С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА

«Тува? Что же я знаю о вас?» – моя соседка по номеру московской гостиницы «Измайлово», преподаватель архангельского университета, обучающая студентов – будущих журналистов, старательно задумывается. Улыбается облегченно. Вспомнила! Анекдот недавно слышала. «Только я не знаю фамилию вашего главы, поэтому без фамилии расскажу».

Начальника Тувы спросили:

– Почему вы против строительства в Туве железной дороги?

– Да вы что, у меня же половина республики разъедется!

Смеюсь. Я этого анекдота не слышала. Действительно, остро: ответ на вопрос не в бровь, а в глаз. Что ж, приятно, что слава о Туве и до северного Архангельска докатилась. Это я без иронии говорю, на полном серьезе, ведь попасть в анекдот, кочующий по России – уже признак популярности. Все же лучше, чем имидж российского поставщика наркотического зелья.

А то, что, несмотря на пятнадцатилетний стаж руководства республикой, имя Шериг-оола Дизижиковича Ооржака остается неизвестным широкой российской общественности, это уже не проблема общественности, а проблема героя анекдота.

А вот незнание собственной географии – серьезная проблема российского общества.

В этом я убедилась, попутешествовав по России в мае-июне. Насыщенные были для меня дни. Конференция «Фашизм – угроза будущему России» в Москве, Всероссийское совещание редакторов городских и районных газет в Вологде. Снова Москва – конференция Фонда защиты гласности «Пресса под прессом: книги ФЗГ – мирное оружие в борьбе за свободу слова в России». Потом Татарстан (Казань и Елабуга) – Второй Конгресс региональных и национальных СМИ.

Самолет, поезд, теплоход, снова поезд, автобус. Наездилась от души. И, кстати, полностью оценила нарусовскую мечту-фикс о строительстве в Туву железной дороги. Сегодня из Кызыла в Москву на самолетах много не полетаешь: очень уж «кусаются» рейсы с пересадкой в Красноярске или Новосибирске. Загубили прямой доступный рейс в Москву вместе со щедрым ельцинским подарком – самолетом, отдавая эту республиканскую собственность в аренду не по-хозяйски. Не способен больше к полету самолет, «заездили клячу, надорвалась».

А вот сесть бы в поезд, не трясясь для этого девять часов на автобусе до Абакана… Российские железные дороги можно похвалить: наладили порядок, даже не сравнить с периодом разброда и шатания девяностых, когда, сев в вагон, опасался всего: криминала, грязи-заразы, хамства полупьяных проводников.

Сейчас, особенно если попадешь в фирменный поезд или вагон «с повышенной комфортностью», то едешь, горя не зная. В составе – милицейское сопровождение. В вагоне все вылизано, блестит, проводники вежливые, постельное белье чуть ли не хрустит от свежести, да еще и газеты разложены в каждом купе. А в обоих концах вагона – электронные табло с московским временем и указателем… занятости-свободности туалета. А в самих туалетах – чистота и мыло с бумагой туалетной не переводятся. Приятно.

И, чем еще поезд хорош: можно отоспаться, наконец, под стук колес по полной программе. Можно глядеть в окно, наглядно постигая величие своей страны, хоть и урезанной на страны СНГ, но все равно необъятной. А в беседах с попутчиками узнавать не газетно-телевизионную, а реальную Россию.

Так вот в этих беседах и выяснилось, что мы сами свою страну и живущих в ней не знаем.

Едет домой из Мурманской области семейная бригада башкирских рабочих: подряжались на ремонт заброшенных и разворованных в период упадка армии служебных квартир в отдаленном военном городке. «Башкирия? Это же не в России?» – спрашивает соседка-мурманчанка. Ей наперебой начинают объяснять, что как раз в России. Она сомневается. Приходится вмешаться и с умным видом компетентно заявить: Республика Башкортостан – полноправный субъект Российской Федерации, согласно Конституции.

Вопрос о том, в составе ли России Тува, который был основным в девяностые годы, теперь приходится слышать реже, чем прежде. Здесь, думаю, помог и авторитет Сергея Шойгу. Чрезвычайного министра знают и уважают во всей России, то, что его родина – Тува отпечаталось в сознании многих. Сегодня уже и ведущие центральных телеканалов изжили постоянную ошибку девяностых годов: научились правильно произносить фамилию Шойгу – с ударением на последнем слоге.

Но все равно каждый раз приходится уточнять: где ж конкретно находится Тува и как называется столица республики. Что случайные поездные попутчики, если даже коллеги – журналисты впадают в глубокую задумчивость: а где это? Чтобы не мучить их и себя смутными пояснениями «Пониже Красноярска, повыше Монголии», завела даже специальный «выездной» блокнот с картой России. Очень удобно – ткнешь шариковой ручкой в карту, и все вопросы снимаются. Очень выручал меня этот блокнот на журналистских форумах региональных СМИ и в Вологде, и в Татарстане.

Эти форумы, прошедшие один за другим – показатель возросшего внимания федеральных органов власти к региональным СМИ, как к основному источнику информации, которому, по данным опросов общественного мнения, люди доверяют в гораздо большей степени, чем центральным.

«Кому больше доверяют люди?» – задал вопрос руководитель Федерального агентства Российской Федерации по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский на совещании редакторов районных и городских газет в Вологде, проводимом Агентством при поддержке «МедиаСоюза» и Правительства Вологодской области 19-20 мая. И сам же на него ответил: «Местным СМИ. Читатель предпочитает выписывать свою газету – местную, она ему ближе по тематике».

Как в сегодняшней непростой для региональных СМИ финансовой ситуации сохранить для читателей местную прессу? В 2006 году введена новая форма финансовой поддержки СМИ, независимо от формы собственности – на конкурсной основе, на это выделен 151 миллион рублей. Условия конкурса открыты – размещены на сайте агентства. Федеральная позиция на совещании озвучена

Надежда АНТУФЬЕВА
  • 3 326