Гений души. О Валерие Елизарове
Легкость и нежность, улыбка и восхищение не покидают тебя, когда глаза следят за тонкой линией: мотылек, шнурок, магия луны, взгляд… Валерий Елизаров в очередной раз удивил и влюбил в себя. С 8 июля в Доме художника работает выставка его графических произведений под лаконичным и емким названием «Линия».
Удивлять и восхищать арт-художнику Елизарову есть чем: живопись, иллюстрации, изделия из бересты, шаманские бубны, графика. В этом многообразии мне запомнилась и каменная стела – память о Хеймо Лаппалайнене, которую они с Кенин-Лопсаном хотели установить на горе Хайыракан. Только Валера со своим восприятием мира, как прекрасного и единого целого, мог соединить тувинский шаманизм и скандинавские руны. И чтобы это понять, надо было увидеть стелу. Ее, кстати, не установили ни на Хайыракане, ни в другом месте.
Тема шаманизма в живописи и иллюстрациях Валерия Елизарова, на мой взгляд, выходит за привычные для Тувы рамки ее восприятия. Очень поэтичные алгышы тувинских шаманов в книге Монгуша Кенин-Лопсана «Шаманские песни и мифы Тувы» с иллюстрациями Валерия Елизарова придают шаманизму привкус фэнтази, таинственной и красивой магии с глубоким философским смыслом. Загвоздка в том, что в Туве шаманизм – это фактически реальность.
На персональном интернет-сайте Валерия можно полюбоваться бубнами, на которых бубнят шаманы Тувы, Хакасии и Германии, изделиями из бересты, выполненными с виртуозным мастерством, и живописными работами. Многообразие – его девиз. Но успех художника Елизарова – это успех личности. Во всех его работах – труд души, поэтому и влюбляешься в художника.
Валерий творит не для себя, а для людей. Открытие выставки прошло вполне в его духе – не гости чествовали художника, а он благодарил друзей, поклонников своего творчества и дарил диски, наборы открыток со своими работами, стильные пакеты с изображением авторской графики и сувениры собственного исполнения. Дарил своим друзьям, которые помогли ему организовать выставку – Андрею Шабалинскому (программное обеспечение компьютерной презентации), Ольге Черезовой (наборы открыток – копии графических гравюр), Виталию Шайфулину, Владимиру Кузнецову (ООО «Инфотех») и многим другим.
Отличная идея со спичечными коробками, на которых наклеены уменьшенные репродукции графических работ тоже подарена другом – Дамиром Муратовым. Главный приз разыгранной лотереи – графическая гравюра «Память любви»» по закону случайности, но вполне заслуженно, тоже выпала другу семьи Елизаровых – Раисе Долотовой. Дружба вознаграждается.
Всматривающаяся в работы из серии «Линия» публика была весьма и весьма представительной: питерские археологи, архитектор Вилля Хаславская, журналист Марина Кенин-Лопсан (никто не пишет лучше о творчестве Елизарова), доктор наук Светлана Курбатская, директор агентства по науке и учебным заведениям РТ Лидия Ондар в окружении грозных экзаменаторов (был разгар вступительных экзаменов).
Тележурналист и поэт Саяна Ондур о рисунке «Албыс – степные русалки»: «Оказывается, можно представить албыс (в тувинском фольклоре, скорее, ведьмы) степными русалками». Мне же понравилась царевна-лягушка. Сразу стало понятно, как она должна выглядеть. Ни царевна, ни лягушка, а именно царевна-лягушка. Галина Принцева (с ее сборника стихов «Память любви», иллюстрированного одноименной работой Елизарова, и началась эта серия) сказала очень просто: «Среди нас живет гений».
Фото Виталия Шайфулина
Марина ЧАНЗАН