НАШИХ ЦЫПЛЯТ И ВЕСНОЙ СЧИТАЮТ

Аккурат в первый по календарю день весны уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин вручил Президенту России Владимиру Путину «рентгеновский снимок российского общества».

Так он охарактеризовал собственный доклад о соблюдении прав человека в нашей стране в 2004 году и подчеркнул, что «снимок» этот можно считать достоверным, поскольку составлен он на основе жалоб и обращений граждан.

Львиная доля обращений, как заявил уполномоченный, касается нарушения прав граждан в социальной сфере. Удивляться тут нечему, именно «социалка» – уровень и своевременность выплаты заработной платы, пособий, пенсий, доступность и качество жилья, медицинских и образовательных услуг, тарифы на коммунальные услуги – самый чувствительный барометр состояния общества. И гораздо более точный, нежели отчёты о росте ВВП и размерах Стабилизационного фонда. Потому что тот рост и тот фонд не оказывают никакого влияния на качество жизни абсолютного большинства граждан. Особенно тех, что живут в дотационных регионах.

Есть ли причины порадоваться экономическим успехам страны у наших земляков – больных диабетом, которые уже несколько месяцев живут в страхе: что будет, если не удастся найти инсулин? Пока спасает эндокринологическое отделение республиканской больницы, но инсулин на исходе и там.

Каким образом педагоги и родители должны убеждать себя и детей в наличии добрых перемен, если они знают, что школы в Кызыле – снова без электричества по причине долгов, а уроки по этой причине приходится сокращать.

Видят ли просвет в своих малорадостных буднях те самые «незащищённые слои населения» , которых мудрые члены тувинского правительства и не менее мудрые депутаты Великого Хурала в декабре решили оградить от возможности получать субсидии на жилищно-коммунальные услуги. Постановили, что право на субсидии надо дать только тем, чей доход составляет только половину прожиточного минимума. Обеспечив десяток – другой нервных потрясений, власти сделали народу одолжение: решили, что на субсидии могут рассчитывать граждане, чей среднедушевой доход не превышает размер прожиточного минимума.

Но зато теперь при определении вашего совокупного дохода собираются учитывать не только пенсии, зарплаты, пособия и прочие выплаты, доходы от сдачи в аренду квартир (что вполне справедливо), но и … стоимость мяса выращенного вами цыплёнка, килограмма огурцов, снятых вами с собственной грядки, и стоимость картошки, которую вы с семьёй вырастили, чтобы кормить детей не одними макаронами. Зачем это делается – понятно: надо всеми силами уменьшить количество граждан, которые смогут претендовать на помощь государства при оплате жилья и коммунальных услуг. И тогда, по всей вероятности, государство станет совсем богатым. А наша республика, часть этого государства – бездотационной.

Похоже, первых кандидатов в «богачи» в России уже определили. С 1 марта прибавку получили пенсионеры – увеличен размер базовой части трудовой пенсии по старости. Теперь он составляет 900 рублей. Это в среднем по России. В Туве с 1 января 2004 года размер базовой части трудовой пенсии начисляется с учётом районных коэффициентов, поэтому прибавка будет больше.

Как сообщила главный специалист отдела назначения и выплаты пенсий отделения Пенсионного фонда России по РТ Анаймаа Тюлюш, размер базовой части трудовой пенсии у пенсионеров по старости, проживающих в Монгун-Тайгинском, Тоджинском, Тере-Хольском кожуунах (с. Кунгуртуг), составит с 1 марта 1350 рублей (увеличится на 360 рублей), у пенсионеров, проживающих в других кожуунах и городах – 1260 рублей (увеличится на 336 рублей).

У инвалидов первой группы и пожилых людей, которым уже исполнилось 80 лет, базовая часть пенсии теперь составляет: в Монгун-Тайге, Тодже, Кунгуртуге – 2700 рублей (увеличилась на 720 рублей), на остальной территории республики – 2520 рублей (увеличилась на 672 рубля). Аналогично изменился размер социальной пенсии на ребёнка-инвалида.

Увеличен также размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца. С 1марта в Монгун-Тайге, Тодже, Кунгуртуге он составляет 675 рублей (увеличился на 180 рублей), в других кожуунах и городах – 630 рублей (увеличился на 168 рублей).

Порадоваться бы за всех пенсионеров, ветеранов, инвалидов, да боюсь, радость выйдет фальшивой. За последние две недели пришлось не раз представить себя на месте невыходящего из дома инвалида, которого несколько месяцев успокаивали, что от монетизации льгот будет ему гораздо легче жить.

Сосед мой Владимир Иванович как раз инвалид, но из тех, что ничего никогда не просит. Долгов копить не любит. И потому очень удивился, когда в начале февраля счёт принесли из МУП «Наш дом», в котором указано, что за январь он не доплатил, а за февраль и вовсе должен платить 100 процентов – без всяких льгот.

Подобные счета, как выяснилось, принесли всем его «коллегам» – бывшим льготникам. В конторе «Нашего дома» в эти дни – не протолкнуться от стариков. Вопрос они задают один: где наши льготы на оплату жилья, ведь их обещали сохранить? Действительно, обещали. С самых высоких российских трибун. И деньги на это предусмотрели в федеральном бюджете. И определили, сколько каждому региону причитается. А вот распорядились этими деньгами в республиках, краях и областях по-разному. В большинстве регионов, более успешных, чем наш, льготы на оплату жилья и коммунальные услуги оставили в натуральном виде, как было.

Правительство Тувы решило полностью монетизировать все льготы. И под занавес 2004 года, 29 декабря, приняло постановление №1209 «Об утверждении порядка предоставления (выплаты) мер социальной поддержки для оплаты жилья и коммунальных услуг, выделяемых за счёт федерального бюджета». В постановлении указана и дата вступления документа в действие – 1 января 2005 года. Опубликовано постановление только 13 января, то есть о новых правилах получения поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидов и ветеранов, внесённых в федеральный регистр, люди узнали «задним числом». А большинство бывших льготников не узнали вовсе.

Никто из чиновников в течение января не позаботился о том, чтобы ответить на главный вопрос: какой такой благой мыслью руководствовалось Правительство РТ, принимая решение о полной монатизации льгот? Оно не знало, что 1 января – уже через два дня? Оно не знало, что к реализации постановления надо тщательно готовиться, что лицевых счетов, куда должны идти деньги, которыми заменили льготы на жильё, нет? Не подозревала обо всём этом администрация г. Кызыла?

Итог известен: льготники получают квитанции, не понимая, что им делать дальше. Выбор небольшой: не платить вовсе – накопятся огромные долги, платить полностью и ждать перерасчёта – ещё хуже, не на что жить. Ждать, что власти опомнятся? Боюсь, не все смогут дождаться. Власти трудятся – считают цыплят.

Анна ЛАЧУГИНА
  • 2 897