К НАГРАДАМ НЕ ПРИВЫК

Николай Семенович Покаташкин.Сколько себя помню, мы с мамой всегда ходили 9 мая к нашему парку, где стоит памятник погибшим солдатам, а потом вместе с ветеранами шли по улице к площади. Когда я еще не училась в школе, дедушек и бабушек с орденами, медалями на празднике было гораздо больше, чем в последние годы.

С Николаем Семеновичем Покаташкиным я познакомилась совсем недавно. Просто узнала, что в нашем доме живет ветеран войны, и пошла к нему в гости. Он почти не выходит из дома – болеет. Но рассказал мне о войне.

* Жили мы до войны на станции Тверской Красноярского края. Мать растила нас одна, детей было четверо: старшая сестра и нас, парней, трое. Я из сыновей – старший.

* В марте 1943 года мне повестка пришла. Взял с собой картошки вареной да кусочек хлеба и отправился на сборный пункт. Попал в пехоту. Как у нас шутили: «Пехота, сто верст прошел – еще охота». Прошел я побольше, чем сто верст, дошел почти до Витебска, это в Белоруссии. Там и ранило под Новый год, 28 декабря 1943 года. В наступление мы шли. Я был вторым номером в пулеметном расчете. И пошел по госпиталям: Смоленск, Ржев. В Горьковской области направили в батальон выздоравливающих, оттуда уже комиссовали, домой отправили.

* А перед самым концом войны снова призвали. Отправили в Омск, в 119 запасной полк. Потом повезли на восток, с японцами воевать. Демобилизовался я весной 1946 года. Поехал сначала работать в Бийск. В 1959 году в Туву переехал. Где только здесь ни работал – и водителем, и землекопом.

* В Улуг-Хемском леспромхозе познакомился с человеком, который помог мне восстановить документы, подтверждающие, что я воевал, что ранен был. Их у меня после войны украли. И несколько десятков лет я был вроде и ненастоящий ветеран. Обращался в военкомат, так там один майор велел мне номер госпиталя вспомнить, а я не смог. Он и сказал: «Ничем помочь не могу».

А вот Ренат Абрамович Кукарин помог, хоть к военкомату никакого отношения не имел. Просто мы работали вместе. Однажды он у меня спросил: «Ты же, Семенович, вроде воевал, почему льготами не пользуешься?» Рассказал я ему, что документы украли. Он стал расспрашивать, где я воевал, где ранен был, где в госпиталях лечился. Все он записал и сказал: «Я сам запрос отправлю в военный архив». И отправил. Через три месяца пришли мои документы, меня сразу на комиссию отправили. Так помог мне Ренат Абрамович, светлая память ему. Есть у меня и награды – Орден Отечественной войны, медали юбилейные, только почти не ношу я их. Так и не привык.

Рассказ ветерана записала Виктория ЛАЧУГИНА, ученица 6 класса, гимназия №5, г. Кызыл
  • 4 934