ГОРЬКИЕ КРЫЛЬЯ НАШИ
Макушку лета, середину июля, страна встречает в трауре. В Иркутске во вторник, 12 июля, прошли первые похороны жителей города, погибших в авиакатастрофе утром 9 июля.
Эхо трагедии – не только по всей России, но и за ее пределами. На борту аэробуса А-310, вылетевшего в Иркутск вечером 8 июля из московского аэропорта «Домодедово», находилось 203 человека – граждане России (в том числе группа детей, которые направлялись на Байкал), Украины, Китая.
Многие авиапассажиры, особенно летающие на дальние расстояния, считают удобными именно такие рейсы. Сел вечером в самолет, дождался взлета и задремал, проснулся уже в другом конце станы.
² В Иркутск хорошо прилетать именно прохладным утром.
Когда самолет заходит на посадку, пассажиры приникают к иллюминаторам: внизу, под нежным покрывалом тумана, бескрайнее таежное «море». А потом вдруг возникает город. Он совсем рядом, точнее, аэропорт находится прямо в городской черте, добраться в центр можно троллейбусом или «маршруткой». Многие так и делают, не тратясь на такси.
Скорее всего, пассажиры рейса №778 «Москва – Иркутск» 9 июля около восьми утра по иркутскому времени уже облегченно вздохнули, почувствовав, как самолет коснулся взлетно-посадочной полосы. То, что случилось потом, в экстренных выпусках новостей повторяли бессчетное количество раз.
² Лайнер выкатился за пределы поля и, пробив бетонное ограждение, врезался в гаражи.
На борту начался пожар. Передняя часть самолета была разрушена полностью. Находившиеся там люди – члены экипажа и пассажиры погибли.
Жители прилегающих к аэропорту домов рассказывали потом журналистам, как шли мимо их домов обожженные люди.
Скорбные итоги: 131 человек погиб, 70 пострадали, двое считаются пропавшими без вести. По данным на 13 июля, в больницах Иркутска остаются около сорока человек, в Москву самолетом доставлены 12 раненых, многие – в тяжелом состоянии.
² И сразу же после катастрофы вновь заговорили о том, что Иркутск – один из самых опасных городов для авиации.
Аэропорт расположен в городской черте, полоса короткая, с уклоном, в районе аэропорта часты туманы. Все это было известно и 10, и 20 лет назад. Эти разговоры слышу каждый раз, бывая в Иркутске,слышала все пять лет, пока там жила.
Причем, так опасно расположен не только гражданский аэропорт, но и военный аэродром. Именно с него взлетел 6 декабря 1997 года транспортный АН-124 «Руслан» с истребителями на борту. Он упал на жилую многоэтажку в районе, расположенном рядом с авиазаводом. Тихая улица со старыми тополями пережили ужас.
3 января 1994 года в иркутском аэропорту при взлете разбился «ТУ-154» «Байкал-Авиа», погибли 124 человека.
Пять лет назад июль был таким же траурным: 3 июля 2001 года под Иркутском разбился еще один «ТУ-154», погибли 145 человек. Самолет, принадлежавший компании «Владивосток-Авиа», упал в районе пригородного села. И тогда тоже говорили о необходимости переноса аэропорта.
Надежда на то, что это случится в обозримом будущем, появилась только сейчас: министр транспорта России Игорь Левитин заявил на этой неделе в Иркутске, что строительство нового аэропорта начнется через два года. Но даже неспециалисту ясно, что объекты такого уровня не могут строиться за несколько месяцев, на это уйдет минимум несколько лет. Это значит – проблема сохранится.
² Кроме того, авиапроисшествия случаются не только по причине неудобного расположения аэропорта.
Чаще их причина – в техническом состоянии воздушных судов. Подтверждение тому страна получила и в день траура. Примерно в 17 часов по местному времени 10 июля, когда спасатели еще разбирали завалы на месте крушения «А-310», в Иркутске запросил аварийную посадку «ТУ-154» со ста тридцатью пассажирами на борту. Он сел в 18.40, выработав горючее. Обошлось.
В этот же день аварийную посадку вблизи Симферополя совершил самолет, на котором летел главком ВМФ России с группой офицеров. Лайнер тоже выкатился за пределы поля и загорелся, несколько человек пострадали.
Вечером в Багашове Томской области также аварийную посадку совершил «Як-40», на борту находились 35 человек. К счастью, никто не пострадал.
² В эти же дни по каналам информагенств промелькнула информация о том, что эксперты в области авиаперевозок считают, что самолетный парк в мире в целом через два года выработает свой ресурс окончательно.
К этому можно относиться скептически, но если суммировать сообщения о финансовых трудностях авиакомпаний России, в том числе Сибири, о бесконечных процедурах банкротства, о старых самолетах, становится очень тревожно: когда же им заниматься обеспечением безопасности полетов, если их постоянно «штормит»?
Анна ЛАЧУГИНА