достаточно дорогой, розничная цена за экземпляр колеблется от 60 до 110 рублей. Внешне он находится в той же нише, что и «Вокруг света», «ГЕО», «National Geographic», но это верно только отчасти. «Националь» не столько географическое, сколько этнографическое издание. Для нас принципиально важно рассказывать не только о дальних странах и странствиях, но и о тех, кто живёт рядом. Как чуваши празднуют свадьбу, как стать евреем, как можно внешне отличить грузина, армянина, азербайджанца, чеченца.
Мы веками живём вместе и очень плохо знаем друг друга. Больше знаем о жизни Лондона, чем, допустим, о том, кто и как живёт в Чебоксарах. В больших городах европейской части России, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке, не могут объяснить, чем отличаются марийцы от мордвы, и не знают, что ханты и манси – ближайшие родственники венгров и эстонцев».
Итак, стостраничный журнал «Националь» пополнил в апреле этого года ряды глянцевых изданий. Это единственное федеральное общественно-политическое издание, решившее заняться этнографическим просвещением читателей, обсуждением истоков и причин национальных конфликтов как на территории России и СНГ, так и за рубежом.
Вышло уже восемь номеров. В пяти из них есть информация о Туве. Для разминки в первом номере дали информацию о нашем скифском кургане, в третьем номере – тоже небольшая информация – о том, как снимался фильм о снежном барсе. Во втором номере – большущая статья Назима Надирова о наших горловиках «Тува-рок: Орлы поют горлом», снабжённая множеством фотографий.
В шестом номере – большая статья Александры Лавровой к юбилею республики: «Там, где женятся ламы».
«Сто лет назад среди сибиряков говорили: «Нет места глуше Шуши: за Шушей – Саяны, а за Саянами – конец света». А за Саянами лежал Урянхайский край, то есть нынешняя Тува. Она же Танну-Тыва Улус, Тувинская Народная республика, Тувинская автономная область, Тувинская Автономная Советская Социалистическая Республика, Республика Тыва. Неудивительно, что многие не вполне представляют, что это за земля такая, является ли она самостоятельным государством или входит в состав России. Приходилось слышать, что Тува – это Тула, область Тибета (Монголии, Китая) и что Тувы вообще не существует. Как Шамбалы…»
И всё-таки Тува есть, и есть интересная статья о ней, с историческими экскурсами, с подмеченными интересными деталями. Мне самой захотелось туда поехать. Прямо сейчас.
А статья в номере восьмом окончательно укрепила моё желание. В восьмом номере та же Александра Лаврова описала «Правила хорошего тона». Понятно, что в данном случае получилась игра слов: тон – это ещё и национальная одежда.
И как «вкусно» всё описано: «Тон малышей почти как у взрослых, и это придаёт карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы». А ещё о том, как выглядела сенатор Людмила Нарусова в национальном наряде, и о костюмах девушек до замужества, и о костюме невесты, и о том, кто какие пояса носил, какие бывают украшения, как ведут себя, входя в юрту и о многом другом.
«Традиционный быт тувинцев, скотоводов и охотников, во многом был разрушен в советское время, но в народе это отнюдь не воспринимается как трагедия. Тувинцы предпочитают не сопротивляться внешним обстоятельствам – при применении силы они выжидают или отступают. Сохраняют себя. Быт изменился, а характер – нет. Древний, трудолюбивый, талантливый, мудрый народ терпеливо переносит трудности нового времени и вновь полон к русским доброжелательности. Трудные времена надо пережить»
Откуда Александра Лаврова так хорошо знает Туву? Ну, о Шойгу, горловиках, скифах – это просто самая популярная информация, но она пишет о купцах Бяковых, о репрессированном скакуне, о тувинских шахматах. Вот такого знания материала часто не хватает журналистам, пишущим о Туве в центральной прессе. Александра Лаврова просто почувствовала душу Тувы.
* * *
Реклама есть, туристов уже вполне можно ждать. Сувениры тоже у нас достаточно хорошо производятся, осталось продумать остальные составляющие инфраструктуры туристического бизнеса. Всем понравится та Тува, о которой идёт речь в «Национале». И нам она понравится.
Ирина КАЧАН