Кто читает рэп?

Как всегда, вопреки ожиданиям скептиков и чиновников, с 5 по 7 июля 2005 года в Чадане прошел VII международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ–2005».

Так уж повелось у нас, что «Устуу-Хурээ» – это фестиваль, проходящий вопреки всем законам шоу-бизнеса и менеджмента. «Устуу-Хурээ» – это не столько фестиваль, сколько некое движение, проповедующее свободу творчества.

Странно, конечно, говорить про свободу творчества в демократической стране. Но диктат рынка не лучше диктата цензуры тоталитарных режимов. Ведь на смену таким понятиям, как цензура, приходит новое слово – формат (т.е. некая усредненная форма жанра, за рамки которого музыкант не должен выходить). Разве могут сегодня издаваться и успешно продвигаться группы и коллективы, чья музыка не соответствуют тому или иному формату? Нет. Вы никогда не услышите на «Авторадио» музыку Сайын-хоо. Вы никогда не услышите музыку «Сан-Ра Arkestra» на «Русском радио». И, тем более, не услышите всех участников фестиваля «Устуу-Хурээ» в «Европе плюс». Потому что у каждой радиостанции – свой формат, свой круг слушателей, готовых принимать только определенную, понятную им музыку.

Формат действует даже в звукозаписывающих компаниях. Ну какая студия возьмется раскручивать альбом неизвестных, и при этом не соответствующему тому или иному формату музыкантов? Да будь они хоть трижды гениальнее битлов и роллингов, рынок все равно будет диктовать свое: главное – прибыль. Прибыль же приносят те самые, «отформатированные» группы, у которых уже есть свой круг слушателей, на которых можно зарабатывать деньги. Но что изволите делать остальным?

* Вот и приходится музыкантам искать окольные пути. А «Устуу-Хурээ» – фестиваль, который привлекает тех самых «неформатных» музыкантов, давая им глоток свободы.

Музыканты в «Устуу-Хурээ» раскрепощаются, и у них словно вырастают крылья. Вот взять, например, духовой оркестр Кызыльского училища искусств, который на фестивале вдруг начал читать зажигательный рэп. Что творилось на сцене и среди зрителей – не описать словами. Люди в классической одежде, играющие классическую музыку, танцевали и читали рэп, а уже подуставшие зрители вскакивали с мест, чтобы подхватить этот невероятный ритм… Одним словом – культурный шок. Казалось бы, самые консервативные музыканты – и вдруг выдали такое… Зрители еще 15 минут звали духовиков на сцену, хотя те давно уже ушли к своим палаткам…

Формат сковывает музыканта, а «Устуу-Хурээ» дает толчок, новый импульс к творчеству. Он позволяет выйти из своего, узкого мира. Или формата, если рассуждать по-современному. Правда, и тут свобода ограничиваеться тихими словами режиссера: «Ребята, пожалуйста, выступайте не больше 15 минут».

* Говоря об «Устуу-Хурээ», мы часто забываем про саму музыку. Околомузыкальные новости обсуждаются лишь вперемешку с проблемами реставрации храма и проведения фестиваля. Получается, что храм с его проблемами живет своей жизнью, а музыка на фестивале – своей. Оргкомитетом фестиваля музыка официально поставлена на второе место, ведь главная цель фестиваля – восстановление храмового комплекса. А музыка – чтобы привлечь внимание к храму. Правда, с главной задачей фестиваля – все еще большая проблема, а музыка так и вырывается, требуя внимание к себе, ревностно взирая на храм… Может быть, когда храм построят, а все проблемы постепенно отпадут, журналисты перестанут критиковать чиновников и начнут писать только о музыке. Но будет ли это, еще неизвестно. А пока приходится журналистам писать о других вещах. О политике, министерстве культуры, бедности, воровстве, в то время как музыка (в статьях, в интервью, в беседах, репортажах) – только фон.

* Несомненным плюсом фестиваля был хороший звук. Да и уровень наших музыкантов значительно вырос. К минусам можно отнести проблему с охраной. Милиционеры во время фестиваля работали спустя рукава… В самом начале, перед открытием конкурсной программы, организаторы два часа искали четверых милиционеров, чтобы те присматривали за аппаратурой. Кое-как нашли. Но, отстояв день, милиционеры «растворились» среди зрителей, изредка останавливая подвыпивших парней (и это называется усиленный режим?). Из-за недобросовестной работы милиционеров, у американских музыкантов из ансамбля «Сан-Ра», украли цифровую видеокамеру, когда они выступали.

Воровство на фестивале постепенно приобретает все больший масштаб. Жертвами воров стала также певица из Горной Шории. Но самым наглым и вопиющим был случай, когда во время награждения победителей парень, буквально из-под носа организаторов украл один из призов (футболку с логотипом «Устуу-Хурээ»). За вором гонялся режиссер фестиваля – Орлан Дамба-Хуурак, а вовсе не доблестные стражи порядка, которые к этому времени, скорее всего, разошлись по домам. По крайней мере, в храмовом комплексе их видно не было. Парня поймали, провели профилактическую беседу и, приняв извинения, отпустили восвояси… Конечно, воровство футболки не тяжкое преступление, но сам факт, что человек обнаглел настолько, что крадет чуть ли не на глазах у организаторов, говорит о многом.

* Были также на фестивале моменты, которых можно охарактеризовать как нейтральные. Например, тенденция, отмеченная впервые в прошлом году, когда музыкантов «Сан-Ра» попросили играть более популярные композиции. В этом году музыканты на фестивале живой музыки стали добавлять много «неживых» элементов. Эта и электронная музыка Сайын-хоо, и вкрапления минусовок (пение под фонограмму) Дакоты. Неужели фестиваль попсовеет? Скорее всего, нет. Просто в музыкальном смысле «Устуу-Хурээ» становится более «удобоваримым» для слушателей. Фестиваль выходит на другой, более профессиональный уровень, а прежний андеграунд постепенно растворяется, уступая место новой музыке. Хорошо это или плохо, я не знаю.  

Виталий ПЕТРОВ, студент Томского госуниверситета
  • 3 567