ПРОСТОМУ НАРОДУ НЕТ НУЖДЫ ЗНАТЬ!
Хурал бодается с правительством. Организованно. Стенка на стенку.
Именно такую ассоциацию вызвало у меня посещение 31 марта одного из заседаний согласительной комиссии. Сидят, набычившись, друг против друга: девять – с одной стороны, девять – с другой. И каждая сторона уперто свое талдычит, время от времени норовя достать рогом и уязвить зазевавшегося противника.
У каждой девятки – свой вожак. От Законодательной палаты Великого Хурала – депутат Сергей Сафрин, заместитель председателя комитета по бюджету, финансам, налогам и банковской деятельности. От правительства – Дандар Ооржак, руководитель канцелярии Председателя Правительства РТ. Между ними, в центре стола – Виктор Чернышев, главный федеральный инспектор. В спор не вмешивается, но как судья поединка и глаз Москвы, зорко следит, чтобы бодались по правилам – без кровопролитья.
Честно признаюсь: два часа такого бодания на месте вызвали у меня жуткую мигрень. Не выдержала, сбежала с заседания. И жутко зауважала и депутатов, и правительственных чиновников: ведь это какие же твердые и исключительно светлые головы надо иметь, чтобы вот так каждый день собираться и «биться за бюджет».
* А битва развернулась нешуточная. К ней подключились и прокуратура республики, и Сибирский Федеральный округ, и федеральный центр. Сегодня Тува – единственный регион России, где до сих пор не принят основной финансовый закон – бюджет на 2005 год. Бюджетный кризис. Причем, назревший давно.
Ведь и прежде с финансовым законом республики были ежегодные проблемы: он всегда, начиная с 1994 года, когда приступил к работе Верховный Хурал первого созыва, вызывал много вопросов парламентариев к разрабатывавшему бюджет правительству. Всегда был дефицитным, всегда доля собственных доходов республики была мизерной – 10-15 процентов. Всегда возникали вопросы: почему деньги вкладываются в строительство именно этого промышленного объекта, продуманно и целесообразно ли это?
Однако, поспорив и позадавав вопросы, депутаты, в конце концов, смирялись и голосовали за сомнительный бюджет с сомнительными инвестиционными проектами. А вопрос о том, каким образом будем латать дыры, всегда решался однозначно: «Попросим у Москвы». И просили. Весьма успешно.
Уж что научились делать, так это просить! Министры месяцами жили в Москве: ходили по кабинетам. Глава республики Шериг-оол Ооржак, спускаясь с трапа самолета, радостно рапортовал в телекамеры о результатах столичных «сидений»: удалось, Москва деньги дала! Будет зарплата!
Так и жили. С протянутой рукой. Всегда в долг. Реально заработать самим и вывести республику из финансового кризиса так и не удалось. Ни один проект, который расписывался и подавался, как проект века, не дал ожидаемого эффекта.
Овчинно-шубная фабрика, ковровое производство, спиртзавод, паркетная линия, кондитерская фабрика…. Где они, тувинские дубленки, ковры, паркет, пряники, которые должны были завоевать мировой рынок и дать безработным новые рабочие места? Где вечный долгострой – международный аэропорт? Помнится, еще гениальные идеи были: что-то о плантациях чая на Цейлоне. И даже запуск к звездам тувинского космонавта – и такое было в предвыборном президентском буклете.
С космонавтом осечка вышла, зато у Шериг-оола Дизижиковича новая мечта появилась: спутниковое телевидение, свое собственное. Чтобы в каждой юрте каждый чабан каждый день мог видеть своего главу!
За 13 лет так и не удалось ни покорить космос, ни мировой рынок. Не удалось создать и ни одного крупного рентабельного предприятия. Деньги пущены на ветер. Правда, малый бизнес, в основном, успешно реализующий привозимые из-за Саян продукты и товары, развивается. Но это уже не благодаря, а вопреки заботам властей. Все-таки есть в республике предприимчивые люди, могущие и желающие работать, не зараженные бациллой «протянутой руки».
* Ох, и заразен же этот «просительный» микроб! Глава правительства просит у Москвы, народ просит у Главы правительства .
Длиннющие очереди страждущих выстраиваются к нему ежемесячно в первый понедельник месяца, когда Шериг-оол Дизижикович ведет прием народа. И ведь знают же, что аудиенция не затянется дольше, чем на несколько минут. А все равно стоят, ждут, надеясь выпросить-выхлопотать если не квартиру, то хотя бы пару тысяч материальной помощи.
Вот и депутаты заразились. В качестве преодоления «бюджетного кризиса» выбрали тот же самый путь: приняли обращение к Председателю Правительства России Михаилу Фрадкову, просят оказать республике дополнительную финансовую помощь из федерального бюджета.
По мнению законодателей, в основе кризиса – несостоятельная финансовая политика Правительства РТ. Читай – Шериг-оола Оооржака. Околополитические круги считают, что именно ради смещения с поста Главы правительства и затеяна вся это катавасия, мол, 13 лет рулит, пора бы и передать руль кому-нибудь попроворнее. А кому? Кто сегодня способен вытащить республику из финансового кризиса? Мне эта задача представляется совершенно невероятной: слишком уж глубоко увязли, только протянутая рука торчит из трясины.
И только ли Шериг-оол Ооржак виноват? Ведь вокруг него всегда были и члены правительства, депутаты, плавно перетекающие из Белого дома в Желтый. То там поработают, то сям – платят-то и там, и сям хорошо. Тот же Председатель Законодательной палаты Великого Хурала Василий Оюн до своего избрания председателем пять лет работал первым заместителем главы правительства – министром экономики. Той самой экономики, которой у нас и тогда не было, и сейчас нет.
* А что же народ? То самое гражданское общество, которое призвано контролировать власть? Да нет у нас никакого гражданского общества!
Единственное, на что способны представители наших партий и общественных движений – это дисциплинированно встать на чью-то сторону и подписаться под обращением по принципу: «Нам предложили, мы и подписались». Что и было сделано в процессе «бюджетных баталий».
«Простому народу нет нужды знать, какие именно разногласия у вас сложились с правительством республики», – эта фраза в обращении к депутатам руководителей и активистов региональных отделений партий «Единая Россия», «Партии возрождения России», Аграрной партии, «Национально-патриотических сил Российской Федерации», а так же Верхнее-Енисейского казачества особенно впечатлила меня.
«Простому народу нет нужды знать!» – замечательная позиция! Налогоплательщикам не стоит вникать в то, на что Правительство и Хурал потратят выплачиваемые нами налоги. Ведь это именно мы содержим эту власть – те, кто не стоит с протянутой рукой, а трудится, законопослушно отчисляя государству налоги с заработанных трудом рублей.
Наше дело – денежки регулярно отчислять: подоходный с зарплаты, налог с прибыли и т.д. А уж распоряжаться ими власти будут в своем кругу. Келейно. Они – «непростой» народ. А «простой» все равно ничего в бюджете не поймет. И понимать ему не надо. Вот такое у нас местное понимание гражданского общества и гласности в действиях власти: «Простому народу нет нужды знать!»
Надежда АНТУФЬЕВА