ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ
50, 43, 33 – именно такие проценты явки избирателей, одни из самых высоких в стране, фигурировали в республиканском выборном законодательстве в разные годы. Но, увы, чаще всего такой высокий барьер оказывался непреодолим для избирателей-кызыльчан.
Сколько избирателей должно прийти на участки, чтобы считать выборы состоявшимися? – сегодня этот вопрос вновь среди самых актуальных, так как осенью предстоит избрать новый парламент республики.
На апрельском сессионном заседании Законодательной палаты Великого Хурала РТ рассматривался новый законопроект «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала РТ», разработанный Комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению во главе с Анатолием Дамба-Хуураком. В нем предложено установить 25-процентный порог явки избирателей. Дискуссии, которые возникли по этой цифре, депутаты вели уже усталыми голосами.
* Борьба между парламентом и правительством за снижение процента явки ведется, как минимум, с 1999 года.
Тогда процент явки по предложению Шериг-оола Ооржака установили на отметке 50. Его мотивация была железобетонной: за меня проголосовали 70 процентов избирателей, пусть депутаты тоже постараются.
В итоге парламент прошлого созыва был сформирован не в полном составе, Кызыл избрал минимум своих представителей. Такая же судьба ожидала и новый состав депутатов, из 32 необходимых было избрано 24 депутата, и опять все вакантные места – по Кызылу. Восьмой год, после очередного напряжения взаимоотношений с «Белым Домом», депутатов начинают пугать лишением кворума. Сегодня, чтобы лишить Законодательную палату полномочий, достаточно двум-трем депутатам сделать заманчивые предложения.
* С тех, 50-процентных времен, в Кызыле постоянно проходят малоуловимые довыборы в республиканский парламент и в городской Хурал.
Эта перманентность свела интерес к выборам практически к нулю, а если точнее – выработала у кызылчан стойкую аллергию на красные урны. Даже несмотря на то, что в ходе «кровопролитных» политических сражений процент явки постепенно, шаг за шагом, удалось снизить до 33.
Пока в Туве шли «сражения» за 43 и 33 процента, по всей стране прочно утвердились демократичные 25. По этому проценту явки избирают депутатов Госдумы и почти все региональные парламенты. Именно 25 процентов явки избирателей советуют установить все политические партии, включая самую «властную» – «Единую Россию». Мало того, что экономятся деньги – и бюджетные, и спонсорские, выборная картина стала выглядеть чуть светлее. Но не в Туве.
И дело уже далеко не в том, чтобы сделать выборы всенародными. Как раз наоборот – избиратели-кызыльчане чересчур самостоятельны в своем выборе. Примеров прот
Марина ЧАНЗАН