ЕГЭ ДАЁТ ШАНС

Главное преимущество единого госэкзамена – в предоставлении равных шансов на поступление в вуз всем российским абитуриентам.

Недавно в Москве прошло заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО) «Итоги и перспективы ЕГЭ». В нём приняли участие представители администрации президента РФ, Правительства РФ, Госдумы, Российской академии наук, научно-исследовательских институтов, университетов и вузов страны.

Сторонники и противники эксперимента сходятся в том, что необходима независимая оценка качества образования, основанная на общих для всех, удобных и ясных стандартах. Она позволит поступать в вузы на равных всем выпускникам, независимо от места проживания.

В 2004 году в эксперименте по проведению ЕГЭ приняло участие 946 вузов и филиалов, 1536 средних специальных учебных заведений – всего экзамены в такой форме сдавало 982 тысячи человек. На проведение ЕГЭ в следующем году поступили заявки от 78 субъектов Федерации, большая часть которых уже опробовала эту технологию.

В 2005 – 2006 годах по решению коллегии Министерства образования и науки РФ должна завершиться апробация процедуры и технологии единого госэкзамена во всех субъектах Федерации. В 2006–2008 гг. его планируется ввести по всей стране – принято решение до 15 января 2005 года подготовить проект постановления правительства по этому поводу. Но прежде разработчикам предстоит решить ряд ключевых вопросов: в частности, будет ли ЕГЭ обязательным для всех учащихся, какие еще формы поступления в вуз могут быть предложены абитуриентам, каким образом станут проводить единый госэкзамен.

ЕГЭ позволяет чётко выявить степень освоения выпускником образовательного стандарта. Поступление в вуз на основании результатов ЕГЭ не требует личного присутствия на вступительных испытаниях, а, значит, предоставляет возможность поступать на равных всем абитуриентам, независимо от их социального положения и места жительства. При этом смысл школьного образования не должен свестись к одной только подготовке к ЕГЭ. Единый госэкзамен должен стать стимулом к пересмотру качества образовательных услуг и в школах, и в институтах.

Параллельно с внедрением ЕГЭ должна получить развитие и система предметных олимпиад, целью которой станет выявление наиболее одарённых учеников. Победители четвёртого и пятого этапов Федеральной Олимпиады будут зачисляться в вузы без экзаменов. Очевидно, что олимпиады станут ещё одним способом конкурсного поступления. Для этого необходимо, помимо введения чёткой правовой базы, унифицировать оценку результатов олимпиады, а также контролировать их проведение. Кроме того, разумно было бы дать возможность вузам проводить собственные олимпиады. В таком случае у вузов сохранится мотивация профориентационной работы со школами.

В прошлом году ведомство подготовило новую редакцию Положения о Всероссийской олимпиаде школьников, летом 2003 года в Госдуму был внесён законопроект «О внесении дополнений в статью 16 Закона «Об образовании» и в статью 11 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Законопроект предусматривает предоставление победителям федерального окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников, занявшим первое, второе и третье места, право поступать без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для обучения по специальностям, соответствующим профилю олимпиады.

В том случае, если оба варианта вступительных испытаний будут запущены параллельно, через несколько лет в стране сможет появиться стройная схема объективной оценки знаний. Тогда абитуриент сможет выбирать для себя приемлемый вариант поступления в вуз, исходя из собственных возможностей и полученного образования.

По материалам Министерства образования РФ

  • 5 725